V. советская школа и педагогика
Учение о коммунистическом воспитании и культурной революции в свете современных аксиологических концепций. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.
Школа и педагогика 20—30-х гг. Сущность комплексных программ. Ла-бораторно-бригадный метод обучения. Постановления партии и правительства о школе в этот период и их современная оценка.
Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период (Н. Крупская, А. Луначарский, А. Макаренко, С. Шацкий, П. Блонский и др.).
Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Советская школа и педагогика в послевоенный период (1945—1958). Советская школа и педагогика в 60—80-е гг. Движение педагогов-новаторов.
Личность воспитанника и воспитателя в советской педагогике.
Персоналии:А. Бубнов, А. Пинкевич, В. Ленин, Н. Крупская, А. Луначарский, П. Блонский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сорока-Росинский, В. Сухомлинский, М. Покровский.
VI. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1. Категория воспитания на разных этапах развития человеческого общества.
2. Становление педагогики как самостоятельной отрасли знания.
3. История развития подходов к возрастной периодизации в мировой
педагогике.
4. Проблема человека в философско- и религиозно-педагогических воз
зрениях.
5. Возникновение и развитие систем образования в различных цивилиза
циях в различные исторические периоды.
6. Проблема взаимоотношений воспитатель — воспитанник в истории
педагогической мысли и требования к педагогу.
7. Развитие идей нравственного и гражданского воспитания в истории
педагогики.
8. Проблема интереса и мотивации обучения в педагогических учениях.
9. Обоснование дидактических принципов в различных концепциях обу
чения в историческом аспекте.
10.Концепции отбора содержания обучения и воспитания в истории пе
дагогики.
11.Формы организации учебно-воспитательного процесса от первых сис
тем обучения до наших дней.
12.Методы и средства обучения в их историческом развитии.
13.Развитие педагогического образования в истории образовательных кон
цепций и систем.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аксиологическая значимость здоровья детей в истории и философии
образования.
2. М. Монтень — взгляды на личность и ее воспитание.
3. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».
4. Домострой о воспитании и нравственности.
5. Ф. Фребель и его система воспитания дошкольников.
6. Система педагогических взглядов Г. Спенсера.
7. Р. Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.
8. И. Кант о воспитании.
9. Педагогические идеи Г. Гегеля.
10. Философско-педагогические взгляды Н. Бердяева.
11. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева.
12. А. Острогорский в истории русской педагогики.
13. Д. Менделеев как педагог.
14. Ученые других специальностей о педагогике и ее месте в системе дру
гих наук.
15. Система дошкольного воспитания от Платона до Монтессори.
16. Воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока в древнос
ти (в средние века, в настоящее время).
17. Педоцентристская революция в западной педагогике конца XIX —
начала XX в.
18. Учебные книги для детей в России XVIII в. (XIX в.).
19. В. Вахтеров — педагогическая деятельность и взгляды.
20. Сумерки просвещения и выход из них в педагогике и философии
В. Розанова.
21. В. Ключевский как человек и педагог.
22. Педагогическая деятельность и взгляды А. Стоюнина.
23. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Ро-
синского.
24. Я. Корчак и его концепция любви к детям.
25. М. Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.
26. Гуманистическая педагогика С. Френе.
27. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в XX в. (К. Роджерс,
М. Маслоу, Р. Штейнер и др.).
28. Культурология и педагогика П. Флоренского.
29. Сущность, содержание и методы православной педагогики.
30. История женского воспитания и образования в России.
31. Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.
32. Русская национальная школа и ее возрождение.
33. Проблема самообразования (учителя) в истории культурного развития
России.
34. Г. Гмайнер как основатель детских деревень.
35. И. Посошков — русский педагог XVIII в.
36. В. Татищев как яркий представитель педагогики петровского времени.
37. Г. Сковорода — «подвижник истины» и учитель жизни.
38. И. Бецкой как организатор системы просвещения в России.
39. Ф. Янкович в истории российского образования.
40. Н. Новиков — просветитель XVIII в.
