Процесс обучения слабослышащих
Разработанная P.M. Боскис психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха явилась научным фундаментом для формирования нового раздела сурдопедагогики — дидактики школы слабослышащих.
Специальный педагогический процесс в школе для слабослышащих строится на основе использования компенсаторных возможностей, которыми располагают учащиеся. Специальным он является также потому, что содержит педагогические средства, повышающие эффективность имеющихся у учащихся компенсаторных возможностей, благодаря чему оказывается возможным в ходе педагогического воздействия активно влиять на преодоление последствий дефекта, способствовать разностороннему развитию слабослышащих детей. Коррекционно-развивающая направленность педагогического процесса предполагает использование всех его организационных форм и тесное взаимодействие усилий учителя, воспитателя, родителей.
Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям государственного образовательного стандарта.
Современное содержание образования отражено в структуре учебных планов, в которых 1-е и 2-е отделения имеют по два варианта.
В 1-м отделении вариант I включает: 1—4 классы (I ступень), 5—10 классы (II ступень), 11—12 классы (III ступень).
Вариант II также имеет три ступени: 1—5 классы (I ступень), 6—10 классы (II ступень), 11—12 классы (III ступень).
Учащиеся 1-го отделения получают полное среднее образование и сдают экзамены на аттестат зрелости.
Варианты учебных планов 2-го отделения имеют следующую структуру:
Вариант I— подготовительный класс (I ступень), 1—4 классы (II ступень), 5—10 классы (III ступень), 11 —12 классы (IV ступень).
Вариант II— подготовительный класс (I ступень), 1—6 классы (II ступень), 7—12 классы (III ступень).
Этот вариант может быть рекомендован для обучения слабослышащих детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Вспомогательные классы для слабослышащих детей с интеллектуальной недостаточностью организуются без ориентации на цензовый уровень образования.
Во 2-м отделении учащиеся получают общее среднее образование и свидетельство об образовании.
Вариативное преобразование структуры школьного образования, включение двух вариантов учебных планов и программ по каждому отделению, отличающихся не только разным соотношением продолжительности обучения, но и разными уровнями общеобразовательной подготовки, позволяет педагогическим коллективам сделать выбор, соответствующий индивидуальным возможностям учащихся.
Соответствие цензовому уровню достигается при соблюдении особой содержательной и методической направленности учебного процесса в коррекционно-развивающей системе.
Ориентация на цензовое образование вовсе не означает, что педагогический процесс в школе для слабослышащих может быть лишь частично изменен по сравнению с процессом обучения в образовательной школе общего назначения, например, за счет увеличения сроков обучения, введения слуховой работы, работы над произношением, обучения чтению с губ. Специфика педагогического процесса предполагает иное его содержание, направленное в первую очередь на восполнение недостатков развития, оказывающих отрицательное влияние на способы восприятия и усвоения основ научных знаний.
Специфичность построения учебно-воспитательного процесса в школе слабослышащих проявляется в одновременном решении двух групп задач, различных по своему характеру.
С одной стороны, этот процесс преследует реализацию задач пропедевтического характера (практическое владение языком, расширение, уточнение словаря, коррекция представлений и знаний детей об окружающем мире, развитие восприятий, в том числе слухового, формирование наглядных и отвлеченных обобщений), решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний, умений, навыков.
Вторая группа, это учебный процесс в том понимании, которое свойственно обучению школьников вообще, т.е. планомерное, целенаправленное обучение основам наук, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни, для любой сферы трудовой деятельности.
Решение задач каждой из названных групп в последовательном порядке (сначала только пропедевтика, потом собственно школьное обучение, изучение основ и пр.) невозможно и нецелесообразно. Поэтому они решаются в органическом единстве, ибо успехи, достигнутые в каждом из направлений, будут положительно влиять на весь ход учебного процесса.
Развивающий, формирующий характер специального педагогического процесса является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, а также средством развития личности и формирования ее базовой культуры, овладения социальным опытом.
Сущность, особенности дидактической системы характеризуются прежде всего принципами, на основе которых должен строиться педагогический процесс.