Русский язык» в школах с русским языком обучения 3 страница

В помощь учителям разработано методическое пособие «Развитие естественнонаучной грамотности школьников в контексте международных исследований PISA, TIMSS», которое размещено на сайте Академии (www.nao.kz). В методическом пособии даны рекомендации по развитию естественнонаучной грамотности учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS. Включены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся.

Количество часов по географии составляет:

в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Биология

Изучение предмета «Биология» на уровне основного среднего образования направлено на формирование знаний о закономерностях природы и оптимальных взаимоотношениях человека с природой, актуальных проблем экологии.

Целью изучения является развитие первоначальных представлений об особенностях строения, жизнедеятельности органического мира; осознание многообразия органического мира, приспособленного к условиям среды, как результата эволюции; формирование представлений об основах эволюционной теории, экологического мышления, основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, организме и биоценозе, биологическом разнообразии в природе Земли как основе её устойчивого развития, основополагающих понятий о доклеточном строении живых организмов, систематике растений и животных, взаимоотношении живых организмов между собой и со средой обитания; осознание роли растений, животных и человека в природе, ценности знаний о своеобразии царств Растений, Животных, микроорганизмов, грибов в природе, жизни человека и в целом высокой значимости жизни.

Задачи обучения:

- развить у учащихся познавательный интерес к изучению органической природы;

- развить знания о живой природе;

- создать условия для формирования основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении курсов «Растений», «Животных», «Человека», «Общей биологии»;

- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению закономерностей жизненных явлений;

- развить знания о живой природе, полученных при изучении естественных наук;

- создать у учащихся представления о целостной естественной картине единства органического мира;

- формировать навыки использования своих знаний на практике;

- развивать у учащихся навыки трудовой деятельности в области рационального природопользования и охраны природы, медицины, сельского хозяйства, биотехнологии.

Особенностью изучения биологии в 6 классе является изучения раздела «Растение». Учебный материал направлен на формирование понятий о значении царства Растений и многообразии растительного мира на Земле; значении растений в природе и жизни человека; клеточном строении растений. Ученики знакомятся с многообразием сельскохозяйственных растений, их влиянием на экологию, а также с систематикой растений и многообразием органического мира на Земле – это вирусы, бактерии, грибы, лишайники. В процессе изучения учебного материала развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся через наблюдения и выполнение практических, лабораторных работ по изучению растений.

Совершенствование подготовки и воспитание личности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.

Особенностью изучения биологии в 7 классе является изучения раздела «Животные», в котором изучается царство Животные, многообразие животных, их распространение на Земле, строение и систематика животных, значение животных в природе и жизни человека. Ученики изучают диких и домашних животных; взаимосвязи животных в природе; место и роль животных в природных сообществах. Устанавливают зависимость жизни животных от человека. Знакомятся с негативным и заботливым отношением к животным; охраной животного мира. В соответствии с особенностями природы Казахстана рассматривается информация, связанная с определенными видами животных. Также учащиеся могут использовать свои теоретические знания на практике и при выполнении лабораторных работ.

Особенностью изучения биологии в 8 классе является изучения раздела «Человек и его здоровье». В начале раздела рассматриваются общие вопросы, которые включают знания о строении клетки, типах тканей, органах и системе органов, целостности организма, а затем изучается нервная и гуморальная регуляция функций организма. Всестороннее рассмотрение биологии человека реализуется через анатомию, морфологию, физиологию, гигиену человека, сравнительную цитологию и гистологию. Учащиеся овладеют знаниями о закономерностях и процессах (обмен веществ и энергии, онтогенез), происходящих в окружающем мире и в жизни человека, экспериментальными навыками в решении несложных опытно-экспериментальных задач; понятиями здорового образа жизни, умениями проводить анализ изученного, классифицировать, составлять таблицы, строить схемы; обучаться разным способам работы с информацией; изучат методы оказания первой медицинской помощи и сформируют знания о клетке, органах и системе органов человека.

Особенностью изучения биологии в 9 классе является изучения раздела «Основы общей биологии». Биологические знания составляют основу общей биологии и формируют понятия об общих закономерностях живых организмов. Учащиеся усвоят общие структурные принципы живых организмов, сформируют понятия «возникновение жизни на Земле»; системно усвоят понятия «эволюционное учение, генетика, основы селекции, взаимосвязи живого организма и окружающей среды», а также сформируют знания об основных структурных компонентах и свойствах живых организмов; овладеют знаниями общей биологии о строении и функциях клетки, регуляции и гомеостазе живых организмов, размножении и индивидуальном развитии.

