Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета

«ХИМИЯ»

Важнейшими задачами химического образования являются:

– освоение учащимися химических знаний на основе важнейших законов, теорий, понятий для объяснения природных и техногенных процессов;

– развитие умений приобретать и практически использовать знания, наблюдать и объяснять химические явления, проводить химический эксперимент и расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

– формирование научного мировоззрения учащихся, представления о материальности окружающего мира, значении научной теории и эксперимента в его познании;

– формирование убежденности в необходимости использования потенциала химии для исследования природы, рационального природопользования и экологически грамотного поведения, положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры;

– создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента, для самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:

для VII-IX классов:

Вучэбная праграма для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. Хімія. VII–XI класы. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2012;

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Химия. VII–XI классы. – Минск: Национальный институт образования, 2012;

для X класса:

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (базавы ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;

Учебная программа по учебному предмету «Химия» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (базовый уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2015;

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для Х клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Х клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2015;

Учебная программа по учебному предмету «Химия» для Х класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Х класс (повышенный уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2015.

для XI класса:

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;

Учебная программа по учебному предмету «Химия» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2016;

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Хімія» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (павышаны ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (павышаны ўзровень)». – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;

Учебная программа по учебному предмету «Химия» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (повышенный уровень)». – Минск: Национальный институт образования, 2016.

В 2016/2017 учебном году и на базовом, и на повышенном уровнях изучение учебного предмета «Химия» продолжается по схеме:

в X классе изучается раздел «Органическая химия»;

в XI классе– раздел «Общая и неорганическая химия».

В связи с тем, что по учебнику «Химия»/«Хімія» для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / И.Е. Шиманович [и др.]; под ред. И.Е. Шимановича. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013 в 2016/2017 учебном году будут заниматься (первые 4 урока) учащиеся и X, и XI классов,рекомендуем использовать электронную версию учебника (www.adu.by / Электронные версии учебников http://e-padruchnik.adu.by).

Материалы в помощь учителю, разработанные в соответствии с учебной программой для X класса (повышенный уровень), размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучение http://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. Х класс / Химия).

Новые учебные программы для XI класса (базовый и повышенный уровни) претерпели определенные изменения.

В соответствии с изменениями, внесенными в учебную программу для XI класса (повышенный уровень), разработаны дополнительные материалы, которые размещены на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучение http://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. XI класс / Химия).

Изменения, внесенные в программу повышенного уровня изучения предмета:

