Вопрос 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха. Особенности семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.

Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы (Е.П.Кузьмичева, Л.П.Носкова). В настоящее время доказана эффективность ран­ней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с пер­вых месяцев жизни (Е.П.Кузьмичева и др.).

Важное значение в коррекционной работе с этими детьми имеет развитие речевого слуха. Для развития речевого слуха важное значение имеет уровень владения устной речью и так называемый, речевой опыт ребенка. Ра­бота по развитию речевого слуха проводится во взаимосвязи с развитием и коррекцией звукопроизносительной стороны речи, расширением словарного запаса и обучению грамматическим основам речи. Она тесно сочетается с развитием познаватель­ной деятельности. Основу этой работы составляет тесная взаи­мосвязь слухового восприятия и кинестетических ощущений в речевой мускулатуре в процессе речи, а также зрительного вос­приятия речевых движений артикуляционной мускулатуры.

Одним из важнейших условий когнитивного развития ребенка является его ближайшее социальное окружение. В семье ребенок получает первые знания о мире, о людях и отношениях между ними. Те отношения, которые строят с ребенком его родители (предоставление самостоятельности, степень контроля, отношение к достижениям и успехам ребенка, представления о том, что он должен знать и уметь) непосредственно влияют на его развитие. Вклад семьи в социальный опыт глухих детей гораздо больше, чем в опыт слышащих.

Отдельной и очень важной проблемой является коммуникация между слышащими родителями и глухим ребенком.

Из-за недостатка у ребенка импульсов к взаимодействию и общению у родителей ответно не возникают импульсы к налаживанию контактов с ним.

Исследования показывают, что на ранней ступени развития ребенка ощущения вибрации, получаемые

благодаря кожной чувствительности, заменяют глухому младенцу звучание голоса. Поэтому тесный физический контакт между матерью и ребенком в состоянии предупредить опасность эмоционального и коммуникативного обеднения ребенка и нарушения отношений между ним и близкими.

Дополнительные возможности аналоговой передачи информации предоставляет выразительная мимика, естественная и отчетливая жестикуляция и язык телодвижений.

Gregory описывает поведение матерей как «невариативный ответ на требование внимания». Они окружают ребенка чрезмерной заботой, стремятся мгновенно ответить на сигналы, идущие от него, не давая этим попыткам привлечь внимание достаточно сформироваться. Это может быть одним из проявлений гиперопеки, которая, как отмечает Meadow присуща родителям глухих детей и отражает представление об очень низких возможностях ребенка (более низких, чем это есть в действительности). В результате, многое из того, что ребенок может сделать сам, взрослый делает за него и пытается проконтролировать каждое самостоятельное действие ребенка. Эта черта свойственна родителям детей с любыми нарушениями развития.

Очевидно, что описанные особенности общения глухого ребенка со слышащими родителями оказывают несомненное влияние не только на личностное, но и на познавательное развитие. Гиперопека и повышенный контроль приводят к ограничению возможностей независимо приобретать собственный опыт, учиться самостоятельно. А отсутствие эффективного канала коммуникации (естественного «общего языка») значительно затрудняет полноценный обмен информацией между родителем и ребенком, вследствие чего общение сводится к более примитивным формам - родители чаще запрещают и дают указания, чем объясняют и рассказывают. Ребенку не приходится самостоятельно решать познавательные задачи, он не может сформулировать конкретный вопрос, на который ему необходимо получить ответ.

Вопрос 4. Особенности речевой функции у детей с нарушениями слуха. Факторы, определяющие степень тяжести речевого нарушения у слабослышащего (неслышащего) ребёнка. Коррекционно-педагогическая работа по формированию устной речи у детей с недостатком слуха.

1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Специфические особенности речевого развития детей с дефектами слуха.