В целом, уроки биологии осуществляются в специально оборудованном кабинета и обеспечиваются наличием приборов и принадлежностей общего назначения, демонстрационных и лабораторных приборов, интернет - ресурсов, технических средств обучения.

На уровне основного среднего образования продолжается индивидуальное развитие учащихся, происходит использование усвоенных знаний в области рационального природопользования и охраны природы, медицины, сельского хозяйства, биотехнологии. Учащиеся применяют на практике знания по здоровому образу жизни и гигиене человека; демонстрируют понимание значения жизни как наивысшей ценности.

В целях формирования функциональной грамотности рекомендуется:

- организовать обучение с ориентацией на усвоение учебного материала с применением дидактических материалов и мультимедийных ресурсов;

- развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации: дополнительными учебной и справочной литературой, электронной базой данных;

- формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал;

- усилить связь обучения с жизнью, биологическими процессами, экологическими аспектами и соблюдение здорового образа жизни;

- организовать самостоятельное выполнение лабораторных опытов, практических работ и исследовательских проектов, творческих заданий;

- использовать в процессе обучения региональный компонент, сохранение местной флоры и фауны;

- - проводить систематическую работу по обогащению словарного и терминологического запаса учащихся, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

В целях повышения качества обучения биологии и улучшения результатов по естественнонаучной грамотности учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA и TIMSS рекомендуется использовать на занятиях задания, направленные на формирование умений применять знания по биологии на практике, в различных учебных и внеучебных ситуациях. При разработке и использовании данных заданий необходимо ориентироваться на систему заданий международных сравнительных исследований PISA, TIMSS.

В помощь учителям разработано методическое пособие «Развитие естественнонаучной грамотности школьников в контексте международных исследований PISA, TIMSS», которое размещено на сайте Академии (www.nao.kz). В методическом пособии даны рекомендации по развитию естественнонаучной грамотности учащихся на основе заданий исследования PISA, TIMSS. Включены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся.

Примечание. Лабораторные работы в 6-9 классах выполняются вместе с изучаемой темой в рабочей тетради. Оценивание учащихся при выполнении лабораторных работ осуществляется на усмотрение учителя и фиксируется в классном журнале.

Для изучения учебного материала 6 класса необходимо использовать в первом полугодии учебник для 6 класса - раздел «Растения», во втором полугодии использовать учебник 7 класса - раздел «Растения».

Для изучения учебного материала 7 класса необходимо использовать в первом полугодии учебник для 6 класса - раздел «Животные», во втором полугодии использовать учебник 7 класса - раздел «Животные».

Это позволяет исправить нарушившуюся последовательность изучения биологических закономерностей, доступности; переход от простых биологических истин к сложным с учётом линейного планирования программного материала.

Кроме того, в условиях информатизации современного общества необходимо учителю-предметнику использовать дополнительный материал (дополнительную, эвристическую литературу, электронные ресурсы, специализированную литературу, справочники и своё творчество) и формировать у школьников умения находить, обрабатывать информацию по предмету.

Объем учебной нагрузки по предмету «Биология» на основном уровне школы в соответствии с типовым учебным планом составляет:

6 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов;

7 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов;

8 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов;

9 класс – 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Физика

Целью изучения курса физики в 7–9 классах является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе развития функциональной грамотности.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

- овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;

- развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

- воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества;

- навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.

При обучении предмету «Физика» в 7-9 классах необходимо учитывать требования учебной программы для средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года, отличительной особенностью которой является самостоятельная деятельность через проведения практических работ, проектная деятельность. Формирование функциональной грамотности рекомендуется через организацию проектной и поисково-исследовательской деятельности.

Для выполнения проектов можно использовать рабочую тетрадь по организации исследовательской деятельности учащегося (авторы: В.М. Ударцева и С.В. Ударцев). Практические работы даны в рабочей тетради по физике и астрономии 7, 8 классы (авторы: В.М. Ударцева и С.В. Ударцев). Учитель может самостоятельно разработать практические работы, направленные на изготовление простейших физических приборов. Также важно рационально распределять время на изучение теоретических сведений и формирование практических навыков обучающихся. 30% времени следует отводить на выполнение экспериментальных, практических и лабораторных работ. На проверку знаний учащихся предусматривается 10% времени. Для использования разнообразных форм организаций учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов (5%).

Содержание базового учебного материала по физике (7-9 классы) направлено на применение полученных знаний на практике и адаптацию учащихся к жизненным ситуациям в современном обществе.

В 7 классе необходимо обратить внимание на изучение физических понятий, развитие измерительных и вычислительных навыков. В программе физики 7 класса имеются существенные изменения, понятия «масса» и «плотность» начинают изучаться в главе «Строение вещества», как количественные величины.

Темы проектной деятельности для 7 класса: Нанотехнология в современном мире; Водопровод; Водный транспорт; Воздухоплавание; Самые мощные машины; Работа и мощность в живой природе.

В 8 классе учебной программы появились темы «Тепловое действие электрического тока», «Химическое действие электрического тока», «Магнитное действие электрического тока», данные темы подробно рассматриваются в рабочей тетраде физика и астрономия 8 класс (авторы: В.М. Ударцева и С.В. Ударцев).

Темы проектной деятельности для 8 класса:Теплопередача в природе и технике; Роль конвекции в теплообмене; Роль тепловых явлений в жизни живых организмов; Человек в условиях холода; Роль тепловых двигателей в развитии энергетики; Тепловые двигатели и их роль в жизни человека; Тепловые машины и охрана природы; Экологические проблемы использования тепловых машин; Термодинамические условия на Луне, Марсе, Венере; Глаз как оптическая система; Дефекты зрения и способы их исправления; Оптические приборы.

В 9 классе расширена тема «Механические колебания и волны». При изучении ее необходимо обратить внимание на аналогию, так как в 11 классе данная тема раскрыта не полностью.

Темы проектной деятельности для 9 класса:Значение работ К.Э. Циолковского; Ракеты; Современные достижения космановтики; Энергия Солнца и Звезд; Радиоизотопы; Примеменение радиоактивных изотопов; Защита от радиакции.

В 9 классе учитель имеет право самостоятельно выбирать темы практических и лабораторных работ, физического практикума с учетом имеющегося оборудования и оснащенности кабинета физики и элетронных средств обучения.

В целях повышения качества обучения физике и улучшения результатов по естественнонаучной грамотности учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA и TIMSS рекомендуется использовать на занятиях практико-ориентированные задания, направленные на формирование умений применять приобретенные знания и умения по физике в практической деятельности и повседневной жизни. При разработке и использовании данных заданий необходимо ориентироваться на систему заданий международных сравнительных исследований PISA, TIMSS.

В помощь учителям разработано методическое пособие «Развитие естественнонаучной грамотности учащихся на основе заданий исследования PISA, TIMSS», которое размещено на сайте Академии (www.nao.kz). В методическом пособии даны рекомендации по развитию естественнонаучной грамотности учащихся на основе заданий исследований PISA, TIMSS. Включены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся.

Объем учебной нагрузки:

7 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

8 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Химия

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, формировании научной картины мира.

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильного поведения в окружающей среде.

Приоритетной задачей модернизации общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования,чтопредполагает не только усвоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей.

В реализации содержания химического образования предусмотрено использование принципов:

- гуманизация химического образования, усиление экологоцентричности обучения, его воспитательного и социализирующего потенциала;

- целостность, интегрированность содержания химического образования с содержанием других предметов естественнонаучного цикла;

- развитие творческих способностей, функциональной грамотности и навыков самообразования учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий, мультимедийных и цифровых образовательных ресурсов обучения;

-дифференциация и индивидуализация обучения, формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся в системе профильного обучения;

-повышение практической и прикладной направленности содержания химического образования и, как следствие, формирование функциональной грамотности учащихся;

- соблюдение оптимального соотношения дидактических принципов научности, наглядности, доступности, системности фундаментальных знаний с практико-ориентированным и прикладным аспектом.

Целью обучения химии в 8-9 классах является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности, системно-творческим мышлением и практическими способностями в области химической технологии, а также эколого-гуманистического отношением к окружающей живой и неживой природе.

