Стилистический барьер непонимания
Стиль общения - характерные формы (способы, приемы) представления информации в процессе общения; отношение формы представленной информации к ее содержанию.
Стилевые характеристики «упакованной в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть неуместным, слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям партнеров.
Преодолению стилистических барьеров непонимания способствует выполнение правила рамки и правила цепи.
Стилистический барьер непонимания возникает в различных случаях.
1. Когда используемая форма коммуникации не соответствует ожидаемой. Н-р, пригласили на беседу, а вместо диалога – монолог.
2. Когда информация передается функционально-книжным языком. Н-р, канцелярский и научный стиль при восприятии на слух – затруднен. Лучше запоминается фраза из 4-14 слов, 15-18 – хуже, 18-25 – удовлетворительно, более 30 слов – на слух не воспринимается.
Путь преодоления стилистического барьера:
- хорошо структурировать информацию,
- вкладывать содержание, адекватное форме,
- говорить кратко и в том темпе и ритме, который ситуативно уместен и подходит партнеру.
Понимание высказывания собеседникасвязано с конструкцией предложения. Длинные предложения его затрудняют, так как сложны и грамматически не ясны; фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух практически не воспринимается, так как для ее понимания собеседнику нужны сосредоточенность и внимание. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 с, нить понимания вообще обрывается.
Короткие предложения (8—15 слов) состоят из законченных мыслей. Это точные и действенные высказывания. Лучше обойтись без союзов, запятых. Короткие предложения всегда нагляднее.
Сказанное означает, что для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, использовать содержание, адекватное форме, но и говорить кратко, в том темпе и ритме, которые наиболее уместны в конкретной ситуации и подходят собеседнику.
Слова-связки
В некоторых случаях, если человек хочет как-то ослабить впечатление, которое произведут его слова, он начинает речь с какой-то несущественной, не представляющей особого значения информации, а затем использует связующие выражения для перехода к тому, что он действительно хочет сказать. Если вы будете достаточно внимательны, вы научитесь без труда понимать, что же хочет сказать ваш собеседник.
Примеры слов, выступающих в роли таких связующих звеньев: Кстати Но Однако В данном случае Между прочим Ну и...
За ними обычно следует важная информация.
Подчеркнуть какую-то мысль можно при содействии таких помощников, как: определенно, честно говоря, абсолютно необходимо, на самом деле, откровенно говоря, буквально.
Злоупотребление сложными речевыми конструкциями
Когда человек разговаривает или пишет длинными предложениями, существует опасность быть непонятым адресатами коммуникации. Пока партнер распутает фразу, от него может ускользнуть ее смысл. В качестве примеров:
• из протокола: «Я же женщине сказала, чтобы она сказала женщине, чтобы она предупредила другую женщину, которая меня предупредила, чтобы я не выбрасывала коробку»;
Рекомендация: конструируя фразу, поместите ключевую мысль в главное предложение, но не во второстепенное.
В то же время краткие предложения, следующие одно за другим, могут в совокупности создать впечатление монотонности, а паузы между ними делают речь отрывистой, «рубленой». Поскольку оптимальное число слов в предложении — семь плюс-минус два*
Риторические приемы
Чтобы речь стала понятнее, ее не обязательно упрощать. Повышают доходчивость устно передаваемой информации специальные риторические приемы: включение метафор, аналогий, аллегорий, конкретных примеров, определений (если основная часть понятий знакома адресату).
Сравнения по аналогии используют наиболее часто, чередуя аналогии буквальные (когда сравнивают два явления из одной области, два предмета одного порядка) и фигуральные (когда сопоставляют два явления из разных областей, связь которых между собой чисто символическая).
