Характеристики креативности
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.
5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.
6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.
7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.
8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.
Опросник креативности (лист ответов)
Дата__________________
Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) _______________
Под номерами 1–8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени Вы обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Оценочные баллы: 5 – постоянно, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда.
Сделайте заключение.
Литература для чтения:
1. Березовин Н. А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие. - 3-е изд. - Минск : Новое знание, 2011. - 336 с. - (Высшее образование).
2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. - 624 с.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология». – М.: Смысл: Академия, 2004. – 541с.
4. Вилюнас В. Психология эмоций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. «Психология». – СПб: Питер, 2004. – 496 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология». – М.: ЧеРо, 1998 – 336 с.
6. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений. – Москва: Академия, 2005. – 172 с.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011.
8. Ильин Е. П. Психология для педагогов : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. 050700 Педагогика. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 640 с.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1981. – 392с.
10. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 582 с.
11. Марцинковская Т. Д. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. - Москва : Академия, 2010. - 384 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник. Кн.1. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
13. Общая психология: Курс лекций/ Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 448 с.
14. Общая психология: учеб .пособие для студ.психологических спец.учреждений, обеспеч. получение высш. образования /Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов, Е.А. Трухан. – Минск: Тесей, 2005. – 367 с.
15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002 – 512 с.
16. Психология: Учебник/ Под общ.ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 672 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 2010. - 720 с.
18. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии, №1, 1985. – с.21 – 32.
19. Синюк Д. Э. Сборник заданий и упражнений для самостоятельной работы студентов по общей психологии : практикум для студентов психол. и пед. спец. ун-та / УО "Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина". - Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 77 с.
20. Столяренко А.Д. Основы психологии. Уч. пособие. - Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1996. - 736 с.
Контрольный тест к модулю
1. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» - наименее широким по содержанию является понятие:
· индивида
· личности
· субъекта деятельности
· индивидуальности
2. Человек как типичный носитель видов человеческой активности —это:
· индивид
· личность
· субъект деятельности
· индивидуальность
3. Совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других – это:
· индивид
· личность
· субъект деятельности
· индивидуальность
4. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
· индивида
· личности
· субъекта деятельности
· индивидуальности
5. Совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза – это:
· индивид
· личность
· субъект деятельности
· индивидуальность
6. Результатом развития человека как индивида является:
· биологическая зрелость
· социальная зрелость
· психическая зрелость
· физиологическая зрелость
7. Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
· генетические
· метаболические
· нейродинамические
· социальные
8. Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности:
· его общением с другими людьми
· структурой его ценностных ориентаций
· интернализированными им этническими и культурными стереотипами
· все ответы верны
9. Совокупность общественных отношений представляет человека как:
· индивида
· личность
· субъекта деятельности
· индивидуальность
10. Результатом развития человека как личности является:
· биологическая зрелость
· социальная зрелость
· психическая зрелость
· физиологическая зрелость
11. Результатом развития человека как субъекта деятельности является:
· биологическая зрелость
· социальная зрелость
· психическая зрелость
· физиологическая зрелость
12. В структуру индивидных свойств не входит:
· возраст, пол
· нейродинамические свойства
· конституция
· направленность
13. В класс индивидуально-типических свойств не входит:
· конституциональные особенности
· нейродинамические свойства человека
· особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией мозга
· темперамент
14. Совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды – это:
· общая конституция
· темперамент
· задатки
· направленность
15. Способность выдерживать сильную и длительную нагрузку, характеризующаяся выносливостью и работоспособностью нервных клеток – это:
· сила нервных процессов
· уравновешенность нервных процессов
· подвижность нервных процессов
· лабильность нервных процессов
16. Баланс между процессами возбуждения и торможения – это:
· сила нервных процессов
· уравновешенность нервных процессов
· подвижность нервных процессов
· лабильность нервных процессов
17. Скорость возникновения и прекращения нервного процесса – это:
· сила нервных процессов
· уравновешенность нервных процессов
· подвижность нервных процессов
· лабильность
18. Характеризуя поведения человека, темперамент отвечает на вопрос:
· Что?
· Как?
· Почему?
· Кто?