Задачи обучения:

- усвоение знаний о понятиях, законах химической составляющей естественнонаучной картины мира и использование их функций (познавательную, интегрирующую, объяснительную и прогностическую);

- понимание учащимися причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами и применением веществ;

- формирование грамотного использования химической терминологии, символов химических элементов, формул веществ;

- овладение химическими методами познания веществ;

- развитие универсальных навыков и исследовательских умений при проведении химического эксперимента по изучению количественного и качественного состава и свойств веществ с соблюдением требований техники безопасности;

-раскрытие гуманистической роли химии, ее возрастающей значимости в решении проблем человечества: экологических, продовольственных, промышленных, энергетических;

-развитие функциональных способностей в применении знаний и умений при решении жизненных, экологических проблем;

-развитие коммуникативно-информационных умений и навыков в использовании мультимедийных цифровых образовательных ресурсов;

- формирование учебной мотивации и готовности выпускника основной школы в ответственном выборе профиля дальнейшего обучения.

Содержание химического образования включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует базовому содержанию учебного предмета «Химия». Инвариантное ядро содержания включает в себя основные химические понятия, законы, теории, факты, которые необходимы для объяснения явлений живой и неживой природы. Вариативная составляющая представляет собой гуманитарный аспект содержания школьного курса химии, реализующий нравственный, историко-мировоззренческий, эстетический, искусствоведческий, прикладной, экологический, региональный компоненты.

Развивающий образовательный процесс по предмету «Химия» призван обеспечить развития у учащихся базовых естественнонаучных знаний об окружающем мире, понимания роли химической науки и технологии в социально-экономической модернизации общества и развитие функциональной грамотности по применению химических знаний в учебной и практической деятельности, воспитание целостного, эколого-гуманистического мировоззрения.

Большой акцент делается на развитие функциональной грамотности учащихся, организацию их самостоятельной учебно-познавательной деятельности, развитие умения применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. В этой связи проведение лабораторных и практических работ, химических экспериментов, выполнение научных проектов должно широко применяться для получения учащимися новых знаний, разрешения познавательных проблем и приобретения практических навыков, развития мотивации изучения химии. Рекомендуется применять проблемно-поисковые, интерактивные, коммуникативные, игровые методы обучения, метод проектов, развивающие самостоятельность, активность, интеллект и практические навыки учащихся, их интерес к химии. Презентацию самостоятельно выполненных ученических проектов рекомендуется проводить как одну из форм оценки учебных достижений в конце каждой четверти.

В организации образовательного процесса по химии целесообразно использование следующих методических подходов:

- системно-деятельностный, практикоориентированный подход к обучению;

- усиление роли и места химического эксперимента, проектно-исследовательской деятельности;

- расширение казахстанского и регионального компонентов;

-перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность и, в связи с этим, формирование у школьников аналитических способностей, ключевых компетентностей;

-использование интерактивных форм обучения, современных информационно-коммуникационных технологий.

Учебный процесс осуществляется в оборудованных кабинетах с наличием «Паспорта кабинета», «Правил техники безопасности», «Журнала техники безопасности», инструктивных карточек (№1-5) по работе с кислотами, щелочами, органическими веществами, нагревательными приборами, стеклом, а также химических реактивов (по группам хранения), лабораторных и демонстрационных приборов, печатных пособий, мультимедийных средств, электронных учебников и других средств обучения. Необходимо исключить использование веществ, входящих в «Перечень прекурсоров» (перманганат калия, серную и соляную кислоты и др.).

К письменным обучающим видам работ по химии относятся задания, тесты, задачи, презентации, планы-конспекты, опорные схемы, аналитические и обобщающие таблицы, лабораторные опыты, практические и контрольные работы.

Виды, содержание и объем обучающих работ определяется учителем на основе учебной программы, а также заданий учебников и учебно-методических пособий с учетом требований Государственного общеобязательного стандарта образования.

Учащимся необходимо иметь 3 тетради (тетрадь для классных, домашних работ и лабораторных опытов; тетрадь для практических работ и тетрадь для контрольных работ).

В классном журнале все демонстрации и лабораторные опыты записываются совместно с изучаемой темой (Получение кислорода, дем. №3, л.о.№4) и учитель по выбору проверяет и оценивает работы учащихся. Практические работы (Пр.р. №_ «Тема») и контрольные работы (Контрольная работа №_) записываются в журнале с оцениванием работ всех учащихся.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут отражать результаты самостоятельных работ, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля знаний, тесты.

