Б.Проблема обучения чтению
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач в работе учителей начальных классов как общеобразовательной, так и специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Обучение чтению приобретает особую коррекционную направленность в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено психофизическими особенностями развития умственно отсталых детей и ограничениями их возможностей в речевой, познавательной деятельности, а также в темпах обучения.
В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И. Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И. Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.
Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Чтение является сложной психической деятельностью, которая в рамках нейропсихологического подхода рассматривается как одна из высших психических функций. Соответственно строение этой функции обладает сложной архитектоникой, включает множество психологических процессов и межанализаторных связей. В научной литературе существует множество определений навыка чтения, но наиболее актуальным и содержательным для организации коррекционно-развивающего обучения представляется определение А.Н. Корнева: «Чтение как вид деятельности можно определить двояко: а) как процессдекодирования графической (буквенной) модели слова в устноязыковую форму и б) процесс понимания письменных сообщений» [17 , с.18].
Для успешного усвоения навыка правильного чтения необходим достаточно высокий уровень развития многих высокодифференцированных сторон психической и моторной деятельности:
- пространственного восприятия;
- зрительного гнозиса;
- слухоречевой и зрительной памяти;
- устной речи;
- общей и мелкой моторики руки;
- сукцессивных и симультанных процессов;
- произвольной деятельности;
- устойчивости внимания и работоспособности.
По мнению ряда исследователей (Цветковой Л.С., А.Н. Корнева, Лалаевой Р.И.), психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логическихсвязей - все это приводит к тому, что дети с интеллектуальной недостаточностью читают текст со значительными искажениями. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида, носят стойкий характер и сохраняются даже у учеников старших классах, что тормозит развитие навыка беглого и сознательного чтения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью, как и дети с обычным развитием, при обучении чтению проходят следующие этапы: распознавание букв и побуквенное чтение, распознавание слогов и послоговое чтение, чтение целыми словами и, наконец, беглое (синтетическое) чтение. Трудности в овладении чтением у учащихся СКОУ VIII вида носят тот же характер, что и у нормально развивающихся детей, только проявляются более выпукло и носят стойкий характер. Обучение чтению детей с нарушением интеллектуального развития проводится преимущественно аналитико-синтетическим методом.
Процесс декодирования при обучении аналитико-синтетическим методом на начальном этапе овладения чтением включает в себя такие операции: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние и воссоздание облика целого слова. В своей книге «Нарушения чтения и письма у детей» А.Н. Корнев рассматривает процесс чтения с позиций теории Н.А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Как известно, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляется полностью под контролем сознания. При этом схема регуляции и контроля за действиями максимально развернута. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются, и их регуляция осуществляется в уже более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операций.
Чтение состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в ее связи с фонемой, слияние нескольких букв в слог, слияние нескольких слогов в слово, интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. В процессе обучения ребенок последовательно усваивает эти операции, каждая из которых осуществляется под сознательным контролем и требует умственного усилия. В дальнейшем операции автоматизируются и под контролем сознания остается только осмысление фразы или высказывания.
Обучению учащихся чтению слога занимает значительное место в дискуссиях методистов, занимающихся букваристикой. Противоречие возникает из-за разного понимания звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте: одни заменяют его звуко-буквенным и основывают на нем побуквенное чтение (Н.В. Нечаева), другие утверждают, что после изучения букв единицей чтения сразу должно быть целое слово (З.Д.Гольдин), третьи считают, что в основе устной речи и в основе чтения лежит слог, поэтому чтение должно быть слоговым. Широко обсуждается проблема, как следует учить детей читать слог: по следам звукового анализа, артикулируя звуки по команде учителя, пропевая слоги, глобально воспринимая слог.
В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыка правильного чтения как чтения без ошибок является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.
Исходя из вышесказанного, правильность чтения является важным качеством навыка чтения, без которого беглость и сознательность этого процесса затруднены. «Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах» [19, с. 145].
Проблема формирования навыков правильного чтения у детей с нарушением интеллектуального развития актуальна в течение всего периода обучения. Соответственно требуется поиск эффективных методических приёмов для профилактики и преодоления ошибок чтения.