Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены международные акты, ряд кодексов, федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их безопасность, а также помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Этим занимаются государственные уполномоченные по правам ребенка органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

В соответствии со статьей 31 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 121 Семейного Кодекса Российской Федерации функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

В соответствии с ФЗ № 48, опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет - попечительство.

Подбор опекунов или попечителей, усыновителей, приемных родителей совершает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом), по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 217 «О Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием». В судебной практике встречались такие дела, при рассмотрении которых было выявлено то, что согласно объяснениям представителей органов исполнительной власти и исследованным судом журналам учета кандидатов в усыновители, установленный российским законодательством, порядок учета кандидатов в усыновители не был определен, а также работа по подбору конкретного ребенка не велась.

Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) - условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

В соответствии, с нормами вышеуказанного нормативно-правового акта опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

- не лишались (не ограничивались) родительских прав;

не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (пункт 1 статья 123 Семейного Кодекса РФ).

Государственная гарантия по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена статьей 71 Семейного кодекса РФ. В связи с этой гарантией, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно статье 80 Семейного кодекса РФ функционирует норма, в соответствии с которой лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего несовершеннолетнего ребенка.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей (статья 81 Семейного кодекса РФ).

ФЗ № 159 определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует такое право, как право на образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению, для получения среднего и высшего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы, а также обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия и ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 659, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, согласно статье ФЗ № 159. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

В соответствии со статьей 8 ФЗ № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на труд, которое регулируется статье 9 ФЗ № 159. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь в виде:

) правового консультирования в устной и письменной форме;

) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации