Подсчет результатов, определение психологического портрета и типа темперамента
Подсчет результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах Регистрационного листа.
Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту а и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е -1) обработка на этом заканчивается, а вот данные столбцов 2-3 (S - N) 4-5 (Т - F), 6-7 (J - Р) попарно складываются, и сумма записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал. Таким образом, вы получите четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обведите ту букву (Е или I, S или N, Т или F, J или Р), которой соответствует большее число из пары. Если числа равные (для шкалы Е -I это 5-5, для всех остальных 10-10), обводите правую букву.
В результате вы получили четыре объединенные буквы. Они обозначают ваш психологический портрет. Это могут быть комбинации:
ESFP ESFJ ENFJ ENTJ ISFP ISFP INFJ INTJ
ESTP ESTJ ENFP ENTP ISTP ISTJ INFP INTP
Теперь определим яркость выраженности вашего типа или просто «яркость». Яркость обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ, brightness). Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и т. д. Яркость вычисляется следующим образом для первой шкалы (Е — I): от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимаем число пять. Результат умножаем на 2: (max - 5) X 2, где max - большее число из пары записанных внизу регистрационного листа. Полученная яркость записывается на бланке ниже «вашей» обведенной буквы.
Для остальных шкал порядок вычисления яркости еще более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимаем 10.
Арифметическая сумма яркостей по всем четырем шкалам представляет собой суммарную яркость выраженности вашего типа, обозначаемую буквой «сигма».
Подобная характеристика позволяет разделить людей на «ярких» (20< Е <40) и «неярких» (0< Е <20). Для первых характерна высокая„степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической группы во времени – лишь 8 % из числа «ярких» изменяют свой тип через 10 месяцев. Степень соответствия портрета особенностям личности «неярких» представителей может быть несколько меньшей, чем «ярких».
Теперь выясним, что мы называем «психологическими портретами», а что – «типами темперамента». Следует заметить, что в работах К. Г. Юнга нет четких описаний ни для; «портретов», ни для «темпераментов». Юнг описал недвусмысленно лишь три пары основных противоположных факторов: экстраверсию - интроверсию (Е - I, от англ. Extravertion - Introvertion), здравомыслие
- интуицию (S - N от англ. Sensation – INtuition), логичность - чувствование (Т
- F, от англ. Thinking - Feeling) и варианты их сочетания.
Люди, относящиеся к N - категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Для S - людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критериями для принятия решений. Им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Следует отметить, что подобная краткая характеристика отнюдь не исчерпывает психологического содержания данной шкалы. Однако особое значение шкалы должно быть ясно уже потому, что разногласия между представителями S -и N - лагерей бывают особенно непримиримыми и могут служить основой серьезных социальных и личностных проблем.
Люди, предпочитающие опираться на Т-характеристику в обработке информации и принятии решений, считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F - людям присущи субъективизм, гуманность; они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала Т - F - единственная, в которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин – Т-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60 процентов относят себя к F -категории.
Люди со стойким J - предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. Р - люди стараются сохранить как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Им свойственно стремление собрать максимум информации до того момента, когда нужно будет принимать решение. Их действия часто бывают достаточно импульсивными.
Заслуга Д. Кейрси состоит в том, что он сумел выделить, детально описать и с успехом использовать на практике категории более крупные и емкие, чем психологические портреты. Он назвал их четырьмя «типами темперамента», обращая особое внимание на устойчивость, долгосрочность, наследуемость и фундаментальность этих типов. Мы рассмотрим различия между четырьмя типами темперамента и шестнадцатью психологическими портретами во второй главе, сейчас лишь обратим ваше внимание на соотношение типов и портретов. Каждый из четырех типов подразделяется на четыре психологических портрета:
SP - тип темперамента Дионисий включает в себя четыре портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.
SJ - тип темперамента Эпиметей подразделяется на портреты: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.
NF - тип темперамента Аполлон дает начало следующим психологическим портретам: ENFJ, INFJ, ENFP, INFP.
NT – тип темперамента Прометей состоит из четырех портретов:
ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.
Попутно необходимо заметить, что К. Г. Юнг не считал наличие одного
из качеств (экстраверсии или интроверсии, интуиции или здравомыслия и т. д.) фактором, исключающим существование противоположных характеристик у данного человека. Имеет значение лишь степень выраженности того или другого качества по сравнению с противоположным, степень предпочтения, отдаваемого индивидом одному из полярных качеств. Например, экстраверт в определенных ситуациях может вести себя как интроверт, но подобные варианты поведения для него будут менее характерны, менее привычны.
Для SP (темперамента Дионисий) краткие описания относящихся к нему психологических портретов будут следующими.
1 ESFP – Тамада оптимизм и теплота, избегают одиночества, идут по жизни смеясь, жизнь — сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щедрость; поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка, умение работать с людьми; богатство языка; наука - дело не для них, бизнес, торговля.
2. ISFP –Художник: свойства личности проявляются в искусстве (Бет
ховен, Рембрандт); эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей ми
нуты, высочайшая чувствительность к оттенкам и полутонам; тонкости устной
и письменной речи обычно не интересуют их; музыка, танцы, рисование - вот
их области; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.
3. ESTP - Антрепренер: энергия, игра, неистощимый, искушенный в об
ращении с людьми, остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани
катастрофы, поиск острых ощущений; выгода во взаимоотношениях; погоня
за Госпожой Удачей, риск.
4. ISTP - Мастер: не признают субординации; бесстрашие, жажда действий, пилотирование, серфинг, умение обращаться с инструментами: скальпель, долото или штурвал авиалайнера; боевики, ниндзя; братские взаимоотношения; часто бросают школу и не стремятся к высшему образованию.