Тема Изменения в программе (повышенный уровень) Учебники, учебные пособия и дополнительные материалы
Тема 1. «Важнейшие классы неорганиче-ских соединений»   Изменений в содержании нет. Добавлено 4 ч. 1. Химия: учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 2. Хімія: падручнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І. Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І. Я. Шымановіча. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 3. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. – Минск: Народная асвета, 2012. 4. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. М. Хвалюк, В. І. Рэзяпкін; пад рэд. В. М. Хвалюка. – Мінск: Народная асвета, 2012.
Тема 2. Основные понятия и законы химии Введены понятия «Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Формульная единица». Конкретизированы и согласованы с учебным предметом «Физика» понятия о количественных характеристиках вещества. Для физической величины «количество вещества» использовано общепринятое название в соответствии с единицами СИ 1. Химия: учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 2. Хімія: падручнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І. Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І. Я. Шымановіча. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 3. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. – Минск: Народная асвета, 2012. 4. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. М. Хвалюк, В. І. Рэзяпкін; пад рэд. В. М. Хвалюка. – Мінск: Народная асвета, 2012.  
Тема 3. Строение атома и периодиче-ский закон   Электронное строение атомов элементов первых четырех периодов, понятие об f-орбиталях 1. Химия: учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 2. Хімія: падручнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І. Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І. Я. Шымановіча. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 3. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. – Минск: Народная асвета, 2012. 4. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В.М.Хвалюк, В.І.Рэзяпкін; пад рэд. В. М. Хвалюка. – Мінск: Народная асвета, 2012. 5. Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Тема 4. Химическая связь и строение вещества   Пространственное строение молекул органических и неорганических соединений (углеводороды, аммиак, ион аммония, вода) 1. Химия: учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 2. Хімія: падручнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І. Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І. Я. Шымановіча. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 3. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. – Минск: Народная асвета, 2012. 4. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. М. Хвалюк, В. І. Рэзяпкін; пад рэд. В. М. Хвалюка. – Мінск: Народная асвета, 2012. 5. Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Тема 5. Химические реакции Закон действующих масс, правило Вант-Гоффа, константа химического равновесия. Важнейшие окислители и восстановители. Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Тема 6. Химия растворов Константа диссоциации, понятие рН растворов. Задача 5. Вычисление рН растворов сильных кислот и щелочей. Гидролиз солей. Инструкция к лабораторному опыту №5 (повышенный уровень) «Гидролиз солей (определение pH растворов солей)» Инструкция к практической работе № 3 (повышенный уровень). «Решение экспериментальных задач по теме «Химия растворов» 1. Химия: учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / И. Е. Шиманович [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 2. Хімія: падручнік для 10 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / І. Я. Шымановіч [і інш.]; пад рэд. І. Я. Шымановіча. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2013. 3. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. – Минск: Народная асвета, 2012. 4. Зборнік задач па хіміі: вучэбны дапаможнік для 8 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. М. Хвалюк, В. І. Рэзяпкін; пад рэд. В. М. Хвалюка. – Мінск: Народная асвета, 2012. 5. Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Тема 7 Неметаллы Водород Гидриды щелочных и щелочноземельных металлов (физические свойства, взаимодействие с водой)   Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Галогены Получение хлора в лаборатории действием окислителей на концентрированную соляную кислоту. Получение хлора в промышленности электролизом расплава хлорида натрия. Взаимодействие хлора со щелочами на холоде и при нагревании, хлорирование органических соединений. Особенности химических свойств фтора: взаимодействие с кислородом, водой. Особенности фтороводородной кислоты: взаимодействие с оксидом кремния (IV) (действие на стекло) Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Кислород, сера Строение молекулы озона. Особенности химических свойств озона: взаимодействие с раствором иодида калия. Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html /Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Азот, фосфор Химические основы промышленного получения аммиака. Оксиды азота (II) и (IV). Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения азотной кислоты. Инструкция к лабораторному опыту № 9 (повышенный уровень) «Обнаружение фосфат-ионов в растворе» Инструкция к практической работе № 5 (повышенный уровень) «Распознавание минеральных удобрений»   Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучение http://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия).
Углерод, кремний Химические свойства оксида кремния (IV): взаимодействие со щелочами (в растворах и при сплавлении), основными оксидами, солями, плавиковой кислотой. Кремниевая кислота: получение действием сильных кислот на растворы силикатов; дегидратация при нагревании. Силикагель. Производство строительных материалов (цемент, бетон, стекло). Химические реакции, лежащие в основе производства стекла и цемента Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия).
Тема 8 Металлы Общая характеристика металлов Степени окисления атомов металлов в соединениях. Кислотно-основные свойства кислородных соединений d-элементов в разных степенях окисления. Электролиз водных растворов и расплавов солей. Металлы IA-группы Пероксиды, гидриды натрия и калия. Металлы IIA-группы Получение кальция электролизом расплава хлорида кальция и алюминотермически. Жесткость воды и способы ее уменьшения. Металлы В-групп Соединения марганца и хрома в различных степенях окисления. Окислительные свойства соединений марганца и хрома в высшей степени окисления Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)
Тема 9. Химические вещества в жизни и деятельности человека   Тема включена в программы как базового, так и повышенного уровня изучения учебного предмета. На ее изучение отводится 4 часа на базовом и 6 часов на повышенном уровне. Тема включает следующие элементы содержания: Химические вещества в повседневной жизни человека. Химия и сельское хозяйство. Химия и промышленность. Охрана окружающей среды от вредного воздействия химических веществ. Инструкция к практической работе № 7 (повышенный уровень) «Получение и свойства неорганических соединений» Учебные материалы на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Профильное обучениеhttp://www.adu.by/ru/homepage/prof-oby-1.html / Учебные предметы. ХI класс / Химия)

Для организации допрофильной подготовки учащихсяв рамках учебного предмета «Химия» на II ступени общего среднего образования рекомендуем использовать учебную программу обобщающих факультативных занятий «Готовимся к изучению химии на повышенном уровне» для учащихся IX класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (www.adu.by / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya.html / Учебные программы факультативных занятий / Химия).

Статьи, научно-популярная литература

В научно-методическом журнале «Біялогія і хімія» в помощь учителю опубликованы учебно-методические материалы по теории и практике преподавания химии в учреждениях общего среднего образования, материалы по организации методической работы с учителями.

Перечень статей, опубликованных в научно-методическом журнале «Біялогія і хімія», размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Педагогам / Образовательный процесс. 2016/2017 http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html).

Обращаем внимание, что Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26, устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасных условий организации образовательного процесса.

Учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает его на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным вПеречне мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75). Количество реактивов в перечне должно быть указано в соответствии с нормами для обеспечения годичной потребности уроков химии (VII-XI классы) из расчета одного класса-комплекта (25 чел.) в каждой параллели, умноженное на количество параллелей и на количество классов в параллели.

Приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам.

В каждом кабинете химии должны быть:

- инструкции по охране труда (для лаборанта кабинета химии, учителя химии);

- плакаты по пожарной безопасности и оказанию первой доврачебной помощи;

- средства индивидуальной защиты;

- аптечки первой медицинской помощи;

- первичные средства пожаротушения.

На первом занятии в учебном году (далее – в каждой учебной четверти) во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете химии и делает запись «Обучение правилам безопасного поведения» или «ОПБП» в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў» перед темой урока.

Перед началом выполнения лабораторного опыта, практической, лабораторной работы, демонстрационного опыта учитель проводит обучение безопасным приемам выполнения данного типа работы. Во всех случаях делается соответствующая запись об обучении в классном журнале в графе «Змест вучэбных заняткаў».

Также обращаем внимание на следующие требования безопасности при проведении учебных занятий в кабинете химии:

− необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов, не допускать пребывание учащихся в лаборантской;

− поддерживать правильность хранения реактивов по группам хранения;

− не допускать хранения реактивов в таре без этикеток, с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по стеклу;

− уничтожение реактивов в таре без этикеток производить в соответствии с пунктами 66-71 Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.

Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Химия» осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

Обращаем внимание педагогов, что практическая работа № 4 «Изучение признаков химических реакций и условий их протекания», предложенная в учебнике химии для VII класса в теме «Химические реакции», а также лабораторный опыт № 5 «Ознакомление с образцами оксидов», предложенный в теме «Кислород», выходят за рамки учебной программы и могут проводиться по усмотрению учителя.

Практические работы по химии предполагают совершенствование и проверку знаний и экспериментальных умений учащихся. Они проводятся, как правило, по окончании изучения определенной темы или ее блока, являются средством тематического контроля, осуществляемого в сочетании письменной и практической форм контроля. Отметки за практическую работу выставляются в тетради для практических работ всем учащимся, заносятся в классный журнал и учитываются наравне с отметками за контрольные работы при осуществлении промежуточной аттестации (выставлении отметки за четверть).

На следующем уроке после практической работы при необходимостипроводится анализ ее результатов. При этом типичные ошибки, допущенные учащимися как при выполнении эксперимента, так и при оформлении отчета обсуждаются фронтально, при необходимости учащиеся делают записи в тетрадях для практических работ.

Лабораторные опыты носят обучающий характер, проводятся при изучении нового материала с целью формирования новых знаний, а также формирования, закрепления и совершенствования экспериментальных умений учащихся.

С 2016 года внесены изменения в Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализуюших программы общего среднего образования, в части количества контрольных работ в Х-ХI классах при изучении учебного предмета «Химия» на повышенном уровне.

На заседаниях методических формирований учителей химиирекомендуется рассмотреть актуальные вопросы теории и методики преподавания химии с учетом рекомендаций по итогам мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования, имеющегося эффективного педагогического опыта педагогов региона в условиях профильного обучения.

Предлагаются следующие темы:

− Механизмы реализации компетентностного подхода при организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия». Развитие у учащихся умений действовать в незнакомой ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию. Использование в образовательном процессе заданий, связанных с умением применять усвоенные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, установления причинно-следственных связей. Построение современного урока химии на основе практико-ориентированного содержания. Сущность компетентностного подхода и его реализация в практике преподавания химии по обновленной учебной программе по учебному предмету «Химия» для Х-ХI классов. Требования к результатам учебной деятельности.Реализация практической направленности преподавания химии на II ступени общего среднего образования.Направленность химического образования на применение полученных знаний в повседневной жизни.

– Организация эффективной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Создание условий для включения каждого учащегося в учебно-познавательную деятельность на учебных занятиях, использование эффективных приемов обратной связи, взаимоконтроля и взаимооценки учащихся, организация системной работы по устранению выявленных пробелов в знаниях. Использование современных технологий и ЭСО на учебных занятиях и во внеурочной деятельности по химии с целью развития информационно-коммуникационной компетенции учащихся и повышения качества знаний.

− Особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» на базовом и повышенном уровнях. Реализация в образовательном процессе по химии принципа индивидуализации в условиях профильного обучения. Использование проблемных, проектных, исследовательских методов преподавания при изучении химии на повышенном уровне.

− Системная работа учителей по допрофильной подготовке учащихся.Ориентация на профессии, связанные со знанием химии; преподавание факультативных занятий в IX классе, направленных на обобщение и систематизацию химических знаний.

Приложение 15

Наши рекомендации