Формирование профессиональной компетентности менеджера социально-культурной деятельности
Глубокие социально-экономические преобразования, развитие рыночных социально-экономических отношений привели к значительному возрастанию требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов социокультурной сферы. В условиях жесткой рыночной конкуренции на рынке труда специалисту с традиционной социокультурной вузовской подготовкой становится все труднее найти себя в профессиональном сообществе. Поэтому перед вузами культуры встал непростой вопрос о подготовке специалистов, которые будут соответствовать уровню развития современного общества, станут активными участниками социально-культурного процесса вне зависимости от того, будут ли они заниматься частной практикой или работать в организациях различных форм собственности. На первый план выдвинулась проблема формирования профессиональной компетентности специалиста еще на этапе обучения в вузе, как первой ступени профессионального становления [2, с. 110].
Надо сказать, что к настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в рамках личностно-профессионального развития: социальные (потребность общества в личности специалиста, способного к преобразованиям, конструктивной деятельности); теоретические (в педагогике, психологии, методике профессионального образования); практические (наличие передового опыта развития творческого потенциала специалистов).
Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.
Профессиональную компетентность менеджера социально-культурной деятельности следует рассматривать, прежде всего, как качественный показатель профессиональной деятельности, основанный на умениях и навыках [1].
Профессиональная компетентность такого менеджера – это качественный уровень профессиональной деятельности, ориентированной на социально значимый, культурно-творческий конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.
Профессиональная компетентность менеджера социокультурной деятельности проявляется в двух ипостасях: объективная сторона – в умении управлять коллективом учреждения культуры в целом и его отдельными сотрудниками; субъективная - в профессионализме самого менеджера, который реализуется в самой его деятельности, в его личностном отношении к этой деятельности.
Умение управлять коллективом учреждения культуры и профессионализм самого менеджера (личностная форма), как два (объективное и субъективное) начала, взаимно обогащая друг друга, формируют профессионализм как часть компетентности социокультурного менеджера.
Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.
Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.
Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте.
Профессиональная компетентность по своей сути тесно соприкасается с таким понятием, как «знание»: доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.
Классифицируя указанные виды знаний, нетрудно установить, что профессиональную компетентность менеджера определяют:
- технологические знания (знание способов, методов, средств и форм построения управленческих действий);
- теоретические знания (знание конкретных моделей и конструкций профессионального управления и его возможных трансформаций);
- методологические знания (знание общих принципов познания явлений и процессов) [2, с. 112].
Единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с практическим опытом рождают и накапливают умения и навыки, профессиональный опыт как основу профессионального мастерства.
Одним из главных признаков высокой степени профессиональной компетентности является умение менеджера применять полученные знания, умения и навыки на практике. Тем самым можно сказать, что практика в вузе культуры (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная, экономическая и пр.) должна как можно больше и чаще вовлекать студентов в активный процесс работы социокультурного пространства региона. Естественно, большая проблема состоит в том, что выпускники, устраиваясь на работу после окончания вуза культуры зачастую слышат: «Забудьте всё то, чему вас 5 лет учили в вузе». Это говорит о том, что работодатели заведомо предполагают, что выпускник не владеет теми знаниями, которые требуются для данной должности, даже с условием, что выпускник заканчивал вуз культуры по этой специальности. Из предлагаемых мер следует, в первую очередь, увеличить количество часов практики, усилить качество практических занятий, увеличить количество организаций социокультурной сферы, где студенты будут проходить практику.
Таким образом, профессиональное мастерство менеджера рождается в процессе реальной социокультурной деятельности. Деятельность становится основным компонентом профессионального мастерства, а оно определяет профессиональную компетентность менеджера.
Библиографический список
1. Курочкин, В.М. Студенческое самоуправление как форма социокультурного менеджмента студентов в вузе культуры [Текст] / В.М. Курочкин // Формирование регионального культурного пространства : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / науч.ред. Е.М. Акулич. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – С. 100–104.
2. Чижиков, В. М. Введение в социокультурный менеджмент [Текст] / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – Москва : МГУКИ, 2003. – 382 с.
О.И. Малышкина