Организации самостоятельной деятельности детей 2-го и 3-го года жизни.

Деятельность становится более устойчивой, действия с предметами направлены не только на предметы (взять, перенести и др.), но и совершаются с их помощью. Предметы используются как средство достижения цели (одеялом накрыть куклу, из кубиков строить) и как орудие (ложкой есть, палочкой придвинуть игрушку). Во время игры формируются взаимоотношения между детьми.

Появляется совместная игра, ребенок включается в игровые действия других детей, они согласовывают действия друг с другом, играют вдвоем одной игрушкой. Однако на 2-м году жизни еще преобладает индивидуальная игра. Общение ребенка со взрослым становится более содержательным. В процессе общения закладываются основы нравственного поведения.
Ребенок осваивает способы и средства общения, принятые в обществе людей, действия с предметами быта, усваивает их функциональное назначение, овладевает навыками культурного поведения. Он умеет подчиняться требованиям взрослого и выполнять его поручения, хорошо знает места хранения игрушек, одежды, свое место за столом, ориентируется в помещении и на улице.
Ребенок 2-го года жизни эмоционально отзывается на музыку, ритмы, интонацию и напевность стихов и потешек, на художественное слово, начинает подпевать музыке, появляются певческие интонации.
Развивается способность соотносить движения с музыкой, появляется ритмичность. Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки.
Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности.
Показатели правильной организации деятельности детей — бодрое настроение, отсутствие возбуждения и конфликтов, положительное общение друг с другом, пользование речью, занятость и активность всех детей, соответствие содержания их деятельности возрасту и уровню развития. Обучение на занятиях играет ведущую роль в развитии детей 2-го года жизни.
Показатели эффективности обучения: развитие способности обучаться, о чем свидетельствует объем приобретаемых знаний и умений на каждом возрастном этапе, соответствие уровня развития возрасту ребенка или уменьшение степени-отставания, ускорение темпа обучения, т. е. периода от первого предъявления задания до его освоения, формирование «учебной деятельности» (адекватное поведение ребенка в обстановке занятия), способность переносить освоенное в самостоятельную деятельность.
Длительность, место занятия, число детей определяется его видом, возрастом и уровнем развития детей. Все занятия на 2-м году жизни проводятся по подгруппам за исключением музыкальных занятий и развлечений, которые проводятся со всеми-детьми одной возрастной подгруппы или одного уровня развития.
С детьми до 1 1/2 лет все занятия, кроме музыкальных и по развитию движений, надо проводить за столом, так как опора ребенка о стол предупреждает утомление и организует поведение. За каждой стороной стола должен сидеть один ребенок.
С детьми старше 1 1/2 лет некоторые занятия, например показы, могут проводиться без опоры на стол. Дети сидят на стульчиках, на некотором расстоянии от стола.
Нельзя усаживать детей на пол, на диван или на табуретки, в этих случаях они быстро устают. Занятия по подгруппам лучше проводить не в той комнате, где играют дети. Можно использовать светлое место в спальне, прихожей, где дети одеваются на прогулку, и другое светлое и чистое помещение.

Самостоятельная деятельность
Игра Прогулки Занятия

Наши рекомендации