Образец индивидуального маршрутного листа

Маршрутный лист участника А1
Тур Стол Роль Лучшие выступления (фамилии)
       
       
       
       

Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым учеником, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, с необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.

Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале учителя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для школьников не только новыми открытиями в изучаемом предмете, но и открытием нового в себе и в других.

Более подробно разнообразные виды групповых дискуссий представлены в рекомендуемой к данной теме литературе.

3.3.2.Технология организации ролевой игры

Как известно, игра – это вид деятельности в условных ситуациях, которая состоит в воссоздании и усвоении играющим социального опыта. Данный опыт воссоздается и усваивается во всем его многообразии: знания, способы деятельности, способы взаимодействия, мировоззренческие взгляды, нравственные нормы, жизненные ценности.

Дидактическая игра, на наш взгляд, - это учебно-познавательная или обучающая игра, которая целенаправленно проводится в учебном процессе для усвоения обучающимися различных компонентов содержания обучения.

К дидактическим играм следует отнести игры с названиями «обучающие», «учебные», «предметные», «познавательные», «интеллектуальные», если они используются с дидактической (обучающей) целью.

Основная трудность для учителя, который конструирует (разрабатывает) дидактическую игру и проводит ее на уроке, состоит в умении обеспечить в игре свободную деятельность детей. «Игра по принуждению, навязанная педагогом, скорее, имитация, воспроизведение игровых действий, которые выводят ребенка за рамки природного игрового процесса. Вне свободы проявления фактически нет игры… Свобода игры есть ее собственная направленность…»[46].

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов(А.С. Прутченков).

Ролевая игра состоит, на наш взгляд, из следующих элементов:

1) роли (учащиеся выбирают их добровольно или по совету творческой группы);

2) имитация (учащиеся действуют в игре по заранее известным правилам и процедуре, с соблюдением установленных ритуалов);

3) моделирование (играющие создают ситуации в игре, причем правила для этого изначально не устанавливаются);

4) игровые действия учащихся и учителя (на основе владения ценностной информацией в условиях имитации, моделирования и реальных отношений);

5) сюжет игры (вымысел, воображаемая ситуация), в основе которого – область действительности, условно воспроизводимая в игре;

6) игровое употребление предметов (замещение реальных вещей условными, игровыми);

7) элементы состязательности и риска (заключаются в неизвестности для играющих и некоторой непредсказуемости ситуаций – общения, ситуаций – взаимоотношений, ситуаций ценностного выбора и др., которые выстраиваются в условиях имитации и моделирования действий каждым играющим по ходу игры; а также – в неизбежности импровизации в игре);

8) наличие «орнамента» игры (соответствующий язык игры; оформление игры);

9) деловой элемент (постановка задач, установление правил);

10) реальные отношения между играющими (проявляются ситуативно по ходу игры).

Ключевыми характеристиками ролевой игры являются: добровольность; отсутствие жестко установленной цели (А.С. Прутченков); отсутствие материальных результатов (М.В. Кларин.); импровизация жизненных ситуаций; спонтанность поведения; повторение в игре уже усвоенных действий; свободная развивающая деятельность ради удовольствия от самого процесса, а не только от результата (С.А.Шмаков).

Ролевая игра позволяет школьнику как субъекту образовательного процесса включиться в деятельность:

· активную (что связано с усвоением социально и индивидуально ценной информации в игровой деятельности);

· самостоятельную (что обуславливается природой игровых действий);

· осознанную (что выражено в соотнесении своих игровых действий с игровыми правилами, в «устроительстве» игровых отношений, в выстраивании логического завершения своей роли и игры в целом);

· свободную (в игре учащийся добровольно выбирает свою несвободу (Ш.А.Амонашвили) на основе принятия или самостоятельного установления правил игры);

· эмоционально ценностную (что связано с проявлением эмоционального и ценностного отношения ко всему, что происходит в игре);

· рефлексивную (что связано с осмыслением своего места в игре как в со – бытии всех играющих).

Игровая деятельность учащихся имеет природу, которая обусловливает протекание внутренних процессов учащегося, направленных как на самого себя (самопроцессов), так и вовне: на других, для других, для действий вместе с другими (взаимопроцессов). Именно взаимосвязь в игре самопроцессов (в условиях проигрывания роли, имитации, моделирования) и взаимопроцессов (взаимоотношений, диалога, взаимоподдержки) способствует обеспечению единства индивидуализации и социализации личности учащегося, что необходимо, для развития школьника как личности и индивидуальности. Ролевая игра создает условия для ситуативного самоопределения учащегося (учащийся самостоятельно принимает решение в конкретной ситуации, заданной определенными требованиями игры: общей целью и задачами игры, правилами и игровыми ритуалами).

Ролевая игра заключает в себе и необходимый ценностный ресурс. Он содержится в ситуациях: предъявления ценностей, согласно роли в игровом плане; проживания ценностей той деятельности, что содержится в ролевых позициях, заданных социальным контекстом исторического материала; проживания ценностей совместной деятельности, что обеспечивается природой ролевой игры.

В игре имеются широкие возможности для проявления надситуативной активности (в условиях собственных игровых действий, моделирования, имитации, импровизации), которая неизбежно проявляется в игровом поле (в силу наличия ситуаций некой неопределенности действий для играющих) и выступает содержательной основой, «почвой» для творческих проявлений школьников.

Правомерно обозначить границы использования технологии игры с дидактической целью в школе.

Игру необходимо использовать в обучении учащихся любого возраста! (Возрастные границы определяют лишь особенности использования игры на уроке: в младшем возрасте – это больше ролевые игры; в подростковом и старшем – чаще деловые, деятельностные игры и др.).

Выбор соответствующей игры или игровых элементов обуславливается спецификой учебного материала (теоретическое знание, практические задания и т.д.)

Применение дидактической игры зависит от готовности учителя к использованию игры и от владения им игровыми средствами обучения.

Необходимое материально-предметное обеспечение игры (аксессуары, предметы) также может влиять на границы использования игры на уроке.

Подготовленность учащихся к игре в учебном процессе (владение необходимыми знаниями по учебному материалу; коммуникативные умения и т.п.).

В современной школе игровая деятельность используется в целостном учебно-воспитательном процессе в следующих случаях:

· как самостоятельная педагогическая технология для усвоения темы или раздела учебного материала;

· как игровые элементы (с помощью игровых приемов и ситуаций) на различных этапах урока;

· как форма урока, занятия (урок-игра);

· как технологии во внеклассной воспитательной работе.

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемент-этапа (позиция М.В. Кларина)1.

1. Ориентация. Вначале учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчетов очков, примерном типе решений в ходе игры.

3. Проведение игры как таковой.Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков), разъясняет, корректирует ход игры и т.д.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор – характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову и т.д. Учитель побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного материала (разделов, учебных курсов). Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор идей для нового проекта игры и т.д.

Таблица 14.

Наши рекомендации