Схема анализа организационного периода
1. Портрет «заехавшего» ребенка
Необходимо раскрывать следующие позиции:
· уровень представлений об окружающем мире;
· уровень представлений о себе (своих возможностях, способностях, целевых установках на смену и способах их достижения)
· уровень самоорганизации;
· проблемы, с которыми столкнулся ребенок в лагере, и те, с которыми приехал. Способы их решения.
2. Портрет группы
Необходимо раскрыть следующие позиции:
· нормы взаимодействия и взаимоотношений в деятельности и в общении, принятые в вашем объединении; наличие референтных групп и основание их возникновения;
· лидерство в вашем объединении: деловые и эмоциональные, отрицательные и неформальные и так далее;
· сложившаяся система самоуправления (соуправления).
3. Дела организационного периода, которые наиболее эффективно сработали на реализацию поставленных вами целей и задач.
4. Выводы по результатам организационного периода и определение перспектив деятельности на основной период смены.
Глава 15.
Основной период смены
Основной период смены
Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Основной период смены подразделяется на учебный блок, лидер-фол и закрепляющий блок.
· Задачи учебного блока - развитие соуправления и структуры ВДК (через ОАД, работу микрогрупп, УИСО, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность, систему удачек). Создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел)
· Задача лидер-фола - передача управления отрядом и лагерем от вожатого к детям (прим. - день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).
прим. Естественно имеется ввиду соуправление (совместное управление) и для старших отрядов.
· Задачи закрепляющего блока - создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (прим. - творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии по отрядному месту. Принимают гостей разные группы отряда. Можно принимать сразу несколько отрядов или по возрастам. Критерий успешности - инициатива ребят. Объединения по интересам (кружки).
Общие задачи:
· формирование временного коллектива, его укрепление;
· поддержание благоприятного психологического климата в отряде;
· выполнение программы, досуг, оздоровление ребят;
· возможно введение дополнительной составляющей (обучение, творчество, труд…);
· создание условий для индивидуального развития;
· возможность выбора самовыражения личности;
· рефлексия и мониторинг.
Для вожатого важно
· Мотивация детей на активное участие в смене.
· Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
· Сплоченный отряд.
· Не переутомлять детей.
· Обсуждение проведенных дел с детьми.
· Анализ прожитого дня.
· Заложить основы соуправления.
· Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
· Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм.
· Создание и поддержание положительного эмоционального настроя;
· Создание условий для проявления активности ребенка;
· Моделирование ситуации успеха.
Для ребенка важно
· Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
· Бодро пересечь 'экватор смены'.
· Участие в межотрядных и дружинных делах.
· Реализация собственных идей.
· Самореализоваться как личность.
· Чему-то научиться.
· Отдых и оздоровление
· Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
· Проявление своей самостоятельности.
· Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;
· Возможность проявить себя лидером