Перечислим еще несколько барьеров, возникающих при восприятии речи:
• смысловые барьеры как отражение бессистемности знаний говорящего;
• речевое проявление стереотипов — косности мышления и поведения;
• излишняя фрагментарность изложения, не связанная с неполной исходной информацией;
• демонстративное злоупотребление недостоверной, даже на первый взгляд, информацией как индикатор неуважения к партнерам;
• недостаточное владение профессиональным лексиконом;
• убежденность в собственной непогрешимости, высокомерие, апломб, самолюбование;
• игра на публику;
• недостаточно отрегулированные межличностные взаимодействия (например неприкрытая неприязнь к собеседнику, зависть, карьеристское соперничество и т. п.);
• перепалка вместо обмена мнениями.
Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания – возникает препятствие, создаваемое звуковыми особенностями речи говорящего (скороговорка, невнятность, неразборчивость, неправильные ударения и акценты).
Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации.
Фонетический барьер непонимания возникает между людьми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается.
Фонетическое непонимание может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т.п., и по этой причине его речь трудно воспринимается — возникает барьер непонимания. Плохая артикуляция: стиснуты зубы, плохо открывается рот, шепелявит, картавит, присвистывает и пр.
Слова-паразиты: значит, самое, вот, как бы, в сущности и др.
Неречевые проявления голоса: хихикание, смешки, хныкание, шепот, крик, вздох, стон, зевота и пр.
Негативные околоречевые звуки-разделители: хм-м-м-м, э-э-э-э.
Путь - для преодоления фонетического барьера следует работать над освоение способов эффективной вербализации, думать как произносятся слова и фразы, как расставляются акценты. Надо говорить внятно, достаточно громко, избегать скороговорения. Важно пристраиваться к особенностям партнера, обязательно контролировать эффективность обратной связи с собеседником.\
Следует говорить внятно, достаточно громко, избегая при этом скорострельности речи.
Фонетический барьер возникает у слушающего всякий раз, когда у говорящего неразборчивая дикция, плохая артикуляция (например, он говорит не открывая рта, стискивает зубы, присвистывает, пришептывает и т. п.). Отвлекают от содержания речи говорящего практически все неречевые проявления голоса, нередко сопровождающие процесс говорения. Это и смешки, и хныканье, шепот, крик, вздохи, стон, икота, зевота и пр., а также назализации (от фр. пахаНзаИоп, от лат. — нос) — приобретение звуком носового тембра, негативные околоречевые проявления, звуки-разделители: «хм-м-м», «э-э-э-э» и слова-паразиты: «это», «так сказать», «ну», «вот»).
Разберем некоторые из возникающих ошибок.
Ошибки в произношении слов и постановке ударения. По мнению лингвистов, ни одна область языка не характеризует уровень культуры человека так, как произношение (воспроизведение звуков и слов) и постановка ударения. Как бы нас ни учили в школе или с помощью радиопередач о русском языке, искажения слов продолжают резать слух.
Путь. Современному деловому человеку важно уметь работать с орфоэпическим словарем
Рекомендация: просматривайте материал заранее, заменяйте трудно выговариваемые слова более доступными, привычными, иностранные — русскими.
Владение артикуляцией обеспечивает отчетливое произнесение слов. Разумеется, не у каждого речь поставлена так, как у выпускников театральных академий.
Возможна путаница в восприятии близких по звучанию слов, например: «ящер» — «ящур», «ключи»'— «включи», «тело» — «дело», «забор» — «запор», «затор» — «задор» и т. п.
Необходимо еще учитывать возможность искажения восприятия слов за счет их слияния при недостаточно четком произнесении и пренебрежении к расстановке акцентов и пауз.
Путь - предварительно проанализировать текст речи еще и с этих позиций.
Еще один фактор, способный негативно воздействовать на артикуляцию,—стрессовое состояние говорящего. Когда человек не в силах преодолеть волнение, его речь может преобразиться до неузнаваемости. Одни принимаются бубнить себе под нос, не отрывая взгляда от бумажки с текстом; другие глотают слова; излишне возбужденные говорят слишком быстро, будто захлебываясь, так что слушатели перестают улавливать, где кончается одна мысль и начинается другая. Этим людям необходима не столько работа над речью, сколько тренировка эмоциональной устойчивости. У тех, кто часто выступает, специальные упражнения может заменить сама практика. Остальным необходима аутогенная тренировка, дополняемая прослушиванием аудиозаписей своей речи.