Своеобразие специфики речевого развития ребенка с дефектами слуха особенно видна, если сравнить это развитие с речевым развитием слышащего ребенка по основным этапам. Преддошкольный этап речевого развития ребенка, который охватывает возраст до 3-х лет характеризуется следующим:

- подготовка речевого и слухового аппарата ребенка к овладению речи;

- развивается слуховое внимание ребенка, вслушивающегося в звуки окружающего мира, в речь взрослых.

У слышащего ребенока с 6 – 8 месяцев начинается понимание элементарной речи ребенка. В этот же период идет подготовка артикуляционного речевого аппарата ребенка к произнесению отдельных звуков. Это выражается сначала в гулении, а затем в лепете.

Особенно заметно различие в развитии речи ребенка с дефектами слуха и нормально слышащего ребенка в возрасте после года. В этот период обычно начинается развитие активной речи, т.е. ребенок начинает сам говорить первые слова. А ребенок с дефектами слуха не может самостоятельно овладеть активной речью, он не начинает говорить самостоятельно как слышащий и с возрастом этот разрыв между неслышащим и слышащим ребенком увеличивается.

После 3-х лет особенно бурно идет речевое развитие нормально слышащего ребенка, быстро накапливается словарь, ребенок овладевает правильным произношением звуков и чисто практически овладевает грамматикой и грамматическими законами языка. Все это происходит благодаря тому, что ребенок слышит речь окружающих и подражает ей. Ребенок с дефектами слуха не слышит речи окружающих и не может самостоятельно овладеть ею. У этих детей нет никакой речевой практики, но потребность в общении у них не меньше, чем у слышащих, следовательно они прибегают к другому способу выражения мыслей – жесты и мимика. Поэтому можно сказать, что жесты и мимика как и наш язык возникает у неслышащих из потребности общения. Еще больше разрыв в речевом развитии неслышащего и слышащего наблюдается в школьный период обучения. Слышащий ребенок приходит в школу с уже практически сложившейся речью. Неслышащий же ребенок, если он не воспитывался в специальном детском саду, приходит в школу практически немым, и обучение такого ребенка начинается с самого начала.

Спецификой особенностей речевого развития детей с дефектами слуха по сравнению со слышащими заключается в следующем:

- потеря слуха является главным фактором определяющим всю специфику речевого развития;

- речь у таких детей не может формироваться самостоятельно, она развивается только под руководством учителей в условиях специального обучения;

- основной формой речи у таких детей является не слуховые ощущения, а зрительные и двигательные;

- речевая практика у этих детей ограничена и бедна;

- развитие речи у детей с дефектами слуха начинается позже, чем у слышащих;

- у неслышащих детей развиваются такие специфические формы речи, которых не у слышащих (дактилология, жестовая речь).

Коррекционно-педагогическая работа по формированию устной речи у детей с недостатками слуха:

1) выработка правильного речевого дыхания и постановка голоса;

2) формирование звукопроизношения (ребенка специальными приемами учат произносить каждый звук нашего языка);

3) словарная работа (неслышащему ребенку необходимо объяснять произношение и значение каждого нового слова, в отличии от слышащего ребенка, который усваивает произношение и смысл слов сам, неслышащий не может это делать самостоятельно);

4) формирование грамматического строя языка (умение словам придавать стройный и осмысленный характер);

5) Обучение чтению с губ (неслышащий для овладения речи должен понимать то, о чем ему говорят).

В школе дети знакомятся с новой для них формой речи - письменной. Эта речь по своему характеру труднее, чем устная. Но для детей с дефектами слуха она имеет и некоторые преимущества, т.к. восприятие устной речи не требует слуха, она воспринимается с помощью зрения. Таким образом, в обучении детей с дефектами слуха эта речь иногда несколько опережает устную речь.

По иному идет формирование речи у слабослышащих и иногда у поздно оглохших. Слабослышащий может усваивать устную

речь опираясь на остатки слуха (речь, слова, произношение). Позднооглохший ребенок имеет практически сформированную речь. Задача учителя – сохранить речь, не дать ей распасться. А для этого необходимо научить такого ребенка читать по губам.

