В работе социального педагога
МЕТОДИКА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ
ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. Изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей учащегося:
v Использование метода наблюдения;
v Анкетирования;
v Бесед с учащимися;
v Обращение к школьной документации;
v К медицинским картам (внимание к состоянию здоровья учащегося, особенностям его физического развития, соответствия его возрасту) и др.
Наблюдение за ребенком (подростком) в различных условиях, ситуациях с целью
выявления:
v отношение к учебе (успеваемость, уровень знаний, познавательный интерес к
определенному предмету);
v участие во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции);
v наличие профессиональной направленности (мотивы выбора).
Изучение особенностей семьи ребенка и ее воспитательного потенциала по
примерной программе:
v состав семьи, ее структура (полная, неполная, многодетная);
v жилищно-бытовые условия семьи (наличие жилплощади, ребенок имеет отдельную
комнату, уголок для занятий и игр);
v материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).
5. Характер взаимоотношений в семье:
v Между взрослыми членами семьи (гармоничные, неустойчивые, конфликтные,
аморальные и т.д.);
v отношение ребенка к родителям (авторитет родителей непререкаем, относится к ним
безразлично и т.д.).
Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.д.).
Образовательный и культурный уровень членов семьи.
8. Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):
v Отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка;
v Осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня;
v Единство требований к ребенку, формы поощрения, наказания;
Выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребенка и его положения в нем.
МЕТОДИКА
РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
Безнадзорные дети – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих.
Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью.
Профилактика безнадзорности представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений.
Коррекционная работа с безнадзорными детьми предполагает оказание им оперативной социально-педагогической помощи:
v Постановку на внутришкольный учет;
v Диагностику его состояния, личностных особенностей;
v Подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи.
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Оказание социально-педагогической помощи в решении социальных проблем, а также при разрешении конфликтных ситуаций – две составляющие семейного консультирования.
В отличие от индивидуального консультирования, в процессе семейного консультирования, социальный педагог работает с семьей в целом.
Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования может быть следующей:
v Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых вопросах и т.д.);
v Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения внутри семьи, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов и т.д.);
v Пропаганда здорового образа жизни (профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и т.д.);
v Организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, (наличие в квартире уголка для подготовки уроков и т.п.).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социально-педагогическая профилактическая работа с детьми группы «риска» предупреждает факты отклоняющегося поведения учащихся.
Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся, а также профилактическая работа с учащимися «группы риска» являются успехомреализации требований ФЗ № 120 об оказании социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении, либо проблемы в обучении.
По выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или пропускающих занятия без уважительных причин, осуществляется ряд мер:
ü проводится социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;
ü социально-педагогическая диагностика:
ü анкетирование, изучение и анализ условий жизни и воспитания учащихся в семьях;
ü защита прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (КДН, ОДН, суд, отдел опеки и попечительства, прокуратура),
ü индивидуальные профилактические беседы с учащимися и родителями, социально-педагогическое консультирование.
Школа ведет целенаправленную работу с данной категорией учащихся:
ü проводит индивидуальную профилактическую работу с учащимися и их родителями (беседы, посещение семей, ведение личных карточек, контроль посещаемости и успеваемости);
ü организует рейды с классными руководителями в неблагополучные семьи;
ü направляет информацию по данной категории учащихся в УО, ОДН, КДН;
ü участвует в разрешении конфликтных ситуаций на заседаниях КДН.
В 2006-2007 учебном году на внутришкольном учете состояло 8 человек, неблагополучных семей – 3, на учете в ОДН, КДН – 2 учащихся.
Показатели на 2007-2008 учебный год: на внутришкольном учете состоит- 5 человек, неблагополучных семей – 1, на учете в ОДН – 0, в КДН – 1 неблагополучная семья с 13.02.08г.
Из этого следует, что проведенная нами работа дала положительные результаты.
В нашей школе эффективно реализуются программы и методики, направленные на формирование законнопослушного поведения учащихся.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений основана на ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, КоАП РФ.
Целью программы являются: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита прав ребенка в его жизненном пространстве.
Пути реализации программы: социально-педагогическое консультирование учащихся, родителей по разрешению социально-педагогических проблем и социально-педагогическая профилактика и коррекция.
В методиках, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся используются классные часы и тематические занятия по правовым вопросам для повышения уровня правовой грамотности учащихся.
