Педагогические идеи и опыт эпохи Возрождения

Период позднего Средневековья (XIV-XVI в.в.) вошёл в историю, как Эпоха Возрождения. Это очень важный этап в развитии Западной цивилизации, являющийся своеобразным переходным мостиком от Средневековой культуры к культуре Нового времени, происходивший на фоне нового ренессанса идей гуманизма. Гуманистические идеи на данном историческом отрезке отражали свободолюбивые устремления молодой буржуазии, которая, разорвав средневековые экономические путы, в условиях открытия новых земель, а, следовательно, и новых рынков, развития торговли и свободной конкуренции, скопила значительные капиталы и стала всё решительнее добиваться у привилегированных сословий политических прав и свобод. Это стремление к свободе естественным образом переносится ими и в сферу духовной культуры, где присущий Cредневековью культ Бога сменяется культом Человека.

Гуманисты эпохи Возрождения критически переосмысливают средневековую иерархию ценностей и осознают её главный недостаток – принижение самозначимости человека и его земного существования. В поисках разрешения данной несправедливости они реанимируют гуманистические идеи Античности и, наполняя их новым содержанием, формируют новую систему ценностей, ядро которой – идеал свободного человека.

Человек в мировоззрении гуманистов истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал людям свободную волю, после чего те сами должны определять свою судьбу. Основная ставка здесь делается не на божью благодать, а на собственные силы каждого индивида. Гуманисты, как и учёные-богословы, выделяют в человеческой природе духовное и телесное начало, но, в отличие от последних, не считают тело «оковами души». Телесная жизнь для них сама по себе самоценна. Поэтому они отрицают религиозный аскетизм и призывают получать наслаждение и счастье в земной жизни.

Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты большое внимание уделяют вопросам воспитания и обучения, связывая с ними моральный и социальный прогресс общества. Этим объясняется их пристальный интерес к педагогике, получивший реальное воплощение в деятельности создаваемых ими школ (Г. Веронезе, В. де Фельтре и др.) и в многочисленных трудах по соответствующей проблематике (Р. Ашам, П. Верджерио, М. де Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле и др.). Главным идейным источником гуманистической педагогики (особенно после того, как итальянский гуманист П. Браччолини нашёл полный текст «Воспитания оратора» Квинтилиана) стало педагогическое наследие античной культуры. Надо заметить, что гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами, идеями патриотизма, гражданского служения и свободного гармонического развития, так и позднеантичные учения, в которых их привлекли интерес к личности и идеи морального совершенствования. Определённое влияние на гуманистическую педагогику оказали и раннехристианские сочинения. Таким образом, на данном этапе развития Западной цивилизации происходит своеобразный синтез двух культурных традиций – античной и средневековой, приведший, в конечном итоге, к появлению новой ренессанской культурной точки зрения, что ясно прослеживается и в педагогике того периода.

Понимание человека как телесно-духовного единства заставляет деятелей гуманистической педагогики обратить пристальное внимание на физическое развитие, природные наклонности, возрастные, психологические и физиологические особенности детей (П. Верджерио); поднять и попытаться разрешить проблему связи природы и воспитания, обучения и нравственности, природы и нравственности (П. Верджерио, Х.-Л. Вивес, М. де Монтень и др.). В отличие от средневековой системы образования с её принципом «учиться – значит ходить под розгой», педагоги-гуманисты, как и их духовный отец Квинтилиан, решительно выступают против телесных наказаний, предпочитая использовать в качестве стимулирования поощрение и похвалу.

Основными дидактическими принципами для педагогов-гуманистов становятся добровольное и сознательное обучение, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б. Альберти, М. де Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовое воспитание (Л-Б. Альберти, П. Верджерио, Т. Мор). В школьной практике того периода впервые используются воспитательные возможности детского самоуправления, прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения этого используется наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, которые органично связаны с различными формами активного отдыха, такими как прогулки верхом на лошади и пешком, купание в открытых водоёмах, охота, танцы и т.д.. Таким образом, в то время впервые начинает осуществляться, развитая впоследствии Руссо и филантропистами, идея воспитания детей в природе.

Наиболее известным и успешным опытом гуманистического образования в эпоху Возрождения стала школа Витторино де Фельтре (1378-1446), созданная в 1425 году в летней резиденции «сasa giocosa» (весёлый дом) маркграфа Ф. Гонзага в Мантуе. Её главную цель основатель заведения видел в обеспечении свободного развития всех человеческих сил, для чего необходимым считал превратить обучение из наказания в удовольствие, что ему, согласно воспоминаниям его учеников (сам де Фельтре после себя никаких записей не оставил), вполне удалось. Ещё один важный момент состоит в том, что данная школа была всесословной. Так в ней, наряду с сыновями Гонзага (Карло и Людовиком) и детьми других знатных вельмож, проявлявших определённые способности к наукам и любознательность (от изнеженных и избалованных бездельников Витторино под разными предлогами стремился избавиться), обучались мальчики из простых и даже очень бедных семей, для которых на средства маркграфа был построен специальный приют. Здесь следует отметить, что и сам де Фельтре все заработанные деньги вкладывал в развитие своего заведения, где и жил в окружении питомцев как отец большого семейства.

Школа В. де Фельтре просуществовала вплоть до его смерти, то есть 21 год. В различные периоды в ней обучалось до 70 человек. Среди выпускников были такие известные в своё время гуманисты, как Д. Корреджио, Б. Паллавичини, Т. Манфреди, Ф. Газский, Г. Трапезундский, С. да Прато др.

Педагогические идеи эпохи Возрождения значительно опережали, занимающую основное образовательное пространство, реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для Средневековья форму. Однако, накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставило заметный след в истории и послужило хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова роль христианской религии в становлении и развитии педагогической мысли и школьной практики в Средние века?

2. Назовите видных религиозных философов Средневековья, занимавшихся проблемами воспитания. Расскажите о взглядах одного из них.

3. Какие основные типы учебных заведений существовали в Средние века? В чём их особенности?

4. Как воспитывали средневековых рыцарей?

5. Подготовьте рассказ о первых классических университетах и проследите преемственность традиций университетского образования в наши дни.

6. Можно ли утверждать, что в Средние века (вплоть до эпохи Возрождения) полностью отрицалось научное и культурное наследие античного мира?

7. Назовите основные педагогические идеи, сформулированные гуманистами эпохи Возрождения. В чём их суть?

8. Расскажите о взглядах и деятельности одного из педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.

Литература

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. – М., 1994.

2. Меньшова, В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. – М., 1995.

3. Монтень, М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. – М., 1980. – Кн. 1 и 2.

4. Мор, Т. Утопия. – М., 1978.

5. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1981.

6. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1999.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХв. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

8. Струков, Б.Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. – М., 1980.

9. Роттердамский, Э. Похвала глупости. – М., 1991.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1981.

Наши рекомендации