41. Ученичество как вид обучения в средние века в мировой практике.
42. Молитва, исповедь, покаяние, проповедь — педагогический инстру
ментарий христианской педагогики.
43. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.
44. Педагогическая мысль Византии.
45. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: мо
настырь, королевский двор, университет.
46. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.
47. Католический и православный варианты христианской педагогики.
48. Типология личности в педагогике отцов церкви.
49. Образ учителя в истории педагогики.
50. Образ ученика в сочинениях разных эпох.
51. Церковные и монастырские школы раннего средневековья.
52. Возникновение первых высших школ в истории человеческой культуры.
53. Университет (от истоков до наших дней) как тип высшей школы.
54. Педагогические идеалы Ветхого Завета.
55. Педагогика Нового Завета.
56. Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность.
57. Бог и человек в раннехристианской педагогике.
58. Пустынножительство как педагогический феномен.
59. Монашеские уставы как историко-педагогические источники.
60. Боэций и средневековое воспитание.
61. Принципы и методы обучения в разные периоды средневековья на Западе
(Алкуин, Эльфрик, Ножанский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский и др.).
62. Ребенок и детство в философии и педагогике от античности до наших
дней.
63. Понимание человека и его места в философских, религиозных педаго
гических взглядах от античности до современности.
64. История педагогико-риторического идеала: истоки, пути становления
и развития.
65. Педагогико-риторические принципы Древней Руси (России Нового
времени).
66. Педагогико-риторические идеи и народная педагогика К. Ушинского.
67. Идея полезности обучения и образования в педагогике в ее истори
ческой ретроспективе.
68. Педагогика как прикладная философия.
69. Теория отмирания школы В. Шульгина.
70. Педагогический аскетизм средних веков.
71. Зарубежная система подготовки учителей в их историческом станов
лении.
72. Идея сближения школы и жизни у Т. Мора и Ф. Бэкона.
73. Педагогическая и общественная деятельность сельских учителей Рос
сии до 1917 г.
74. Аксиологические проблемы образования в философских и педагоги
ческих течениях XIX — начала XX в.
75. Альтернативная педагогика 20-х гг. в Советской России.
76. Проблема духовности в наследии светских и православных российс
ких педагогов и современная школа.
77. Земская школа России: история, опыт, возрождение.
78. Идеи воспитания нового человека в русской общественно-политичес
кой и педагогической мысли.
79. Педагогический практицизм Древнего Рима.
80. Проблемы русской национальной школы в исторической ретроспективе.
81. Мыслители раннего христианства о воспитании.
82. Развитие образования в странах Востока (в различные исторические
периоды).
83. Педагогические взгляды восточных мыслителей средневековья.
84. Развивающее обучение в дидактике П. Каитерева.
85. Опыт авторской школы В. Сухомлинского по обучению и воспитанию
сельских детей.
86. Теория свободного воспитания в воспитательных системах русских
педагогов.
87. Русская философско-религиозная педагогическая мысль в конце XIX —
первой трети XX в.
88. Экспериментальные школьные площадки в 20—30-е гг. в Советской
России (С. Шацкий, П. Блонский и др.).
89. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народ
ного образования в советский период.
90. Педагогический опыт работы А. Макаренко с трудными подростками
и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.
91. Деятельность земств по развитию образования в России во второй по
ловине XIX в.
92. Авторские школы в России во второй половине XIX в. (Н. Корф,
Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).
93. История детского (молодежного) движения в советский период: возникнове
ние, развитие, проблемы и противоречия, современная оценка.
94. Народная педагогика на Руси и ее значение для развития теории и
практики школьного обучения и воспитания.
95. Школьные реформы и контрреформы в России второй половины XIX в.
96. Школьные реформы в советский период.
♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦> ♦ ♦> ♦ ♦ ♦> ♦ ♦ ♦ ♦ ♦> ♦> ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦♦ ♦ ♦ <♦ ♦> ♦ ♦ ♦
л*
♦:♦
♦ *
v
*