Для SJ (темперамента Эпиметей) деление на портреты выглядит следующим образом:
1. ESFJ - Торговец: открытый, практичный, житейская мудрость; компанейский, гостеприимный, общительный; интересы клиента превыше всего; ответственный.
2. ISFJ - Хранитель традиций: спокойный; интересы организации, традиции, ответственный; связь времен; все по плану; заботливый; выполнять поручения спокойнее, чем руководить; хозяин в своем доме.
3. ESTJ -Администратор: лидер, ответственный, долг иерархия; поря
док, практичный; открытый; все по плану, без глупостей и лишних выдумок;
бесхитростный, исполнительный, цельная натура.
4. ISTJ - Опекун: долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; основательность и детальность.
Для NF (темперамент Аполлон) деление на портреты выглядит следующим образом:
1. ENFJ- Педагог: лидер, общительный, внимательный, к чувствам других людей; образцовый родитель; нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности; умение распределить роли в группе.
2. INFJ - Предсказатель: радость друзей - радость и для INFJ; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; врач, писатель, гармония человеческих взаимоотношений, психолог.
3. ENFP -Журналист: умение влиять на окружающих, видит людей на
сквозь; отрыв от реальности в поиске гармонии; подмечает все необычное, чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; торговец, политик, драматург; практический психолог; экстравагантность, щедрость, иногда до безрассудства.
4. INFP - Романтик: спокойный, идеалист, чувство собственного достоинства; борьба со злом за идеалы добра и справедливости (Жанна д'Арк); лирический символизм; писатель, психолог, архитектор, кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; «Мой дом - моя крепость»; крайне уживчивые и покладистые супруги.
NT-тип темперамента – Прометей дает начало следующим четырем психологическим портретам:
1. ENTJ – Фельдмаршал: руководитель; ориентация на цель, логичный;
эффективность в работе - превыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель; неутомимый; карьера иногда важнее, чем
семейное благополучие.
2. INTJ - Исследователь: самоуверенный, интересы в будущем, авторитеты не имеют значения; теоретик, «мозговой штурм», жизнь - игра на гигантской шахматной доске, логика; высокие руководящие должности; отсутствие
эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция;
возможные трудности в мире эмоций и чувств.
3. ENTP - Изобретатель: применяет интуицию на практике (в изобретениях); энтузиаст; новатор - важна воплощенная идея, а не идея сама по себе;
очаровательный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям; хороший педагог; юмор; девиз - «Понимать людей!».
4. INTP - Архитектор: ценитель мыслей и речи, мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законов природы, интеллектуал; несколько высокомерный; философ, математик; неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; сложный внутренний мир, полный ассоциаций.
Особенности организации процесса управления (обучения) с учётом различных
типов темперамента обучающегося
Характеризуемые признаки | Тип темперамента обучающегося | |||
SP | SJ | NF | NT | |
С точки зрения субъекта управления в системе субъект – объектных отношений | Активный, требует постоянного общения; чувствительный к казалось бы незаметным изменениям вербального общения | Исполнительный, дисциплинированный; большое значение имеют детали | Общительный, ориентирован на мнение группы; не терпит монотонную работу | Любит чётко поставленную цель; способный; с высоким уровнем познавательных действий |
Отношение к одноклассникам, сокурсникам | Гибкий во взаимоотношениях, лояльный к окружающим | Ровное, доброжелательное, иногда формальное | Внимательное; стремятся гармонировать отношения с каждым; учитывает личностные особенности | В целом объективное; иногда высокомерен; зачастую лидер класса |
Отношение к субъекту управления (педагогу) | Не видит особой значимости педагога в организации обучения; считает, что на многих этапах обучения педагог вообще не нужен | Признаёт значимость и авторитет педагога | Адекватное личностным качествам педагога | Напрямую зависит от профессионализма педагога |
Отношение к аттестационным баллам, оценкам | Внешне не обращает особого внимания и не проявляет беспокойства | Считает свидетельством признания и личного успеха | Считает, что оценки больше характеризуют его личностные качества | Реагирует на уровне «принял к сведению», но всегда даёт самооценку |
Способы приобретения общеобразовательных и профессиональных знаний | Отработка умений и навыков на практике, личностные впечатления | Постоянная, систематическая подготовка по «лестнице» знаний | «Схватывание» сути материала; много черпает из диалога; обладает способностью к «свёртыванию» учебного материала | Аналитический стиль, постоянный поиск системности в изучаемых явлениях; метод аналогий |
Стержневой интерес при обучении | Практические области знания; экспериментальные работы | Предпочитает иметь дело с фактическим материалом; тяготеет к экономическим дисциплинам | Гуманитарные науки | Естественные науки, точные и технические дисциплины |
Особенности организации обратной связи | Через наглядный, игровой стиль; метод «погружения» | По результату, посредством «объективной» оценки деятельности | Воздействуя на его личностные свойства | Подчёркивая его компетентность и знания |
Стиль, методы обучения | Гибкий темп обучения; отсутствие видимого жёсткого контроля; эффективны практические (по Бабанскому Ю.К.), игровые методы обучения | Хорошо структурированный материал, чёткие инструкции по выполнению учебно-познавательных. действий; действенный эффект даёт инструктивно-репродуктивный метод обучения | Обсуждение предлагаемого к изучению материала; дифференцированный подход; индивидуальные задания; целесообразно использовать метод соотнесения каждого акта обучения с потребностью и мотивами обучающихся; перцептивные методы (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) | Тщательно продуманный лекционный материал; реализация способов активизации самостоятельной познавательной деятельности; не допускать повторений, затягивание излагаемого материала; эффективны методы соотнесения, гностические, логические методы (Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., Скаткин М.Н.) |