Методика обучения. Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина

Последовательность работы: величина -» длина ~> ширина -» высота -» толщина -» величина

Сначала детям предлагаем самостоятельно выложить нужную последовательность. Обсуждаем, как они это делали, и формули­руем правило сериации. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно сначала познакомить их с правилом, а затем тренировать в его выполнении и проговаривании.

Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:

1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить,

2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить под первой, подравнивая левый край.

3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длин­ную и ставить в ряд.

4. Положить последнюю полоску.

Замечание: при выборе обсуждаем относительность вели­чины:

—Полоска, выбранная как самая длинная из оставшихся, оказалась самой короткой из отложенных.

—Сравни соседние полоски.

—Красная длиннее желтой, но короче синей (А < В, но А> С).

Показываем транзитивность отношений «больше — мень­ше», «длиннее — короче», «шире — уже», «выше — ниже», «тол­ще — тоньше»:

— Если красная полоска длиннее синей, а синяя длиннее желтой, то красная длиннее желтой (А<В и В<С=> =>А< С).

Усложнения

1. Начинаем с трех предметов (с младшими дошкольниками), затем даем 5 предметов (в средней группе), потом до 10 предме­тов (в старшей группе).

2. Уменьшаем контрастность величины.

3. Вводим разный цвет, форму и другие признаки: «Расставь фигуры в ряд по возрастающей величине»

4. Предлагаем упражнения, в которых надо восстанавливать (исправить) порядок в нарушенной последовательности уже расставленных в ряд предметов: добавить недостающий, убрать лишний, переставить в нужном порядке.

5. Упражняем в сравнении плоских предметов по двум параметрам одновременно (ленты по длине и ширине).

6. Предлагаем выложить сериацию по одному параметру независимо от другого параметра.

7. Детям подготовительной группы можно предложить нарисовать на листе бумаги в клетку, как они будут работать (спланировать свои действия).

Дидактические игры

«Чья коробочка?» («У меня три коробочки от заводных игру­шек: курочки, цыпленка и утенка. Надо все игрушки положить по коробочкам. Кто больше всех? Кто меньше всех? Что ты мо­жешь сказать про утенка? Поместится ли курочка в коробку цы­пленка? А поместится ли цыпленок в коробку курочки? ...»);

«Три медведя», «Палочки в ряд», «Ступеньки», «Сломанная лестница»;

«Кто выше ростом?» (Дается задание по представлению, за­тем можно проверить правильность, используя наглядность: «Петя выше Саши, Саша выше Даши. Кто самый высокий?...»).

Наши рекомендации