19. В основе темперамента:
· совокупность физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате
· задатки
· характер
· потребности
20. Нервную теорию темперамента разработал:
· Гиппократ
· И.П. Павлов
· Э. Кречмер
· В.Д. Небылицин
21. Гумморальную теорию темперамента разработал:
· Гиппократ
· И.П. Павлов
· Э. Кречмер
· В.Д. Небылицин
22. Морфологическую (конституциональную) теорию темперамента разработал:
· Гиппократ
· И.П. Павлов
· Э. Кречмер
· В.Д. Небылицин
23. В основе типологии темпераментов Э Кречмера:
· свойства нервной системы
· тип телосложения
· сочетание основных жидкостей организма
· особенности сердечно-сосудистой системы
24. В основе типологии темпераментов И.П. Павлова:
· свойства нервной системы
· тип телосложения
· сочетание основных жидкостей организма
· особенности сердечно-сосудистой системы
25. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется:
· мотив
· потребность
· цель
· намерение
26. Главной характеристикой потребности является:
· целостность
· предметность
· обобщенность
· сознательность
27. В структуре мотива (по И.П. Ильину), выделяют блоки:
· потребностный, внутреннего фильтра, целевой
· потребностный, мотивационный, целевой
· хотения, влечения, интересы
· потребность, намерение, цель
28. К важнейшим характеристикам мотива относят:
· устойчивость
· настойчивость
· побуждение
· намерение
29. Наличие мотива во всех основных видах деятельности человека, сохранение его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, сохранение его во времени – это:
· устойчивость мотива
· сила мотива
· влечение
· намерение
30. Результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (по И.П. Ильину), называется:
· мотив
· потребность
· мотивационное образование
· мотивационное свойство
31. К мотивационным образованиям относят:
· мотивационные установки
· интересы личности
· хотения
· все утверждения верны
32. Запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации – это:
· мотивационная установка
· интересы личности
· хотения
· влечение
33. Закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов (по И.П. Ильину) – это:
· мотив
· потребность
· мотивационное образование
· мотивационное свойство
34. Устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата, желание выполнить работу хорошо и быстро – это:
· мотив достижения
· мотив аффиляции
· тревожность
· фрустрационная толерантность
35. Система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих целостную структуру личности, детерминирующих поведение и деятельность человека, организующих его активность – это:
· мотив
· потребность
· мотивационное образование
· направленность
36. Содержательную сторону направленности личности и отношения к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система:
· потребностей
· целей
· ценностных ориентаций
· мотивов
37. Совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе – это …
· характер
· темперамент
· мотив
· свойство
38. Регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности:
· ценности
· темперамент
· потребности
· все утверждения неверны
39. Акцентуации характера отличаются от психопатий тем, что:
· проявляются не всегда и не везде, а лишь в ситуациях, когда трудные жизненные обстоятельства предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления
· не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или нарушения адаптации носят временный преходящий характер
· в определенных жизненных обстоятельствах могут даже способствовать социальной адаптации личности
· все ответы верны
40. Индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но которые могут объяснить легкость и быстроту их приобретения – это:
· темперамент
· эмоции
· характер
· способности
41. Способность порождать множество оригинальных идей и использовать нестандартные способы интеллектуальной деятельности в нерегламентированных условиях – это:
· способность
· креативность
· обучаемость
· задатки
42. Особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций – это:
· эмоции
· чувства
· настроения
· аффект
43. Эмоциональное состояние со слабовыраженными положительными или отрицательными эмоциями, существующие относительно длительное время и окрашивающие восприятие – это:
· настроение
· страсть
· чувство
· аффект
44. Длительное, устойчивое и глубокое чувство, связанное с какими-либо стремлениями, направляющее все помыслы и действия человека – это:
· настроение
· страсть
· стресс
· аффект
45. Особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который его испытывает – это:
· настроение
· страсть
· стресс
· аффект
46. Реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулирующую его потребность – это:
· настроение
· страсть
· стресс
· аффект
47. Состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера – это:
· настроение
· страсть
· стресс
· аффект
48. К функциям эмоций не относится:
· оценка
· экспрессия
· побуждение
· размышление
49. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
· отрицанием;
· регрессией;
· вытеснением;
· подавлением.
50. Суть проекции заключается:
· в приписывании другим людям собственных чувств;
· в ориентации поведения на доступную цель;
· в отрицании реальных фактов;
· в выборе поведения, противоположного подавленному.
51. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
· в гештальтпсихологии
· в гуманистической психологии
· в бихевиоризме
· в психоанализе
52. Гарантом психологической защищенности не является:
· адекватная самооценка
· чувство принадлежности к группе
· склонность к надситуативной активности
· ригидность мышления
53. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:
· рационализацией
· вытеснением
· забыванием
· переносом
54. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
· рационализацией
· идентификацией
· сублимацией
· вытеснением
55. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:
· К. Юнгом
· А. Адлером
· 3. Фрейдом
· Г. Гельмгольцем
56. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:
· отрицание
· вытеснение
· проекция
· подавление
57. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
· проекция
· вытеснение
· сублимация
· подавление
58. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:
· Электры
· Афродиты
· Медеи
· Фрейда
59. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
· с комплексом превосходства
· с самоуважением
· с переоценкой собственного «Я»
· со способностью любить