В работе с учащимися группы риска используются:
Ø Методика социально-педагогического исследования с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. Изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей учащегося:
3. Наблюдение за ребенком (подростком) в различных условиях, ситуациях с целью
Выявления.
5. Характер взаимоотношений в семье.
6. Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.д.).
7. Образовательный и культурный уровень членов семьи.
8. Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый)
9. Выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребенка и его положения в нем.
Ø Методика работы социального педагога с безнадзорными детьми:
1.Профилактика безнадзорности - представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений.
2. Коррекционная работа с безнадзорными детьми предполагает оказание им оперативной социально-педагогической помощи:
Ø постановку на внутришкольный учет;
Ø диагностику его состояния, личностных особенностей;
Ø подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи.
На показатели безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обучающихся в нашей школе, оказывает влияние совместная работа с инспекторами ОДН, рейды в неблагополучные семьи и семьи детей «группы риска», организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, участие в разрешении конфликтов на заседаниях КДН, контроль посещаемости, выступления на родительских собраниях, выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска, выступление на педсоветах, проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство.
В нашей школе под опекой находятся 16 учащихся, которым регулярно выплачивается денежное пособие, оказывается адресная социальная помощь. Данная категория детей обеспечивается летним отдыхом и оздоровлением.
Одной из форм социально-педагогического консультирования является пропаганда здорового образа жизни.
Наша школа тесно сотрудничает с центром наркологической помощи детям и подросткам. Фельдшер-нарколог центра регулярно проводит профилактические беседы о вредных привычках и зависимости от ПАВ. Проведение классных тематических часов по санитарно-просветительской программе «Информация против наркотиков» совместно с социальным педагогом наркологического центра способствует формированию у детей негативного отношения к вредным привычкам и бездумного отношения к собственному здоровью.
Формой профилактической работы социального педагога по реализации прав несовершеннолетних на охрану здоровья является вовлечение детей в социально ценную деятельность в виде волонтерства.
В нашей школе сформирован волонтерский отряд из активных ребят, которые не только участвуют в благоустройстве пришкольного двора и микрорайона, но и в благотворительных мероприятиях для детей дошкольного возраста и ветеранов ВОВ и труда.
Волонтерский отряд нашей школы с 2004 года принимает активное участие в городских слетах и областных форумах против наркотиков и СПИДа, а также в городских смотрах-конкурсах, семинарах за здоровый образ жизни.
№ | Направление деятельности | Содержание |
1. | Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов | - Проведение социальной паспортизации классов; - Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; - Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. |
2. | Социально-педагогическая защита прав ребенка | - Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве; - Защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различных инстанциях; - Индивидуальная работа с учащимися ( профилактические беседы, анкетирование). |
3. | Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося | - Раннее выявление неблагополучных семей; - Создание банка данных по неполным семьям, многодетным, опекунским семьям и с приемными детьми, семьям, имеющих детей-инвалидов; - Пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - Психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; - Духовно-ценностное просвещение; - Организация «круглых столов», встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике; |
4. | Социально-педагогическая профилактика и коррекция | - Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; - Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми, состоящими на различных видах учета: (внутришкольный, КДН, ОДН); - Организация профилактической работы с учащимися «группы риска»; - Способствование пропаганде здорового образа жизни; - Повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. |
5. | Социально-педагогическое консультирование | -Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - Консультирование родителей, педагогов по разрешению социально-педагогических проблем; |
6. | Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка | - При планировании и организации социально-педагогической деятельности учитывать проблемы и потребности учащихся, родителей; - Развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. |
7. | Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (в виде волонтерства, проектной деятельности) | - Проведение игр и творческих занятий с детьми; - Благотворительные мероприятия для ветеранов ВОВ и труда; - Благоустройство пришкольного двора; - Другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению учащихся, приобщает их к общечеловеческим ценностям. |
8. | Организационно-методическая деятельность | - Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - Участие в методических объединениях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. |
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
№ | Основания классификаций | Виды социальных технологий |
1. | Сферы применения | Универсальные |
2. | Объекты | Групповые Индивидуальные |
3. | Характер решаемых задач | Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование |
4. | Область заимствованных методов | Социально-педагогические: - социально-педагогическая профилактика; - социально-педагогическая поддержка; - социальное развитие ребенка; - социальная защита детства; |
5. | Направления социальной работы | Собственно социальной работы: - социальная диагностика; - социальная профилактика; - социальный контроль; - социальная адаптация; - социальный патронаж (опека); - социальное консультирование. |
МЕТОДИКА