Методы педагогических исследваний.
Раздел 3. Дошкольная педагогика.
Тема: «Предмет и методы дошкольной педагогики»
План:
История возникновения дошкольной педагогики.
Предмет и объект дошкольной педагогики.
Основные педагогические понятия.
Концепции детства.
Методы педагогических исследваний.
1. Возникновение дошкольной педагогики связано с именем чешского педагога и философа 17 века Я.А. Коменского. В своих научных труда «Всеобщий совет», «Великая дидактика», «Материнская школа», он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения детей.
Целью воспитания считал – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.
К составным частям воспитания Я.А. Коменский относил: религиозное, нравственное, научное образование, единство общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, социальное воспитание; всестороннее развитие личности, изучение духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий; единство обучения и воспитания; соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения возрасту ребенка; осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума. Последователем педагогических идей Я.А. Коменского стал основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский.
Идея привития ребенку позитивного отношения к труду, людям, творчеству находим в трудах Е.И. Ильина, В.Ф. Шаталова, С.И. Лысенковой, И.П. Подласого и др.
2. Дошкольная педагогика как наука имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории.
Дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы социализации, технологию осуществления, влияния воспитания, обучения и образования на развитие личности ребенка.
Предмет дошкольной педагогики – процесс воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства воспитания детей дошкольного возраста.
Объект дошкольной педагогики –ребенок от рождения до школы, развитие которого обусловлено воспитательными отношениями.
Задачи дошкольной педагогики:
1.способствовать воспитанию и обучению детей от рождения до школы (теоретический и методический аспект) в соответствии с требованиями современного общества;
2. изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения;
3. разработать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Функции дошкольной педагогики:описательно – прикладная (научное описание программ воспитания, моделей, технологий образовательного процесса); прогностическая (научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ); творчески – преобразовательная (прогнозирование, проведение научных исследований, создание новых технологий).
Источники дошкольной педагогики как науки:
1)народная педагогика,
2)религиозная педагогика,
3)зарубежная и отечественная история педагогики,
4)педагогическая практика,
5)экспериментальные исследования,
6)данные смежных наук (психология, анатомия, физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.),
7) влияние идей педагогов – новаторов на развитие теории и практики обучения и воспитания.
Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, строятся на следующих философских направлениях:
1. Аксиологический подход, заключается в понимании ценностей воспитания, образования и саморазвития, включает формирование здоровья, культуры, познания, общения, игры, труда как немеркнущих ценностей при воспитании детей.
2. Культурологический подход,включает историю страны, региона, ближайшего окружения. Диалог культур – основа приобщения детей к культурным традициям, обычаям, нормам и правилам своего народа.
3. Системный подходпредполагает целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, форм организации, условий и методов воспитания, обучения дошкольников.
4. Деятельностный подходопределяет роль ведущей деятельности, основных деятельностей, обеспечивающих реализацию потребностей ребенка, помогающих осознать себя субъектом, активным творцом (Л.С. Выготский, А.н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет огромное значение в его развитие.
5. Личностный подходобеспечивает развитие потребностей, интересов, склонностей ребенка, рассматривает дошкольный период как самоценный. Ребенок развивается в деятельности, поэтому данный подход ученые определяют как деятельностно – личностный.
Теоретико – методические подходы определяют взгляд, стиль, позицию педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание таких категорий, как воспитание, развитие, формирование, обучение.
Синергетика– новое видение мироздание. В ней заложены три идеи:
1. системности, целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной культуры;
2. нелинейности – многовариантности, альтернативности и необратимости;
3. глубокой взаимосвязи случайности и необходимости.
Согласно законам синергетики, познаваемый ребенком мир сложно организован, полон неожиданностей, обусловленных выбором дальнейшего развития. В синергетике действуют свои законы, которые применительно к дошкольному образованию проявляются в системе «педагог – ребенок», в способности ребенка к самоорганизации и постоянной обратной связи с педагогом. Так, на занятии педагог с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее его объяснение во многом зависит от результатов усвоения ребенком предыдущих знаний.
Синергетический подход рассматривает каждого участника педагогического процесса (педагоги, родители, воспитанники) как субъекты саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект образовательного процесса может от развития переходить к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию.
3. Основные педагогические понятия:
1. Воспитание – специально созданные условия, способствующие развитию ребенка.
2. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания.
3. Обогащенное развитие – развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка.
4. Формирование – специально организованное управление жизнедеятельностью ребенка с учетом факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных.
5. Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи знаний педагогом ребенку, их переработка и создание новых знаний. Формирование у детей специальных знаний, умений и навыков, социально – нравственных привычек.
6. Метод- это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.
7. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и детей в целях решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.
8. Методы обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.
9. Содержание образования – система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических сил детей, подготавливает их к активному участию в деятельности.
10. Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников в целях воспитания и обучения детей.
11. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в интересах общества и государства.
12. Государственный образовательный стандарт – обязательный уровень освоения программы, рекомендованных органами образования для дошкольных учреждений.
13. Развивающая предметная среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей, оказывающих влияние на развитие способностей к самообучению.
14. Социальная защита детей – это комплекс правовых, экономических, медицинских и психолого-педагогических мер, обеспечивающих их оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию к социально-экономическим условиям.
15. Педагогическая технология – наука о мастерстве, искусство практической деятельности.
Самоценность периода дошкольного детства заключается в понимании детства как особого, самоценного периода в жизни человека. Определение понятия «детство» возникло только в начале 18 века.
В этот период детство воспринималось взрослыми как своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость. Взрослыми считался ребенок, который начинал ходить в школу и приступал к обучению.
В истории общества существовало 6 типов отношения взрослых к детству:
1. первобытный инфантицид,
2. бросание взрослыми детей,
3. восприятие детей как материала, пригодного для любых преобразований взрослыми детской природы,
4. преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения,
5. социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества 19 века,
6. помощь семье и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка – во второй половине 20 века.
4. В качестве методологических ориентиров в современной дошкольной педагогике можно выделить следующие концепции детства.
Концепция Д.Б. Эльконина.
Природа детства рассматривается в контексте конкретно – исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства человека. Детство рассматривается как социально – психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных духовных потребностей, овладение человеческой культурой. Роль взрослого – оказание помощи ребенку в овладении родным языком, практическими действиями, культурой.