Специальные методологические принципы и методы исследования

Создание научной картины и интеллектуальный поиск в особенностях юридико-педагогической действительности нуждаются в особых ориентирах, в качестве которых высту­пают специальные научные принципы юридиче­ской педагогики.

• Принцип педагогической предметности определяет необходи­мость специально выявлять и исследовать феномены педагогической природы. В деятельности и проблемах правоохранительных органов они присутствуют там, где имеют место проявления, влияния, зави­симость, необходимость совершенствования, связанные с вопросами воспитания, образования, обучения, развития сотрудников и граж­дан (в связях последних с задачами и деятельностью органов внут­ренних дел). Педагогический подход, педагогическая предмет­ность, педагогические возможности выражаются в исследовании и решении именно этих вопросов.

• Принцип юридико-педагогической специфики строится на при­знании необходимости опоры на положения общей педагогики, на опыт отраслевых направлений педагогики. Он обязывает основное им и мание уделять выявлению специфики юридико-педагогической реальности и на этой основе разрабатывать адекватные ей теорети­ческие и практические решения, предложения, системы учета особенностей. Юридическая педагогика в ее прикладном выражении начинается там, где происходит изучение и учет специфики деятельности органов внутренних дел.

• Принцип современности (историзма) ориентирует на изучение реально существующих в данное время юридико-педагогических явлений, их зависимостей, тенденций изменения. Проблем для ис­следований — сотни, но прикладная юридико-педагогическая педагогика в МВД выполнит свое предназначение, если своими исследо­ваниями внесет вклад в решение актуальных, болезненных, не под­дающихся пока изжитию проблем с учетом реальных условий, запро­сов практики и указаний руководства министерства.

• Принцип гуманности, демократичности и законности обуслов­лен задачами построения российского общества с соответствую­щими его желательному будущему чертами и преодолением отжи­вающих реальностей, противоречащих им. Все педагогические ис­следования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка педагогических усовер­шенствований направлена на их упрочение.

• Принцип единства воспитания, образования, обучения, развития, профессиональной деятельности, образа жизни и их условий указывает а необходимость системного подхода и учета всех основных педагогических зависимостей исследуемых и решаемых проблем. Изолированный, внесистемный подход к ним неадекватен юридико-педагогической действительности и неконструктивен.

• Принцип единства специфичного и неспецифичного, существенного и опосредующего в юридико-педагогических проблемах и их решениях обращает внимание исследователя и практика на то, что в сложно­стях юридико-педагогической действительности можно растеряться и сбиться на позицию «все влияет на все». Чтобы преодолеть эту трудность, не свалить все «в кучу» и не свести дело к тривиальным выводам, надо выявить суть, уникальность изучаемой проблемы, Что отличает ее от всех других, даже очень схожих, от того, что ок­ружает ее и образует комплекс влияющих на нее внешних причин и условий. Первое есть «специфическое» в проблеме, а второе — «не­специфическое». Практическое решение конкретной проблемы тре­бует прежде всего разработки мер, связанных с ее спецификой, а затем и других — «неспецифических», общих, создающих благопри­ятные условия, и не только для этого случая. Так, мерами борьбы со служебными злоупотреблениями сотрудников названы: улучше­ние отбора, воспитания, повышение заработной платы, улучшение условий жизни, укрепление коллективов, примерность начальников и еще десяток подобных. Но эти общие, «неспецифические» меры необходимы не только для решения этой проблемы, и не только в системе МВД, при этом специальных мер, соответствующих уни­кальности проблемы, в данном перечне нет. К сожалению, подоб­ное встречается часто, что мало совершенствует практику.

Таблица 1

Наши рекомендации