Тетради для практических и контрольных работ хранятся на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

Анализ контрольной работы выполняется учащимися на учебных занятиях после контрольных работ (в классном журнале не записывается), а также анализ практических работ по усмотрению учителя и при необходимости после обучающих работ в соответствующих тетрадях.

С целью развития исследовательской культуры и познавательно- мыслительной активности учащихся рекомендуется по завершении изучения определенного раздела практиковать проведение обобщающих нестандартных уроков в форме защиты мини-проектов, проведения конкурсов творческой работы.

Для развития практических навыков применения знаний при проведении лабораторных опытов и демонстрации предлагается использование мультимедийных средств обучения с видеоопытами.

На первом уроке химии в 8 классе проводится «Вводный инструктаж по технике безопасности» с записью в классном журнале (Ввод. инстр. по ТБ. тема урока), а в 9 классе проводится «Первичный инструктаж по технике безопасности» с записью в классном журнале (Перв. инстр. по ТБ. тема урока).

В вариативной части предусмотрено проведение прикладных курсов, факультативов. Внеурочная деятельность может быть представлена следующими формами:

-подготовка и защита исследовательских проектов;

-проведение олимпиад, конкурсов, тематических вечеров;

-организация и участие в он-лайн и дистанционных уроках, олимпиадах и конкурсах;

-организация познавательных экскурсий на объекты химической науки и производства.

Объем учебной нагрузки по предмету «Химия» в 8-9 классах составляет:

в 8 классе - 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году;

в 9 классе - 2 часа в неделю, всего 68 часов в учебном году.

3.4 Образовательная область «Человек и общество»

История Казахстана

Цель обучения предмета «История Казахстана» предполагает учет возможностей, уровня знаний и подготовки учащихся по изучению конкретно-исторического содержания предмета «История Казахстана» с древнейшего периода по настоящее время.

Задачи обучения учебного предмета обозначены в учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.

При преподавании истории надо руководствоваться пунктом 27 Плана мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2012 года № 961.

Объем учебной нагрузки по предмету:

в 5 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

в 6 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

5 класс. «Рассказы по истории Казахстана»

Особую роль играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть вводный курс. Содержание начального курса должно соответствовать возрастным особенностям и психологическому уровню развития учащихся.

Основные задачи пропедевтического курса:

- формирование у учащихся элементарных представлений и понятий об истории как науке и учебной дисциплине;

- пробуждение интереса к истории Родины, знакомство с важными событиями и явлениями отечественной и всемирной истории;

- овладение простейшими приемами познавательной деятельности, подготовка учащихся к восприятию и усвоению системного курса истории.

При изучении данного курса не ставится задача системного изложения всего материала, однако должна быть сохранена временная и логическая связь между темами, хронологическая периодизация.

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются следующие умения: составление хронологии событий, установление последовательности и длительности исторических событий, использование в рассказе дополнительного материала, сравнение, выделение общих черт и различий исторических событий, явлений и процессов.

6 класс. «История древнего Казахстана»

В соответствии с содержанием и структурой школьного исторического образования изучение систематического курса истории начинается с 6-го класса. Учащиеся знакомятся с представлениями древнейших людей Казахстана об окружающем мире, изменениями в хозяйственной, общественно-культурной жизни людей в эпоху бронзы, раннего железа, узнают, как возникло кочевое скотоводство, культура, обычаи и верования кочевников, антропологический облик древних людей.

На данном этапе обучения формируются основы исторического мышления, основные понятия, категории, законы исторического процесса, а также формируются навыки составления краткого плана по содержанию темы, выделения главного в тексте, описания территории расселения племенных союзов и ранних государств на территории Казахстана с использованием исторической карты.

В 7 классе по «Истории средневекового Казахстана» учащиеся знакомятся с особенностями средневекового периода истории Казахстана, тюркским периодом, влиянием Великого Шелкового пути на сложение городской культуры, великими учеными Востока, последствиями монгольских и джунгарских завоевательных походов, процессом формирования казахской народности и образованием централизованного политического государственного объединения. При изучении истории образования государств, рассмотрении таких тем, как политические, социально-экономические особенности развития государства, формируются навыки сравнительного анализа, умения характеризовать городскую культуру, искусство, архитектуру конкретного периода, умения раскрыть роль и вклад видных исторических деятелей в развитие государственности.

Наши рекомендации