Методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
— воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
— воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.
В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимные переходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В. А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
1. Методы воспитания словом.
2. Методы воспитания делом.
3. Методы воспитания ситуацией.
4. Методы воспитания игрой.
5. Методы воспитания общением.
6. Методы воспитания отношениями. [1, с. 10].
Рассмотренные нами методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают всего их многообразия. Мы лишь попытались разобраться в общих характеристиках их системы, для того чтобы педагогически грамотно решать частные вопросы воспитательной деятельности и точно инструментировать воспитательное взаимодействие в целостном педагогическом процессе.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что метод патриотического воспитания - это способ педагогической работы с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических и эстетических качеств личности. По своей целенаправленности, отражающей особенности воздействия на сознания и поведения воспитуемых, с учётом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности.
При реализации патриотического воспитания чаще всего используются методы:
1) Убеждения — разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика, (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Пробуждения — увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском, героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрения, похвала, награда, требования и др. ( формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения — творческое поручение, физическая деятельность (народные игры), творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира, воспитание через коллектив).
Рассмотрев методы патриотического воспитания, перейдем к анализу принципов, целей и функций патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику. К принципам патриотического воспитания относятся следующие принципы:
1.Служения Отечеству. Является интегративным принципом патриотического воспитания. Понятие «служение Отечеству» имеет следующий тезаурус: идея служения, мотив служения, идеал служения, смысл служения, результирующим вектором выступает опыт служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины. В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности. В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом. Они приобретают ведущую роль по сравнению с понятиями «война», «агрессия», «террор», «растущая преступность», «ненависть к врагам» и др. Всякий поступок, отражающий поведение человека, может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его духовно-нравственную сторону, как патриотическое содержание, оценивают по единой шкале — служение Отечеству.
2. Исторической и социальной памяти. «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: – писал Д. С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». (Лихачёв) Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. С принципом памяти тесно связан принцип межпоколенной преемственности
3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Данный принцип отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании. Он ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа, слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др. Основой данного принципа является понимание укоренённости межпоколенного опыта в различного рода социальных практиках, образе жизни, закладываемых культурой. Социокультурная преемственность обеспечивает гомеостаз и возможности воспроизводства социокультурных отношений благодаря действию механизмов социального наследования, которое осуществляется процессами социальной и исторической памяти. Передаваемый духовный опыт выступает средством самопознания молодого человека через идентификацию с представителями своего рода, семьи, общества. Межпоколенная преемственность актуализирует важные явления воспитания и социализации, связанные с трансляцией патриотических ценностей, идеалов, смыслов и т.д., обеспечивает постоянный приток новых носителей культуры на место постоянно уходящих прежних её носителей. В процессе патриотического воспитания важно учитывать проблему преемственности поколений, как важнейшего условия передачи совокупного опыта защиты и созидания Отечества.
4. Социокультурной и национальной идентификации. Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Во многих песнях, стихах, рассказах о Волге она называется Волга-матушка: эта река, связывающая столько народов, Европу с Азией, ставшая «главной улицей России», всегда воспринималась как символ добра и справедливости, защитница гонимых и угнетенных, как символ родной земли, своего края, России и придающее объектам окружающей действительности некий сакральный смысл. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности .
5. Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородный. Данный принцип распространяется на образовательные области и сферы воспитания, связанные с культурно-историческим и политическим прошлым нашей страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований пристрастности в освещении исторического опыта.
6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Он основывается на наделении реальных вещей, явлений, событий священным содержанием, незыблемыми, не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы или явления становятся образами и символами в сознании людей. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления или форму сознания, направленную на восприятие особой «священной» сферы мыслеобразов сообразной жизненным ожиданиям человека. Каждый человек наделяет ценности своими собственными смыслами. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - eгo ценностно-смысловой xapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.
7. Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность (коммунитарность), которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, nроявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. На индивидуальном уровне соборность выступает как требование духовной гармонии в межличностных отношениях, «собранности» личности в мыслях и поступках, на социальном уровне обеспечивает единство индивидуального, коллективного, общественного. На социальном уровне выступает требованием интеграции общенародного, национального, государственного (державного) и общечеловеческого. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т.е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.
8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции. Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Они выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.
9. Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве.
В рамках нашего исследования цели патриотического воспитания школьников представлены как диагностируемые (М.В. Кларин), то есть, описаны через результат: – формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности; – формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений; – создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.
Выводы по главе 1
Воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Воспитание гражданственности и патриотизма является одним из основных принципов государственной политики в области образования и объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности» .
Цель гражданско-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом современности. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности – личность, которой присуща высокая социальная активность.
Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Школьное детство – самоценный период развития личности человека. От того, каким нравственным содержанием будет наполнена образовательная работа с детьми в школе и семье, во многом зависит воспитание будущего гражданина, – ответственного, заботливого жителя, с уважением относящегося к истории и культуре своего края, страны, стремящегося сохранить и приумножить природные богатства и историческое наследие.
Формирование чувства патриотизма в системе воспитательной работы школы, я считаю, должна осуществляется посредством реализации деятельностного подхода.
Патриотическое воспитание можно и нужно осуществлять различными, интересными для младшего школьного возраста, методами. Ведь мы не хотим потерять свое наследие. Во второй главе рассмотрим и выявим результаты диагностики методики по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на примере учеников Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 69, г. Нижнего Тагила.