Барьеры на базе частотных характеристик голосов, тональности
Обратимся к результатам исследований психолингвистов. Известный американский фонетик Джеффри Джакоби привел данные, предостерегающие обладателей голосов различной тональности от неприятия партнерами. По его словам, более всего раздражают «скулящие, жалобные, ворчливые» нотки (44%), высокие, визгливые (16%), громкие и резкие (12%), бормочущие (11%), «плоские», монотонные (4%) и, наконец, сильный акцент (2%)
Произнесение слов «в нос», или гнусавость, по данным Института голоса (США), раздражает до 70% слушателей: они признались, что стремились свернуть и неоправданно быстро завершить деловую беседу, не в силах внимать далее подобным звукам.
Визгливый голос быстро утомляет партнера, а также снижает доверие к словам говорящего, из-за них человека могут оценить как легкомысленного, «заводного», недостаточно уверенного в себе и надежного. У некоторых голос звучит высоко-истерично не всегда, становясь таким по мере нарастания эмоций, — есть лекторы и преподаватели, начинающие выступать во вполне приемлемой тональности, но постепенно забирающиеся в высокие частоты, увлекаясь раскрытием темы и не замечая неодобрения слушателей.
Необходимо заметить, что тембр голоса порой влияет на степень доходчивости информации. Человеку больше верят, если звучание произносимой им информации соответствует эмоциональной окрашенности ее содержания.
Нормой считается некоторое понижение высоты голоса в конце фразы — это придает уверенность и убедительность сказанному.
Привычка некоторых повышать тон в конце фразы приводит к недопониманию: собеседнику невольно слышится в речи скрытый вопрос. И он, сам того не желая, делает про себя вывод о неуверенности говорящего в достоверности передаваемой им информации, начинает подозревать его в неискренности.
Нежелательной считается монотонность речи. Она вызывает у слушателей утомление, рассеянное отвлечение внимания (включается охранительное торможение нервной системы). В ряде экспериментов доказано, что информация, преподнесенная таким образом, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, чем та, в которой все акценты на своих местах. Самые сильные аргументы, перечисленные монотонно, серым, скучным, «безжизненным» голосом, расцениваются собеседниками как неубедительные, примеры кажутся невыразительными.
Акцентирование или фиксация внимания на наиболее значимых моментах речи осуществляется с помощью богатого набора невербальных средств, их сочетаний:
• тембра, высоты, интонации голоса, ритма, громкости
речи;
• пауз в речи, ударений лексического (в слове) и логического (на слове);
• жестов, мимики, соблюдения социальных зон партнеров;
• предметов, опорных пунктов беседы.
Каждое из них оказывает влияние на передачу и осмысление информации собеседниками. Особая роль в акцентуации отдельных частей информации отводится паузам в речи. Опытный докладчик заранее помечает их размещение в тексте, тогда они выигрышно подчеркивают ключевые фразы.
Слишком быстрая речь затрудняет восприятие и осмысление материала. В то же время психологически быстрая речь оценивается как сигнал увлеченности говорящего данной темой, его экспрессивности.
Медленную речь принято считать признаком солидности, уверенности говорящего и даже некоторого высокомерия. Именно так предпочитают выступать руководители. Однако слишком замедленная речь, а также застревание на отдельных словах, заикание .раздражают слушателей.
Все эти «дефекты речи» не просто нервируют — они отвлекают от сути информации, заслоняя содержание фраз. Социальный опыт учит, что гибкость, богатство голосовых оттенков неразрывно связаны с интересом к партнеру, с вдохновенным включением в общение. И только скука делает речь бесцветной.