Специфичные формы речи, которые формируются у детей с нарушением слуха и которых нет у слышащих является жестовая речь, дактилология и чтение с губ.

Дактилология – особая форма ручной речи глухих детей. Она используется как вспомогательное средство в обучении. Эта речь строится полностью на принципах и грамматических законах нашей словесной речи. Иногда в первоначальный период обучения у детей дактилология используется для общения. Дактилология основывается на двигательных и кинестетических ощущениях и она бесспорно помогает овладению звуковым анализом состава слова, помогает она также и чтению с губ.

Вопрос 5. Определение формы и варианта получения образования ребёнком с нарушением слуха. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.1)

Потеря слуха свыше 90 дБ определяется как глухота. Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости.

На современном этапе предусмотрено разнообразие организационных форм обучения: дети с нарушениями слуха могут обучаться

· в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения,

· в образовательных учреждениях общего назначения,

· на дому,

· в условиях стационарного лечебного учреждения,

· в билингвистических классах.

Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии.

Выбор варианта АООП НОО для данной категории обучающихся осуществляется с учетом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности ребенка к естественному развитию коммуникации и речи).В дальнейшем, вариант АООП НОО может изменяться с учетом достигшего детьми уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными компетенциями.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся разработана в 4 вариантах.

Вариант 1.1. адресована глухим детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня психофизического развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками, понимают простую обращенную устную речь, при этом собственная речь внятная, понятная собеседнику (допустимы нарушения произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, не влияющие на общее понимание смысла собеседником). Программа предполагает, что глухой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1 - 4 классы). В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на реализацию особых образовательных потребностей глухого обучающегося, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП. Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Реализация требований данного варианта стандарта подразумевает обязательное включение семьи глухого ребенка, в частности его родителей (или лиц их заменяющих) в процесс психолого-педагогического сопровождения.

Основными направлениями в специальной поддержке обучающихся являются:

· коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

· развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;

· развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми;

· помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;

· работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

· создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.

Глухой обучающийся имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.

Вопрос 6. Определение формы и варианта получения образования ребёнком с нарушением слуха. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих (позднооглохших) обучающихся (вариант 2.1).

На современном этапе предусмотрено разнообразие организационных форм обучения: дети с нарушениями слуха могут обучаться

· в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида, в различных условиях интегрированного обучения,

· в образовательных учреждениях общего назначения,

· на дому,

· в условиях стационарного лечебного учреждения,

· в билингвистических классах.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся– это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цельпрограммы – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Выбор варианта АООП НОО для данной категории обучающихся осуществляется с учётом результатов первоначального (запускающего) этапа реабилитации (прежде всего, способности ребёнка к естественному развитию коммуникации и речи), готовности ребёнка к освоению того или иного варианта АООП НОО. Вариант АООП НОО может изменяться с учётом достигшего детьми уровня общего и слухоречевого развития, овладения ими личностными, метапредметными и предметными результатами обучения.

Вариант 2.1. адресован слабослышащим и позднооглохшим детям. обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1-4 классы). Он может быть включён (в классе не более одного - двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются:

· удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха;

· коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

· развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;

· развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:

· помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями;

· работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;

· создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП НОО.
Вариант 2.1. предназначен для образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками;

· понимают обращённую к ним устную речь;

· их собственная речь должна быть внятной, т.е. понятной для окружающих.

Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
В спорных случаях (вариант 2.1 или 2.2) на момент поступления ребёнка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 2.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 2.2.
Выбор оптимальных условий получения образования обучающимися с кохлеарнымиимплантами и варианта АООП НОО на момент поступления в школу зависит от их уровня общего и речевого развития, индивидуальных

собенностей;
в дальнейшем, условия получения образования и вариант АООП НОО изменяются с учетом достижений обучающегося в области слухоречевого развития, сформированности личностных, метапредметных и предметных компетенций (варианты 2.1)

Наши рекомендации