Типология педагогических ошибок по субъектам общения
(А. А. Данилков)
Уровень | Типичные ошибки |
Педагог – детский коллектив | Завышение или занижение предъявляемых требований. Выделение «любимых» и «нелюбимых» детей. Завышение / занижение статуса и самооценки всего коллектива и отдельных групп детей. Смена стиля общения (от демократического и либерального – к авторитарному). Навязчивое противопоставление и сравнение с другими детскими коллективами. Игра в демократию. Боязнь взаимодействия с детьми. Недоверие к выполнению детьми определенных заданий и поручений. Попустительство и самотек в решении насущных проблем. Неуправляемая детская инициатива. Безынициативность и отсутствие личного примера |
Педагог – ученик | Не выделение отдельного ребенка из группы и коллектива в целом. Не обращение внимания на бытовые мелочи и проблемы общения в жизни ребенка. Откладывание решения проблем ребенка «на потом». Антипатии к неординарным и трудным детям и явные симпатии к «любимчикам». Демонстрирование симпатии и антипатии. Недоверие. Полное доверие и перекладывание своих функциональных обязанностей на учеников. Допущение фамильярности по отношению к себе. Несоответствующие возрасту ученика требования. Зажим инициативы и творческого потенциала. Попустительство отклоняющемуся, асоциальному или антисоциальному поведению. Невнимание к вопросам адаптации ученика в новых условиях |
Педагог – обслуживающий персонал | Снобизм. Демонстрирование интеллектуального и статусного превосходства на вербальном и невербальном уровне. Невнимание к замечаниям, просьбам и требованиям обслуживающего персонала. Частые необоснованные жалобы на обслуживающий персонал в администрацию. «Натравливание» учеников на обслуживающий персонал. Попадание под влияние обслуживающего персонала. Несоблюдение правил этикета в отношениях с обслуживающим персоналом. Списывание недостатков в своей работе на упущения обслуживающего персонала |
Педагог – педагогический коллектив | Постоянное обсуждение недостатков в работе и личных качествах членов педколлектива. Отказ от помощи и нежелание помогать другим. Боязнь попросить помощи или совета у более опытных членов коллектива. Обсуждение и высказывание недовольства деятельностью администрации школы. Отгораживание от жизни и проблем всего коллектива. Принадлежность одной из группировок, имеющихся в коллективе, и вступление в конфронтацию с членами другой группировки |
Педагог – администрация | Подверженность навешиванию «ярлыков» администрации. Ранимость и обидчивость в восприятии критики в свой адрес, иногда переходящие в агрессивность поведения и резкие выпады. Неприятие критики. Высокомерность и завышенная самооценка по отношению к методистам, психологам и старшим педагогам. Страх перед общением с руководством. Полное подчинение приказам и просьбам руководства . Конформизм в отношениях с администрацией |
Педагог – родители | Невнимание к просьбам родителей об учете психических, физиологических, социальных особенностей детей. Страх перед общением с родителями учеников. Боязнь приглашения родителей к участию в школьной жизни. Агрессивное поведение (истерические жалобы на поведение учеников). Замалчивание и сокрытие отклоняющегося поведения и поступков учеников |