Общие рекомендации по снятию барьеров речи, основанные на постулатах И.Г. Граве.
• Не говори того, что ты считаешь ложным.
• Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
, • Будь критичен к своим сообщениям. •Учитывай, для кого говоришь.
• Твое высказывание должно содержать меньше ин^ формации, чем требуется для выполнения текущих целей общения.
• Не отклоняйся от темы общения.
• Выражайся ясно. Избегай непонятных выражений. Избегай неоднозначности.
• Будь краток, избегай многословия.
• Будь организован.
• Будь вежлив и тактичен.
• Будь самим собой и действуй естественно.
• Показывай свое лучшее «Я».
• Демонстрируй искренний интерес к собеседнику.
• Устанавливай обратную связь со слушателесупругов Швальбе:
• целесообразнее сказать мало, чем слишком много;
• наиважнейшие мысли должны быть четко сформулированы; .• короткие предложения лучше осмысливаются, чем длинные (фраза, состоящая более чем из двадцати слов, практически не воспринимается собеседником);
• речь должна быть фонетически доступна, для чего желательно включать в -произносимые фразы активные глаголы и избегать нагромождения существительных;
• речь — лакмусовая бумажка, которая может выявить ваше состояние, неуверенность в себе или недостоверность информации, о чем свидетельствуют слова-паразиты, частые паузы или, наоборот, скороговорка;
• необходимо помнить, что смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи.
Выделяют несколько параметров, которые составляют специфическую характеристику профессионального голоса преподавателя.
Потенциально высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в большей по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелодики, а тембровый — выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным. Для преподавателя важна также способность голоса «перекрыть» посторонние шумы, т. е. помехоустойчивость, и обеспечить хорошую слышимость, комфортное восприятие речи в любых акустических условиях, т. е. адаптивность.
Основу всех характеристик голоса педагога составляет так называемая интонационная выразительность голоса. Под интонацией понимаются все явления, возникающие во время произнесения фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Слагаемыми интонационной выразительности можно считать мелодию речи, паузы, громкость и отчетливость, а также скорость.
Мелодия речи определяется высотой голоса. Мелодические изменения фраз позволяют воспринимать информацию на уровне содержания и отношения.
Паузы по своему содержанию ничего собой не представляют, но тем не менее именно они позволяют воспринимать информацию на логическом, психологическом, содержательном уровнях.
Нам часто приходится слышать: «Говорите громче, вас плохо слышно» — или наоборот: «Что вы на меня кричите? Нельзя ли потише?»
Громкое произнесение может иметь две причины.
Во-первых, воинственно-агрессивные интонации предназначены для непременного достижения цели.
Во-вторых, они появляются, когда человеку надо убедить, настоять. Чем больше наша заинтересованность, тем сильнее энергетическая напряженность и тем громче голос.
Внятное, четкое произнесение слов тоже важный показатель интонационной выразительности. Отчетливость произнесения свидетельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в содержании учебного материала.
Скорость речи определяет способ произнесения слов как «быстрый» или «медленный». Скорость зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой информации. Вот почему преподавателю рекомендуется проговорить содержание предстоящей лекции неоднократно.
Перечисленные аспекты речи педагога помогают практической реализации всех сторон общения.
Барьеры, возникающих при восприятии речи:
• смысловые барьеры как отражение бессистемности знаний говорящего;
• речевое проявление стереотипов — косности мышления и поведения;
• излишняя фрагментарность изложения, не связанная с неполной исходной информацией;
• демонстративное злоупотребление недостоверной, даже на первый взгляд, информацией как индикатор неуважения к партнерам;
• недостаточное владение профессиональным лексиконом;
• убежденность в собственной непогрешимости, высокомерие, апломб, самолюбование;
• игра на публику;
• недостаточно отрегулированные межличностные взаимодействия (например, неприкрытая неприязнь к собеседнику, зависть, карьеристское соперничество и т. п.);
• перепалка вместо обмена мнениями.