Анализ и составление аннотации (ролевая игра)
При возрастающем потоке информации крайне важно научить ребенка быстро и правильно выбирать необходимую книгу, ориентируясь не только на названии и иллюстрации, как это всегда делают дети, а на аннотацию как наиболее верный источник сведений о содержании книги или статьи. Вторая задача – научить детей самостоятельно составлять аннотации прочитанной литературы. Начинать работу нужно с обращения к термину. Попросим учеников найти в словаре определение понятия «аннотация». Выяснив, что аннотация – это краткое содержания понятия книги или статьи, обратимся к вопросу, зачем нужна аннотация. Это очень важно – нельзя составлять текст, не понимая его целевого назначения, не зная его адресата. В ходе беседы уточняем: аннотация обращена к тем, кто еще не читал книгу, ее цель – сориентировать читателя в содержании данного источника, помочь определить, найдет ли читатель необходимую информацию в этой статье, заинтересует ли его данная книга. Теперь можно перейти к анализу аннотации. К содержанию, современные детские издания далеко не всегда содержат аннотацию, поэтому учителю придется заранее позаботиться о выборе книг к уроку. Работу можно организовать по–разному.
Современные учебно-методические комплекты
По литературному чтению
Система Л.В. Занкова
Программы: Сборник программ для четырехлетней начальной школьной школы: Система Л.В. Занкова: Рус. яз. Лит. чтение. Математика. Окружающий мир. Трудовое обучение. Музыка. Экономика. История. Англ. яз./ [Федер. науч.-метод. центр им. Л. В. Занкова; Сост. сб. программ Е. О. Еременко, Н. В. Нечаева]. – Самара: Корпорация Федоров: учебная литература, 2004.
Завершенная предметная линия «Живые страницы»
З. И. Романовской
1. Романовская З. И. Литературное чтение. 1 кл. / З. И. Романевская. – М.: АСТ, Астрель, 2006.
2. Романовская З. И. Литературное чтение. 2 кл.: 2 ч. / З. И. Романевская. – М.: АСТ, Астрель, 2006.
3. Романовская З. И. Литературное чтение. 3 кл.: 2 ч. / З. И. Романевская. – М.: АСТ, Астрель, 2006.
4. Романовская З. И. Литературное чтение. 4 кл. / З. И. Романевская. – М.: АСТ, Астрель, 2006. – Ч. 1, 2.
В УМК также входят: методические пособия, которые включают праграмму, тематическое и поурочное планирование, дополнительный материал для учителя.
Завершенная предметная линия «Литературное чтение»
В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой
Программа: Свиридова В. Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» / В. Ю. Свиридова. – Самара: Учебная литература, 2006.
Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 1 кл. / В. Ю. Свиридова. – Самара: Федоров, 2002.
Свиридова В. Ю. Литературное чтение. 2 кл.: в 2 ч. / В. Ю. Свиридова. – Самара, Н. А Чуракова. -Самара: Федоров, 2002.
Чуракова. Н. А. Литературное чтение. 3 кл.: в 2 ч. /Н.А. Чуракова – Самара, Н. А Чуракова. -Самара: Федоров, 2002.
Чуракова. Н. А. Литературное чтение. 3 кл.: в 2 ч. /Н.А. Чуракова – Самара, Н. А Чуракова. -Самара: Федоров, 2002.
В УМК также входят: пособия по чтению «Учись читать» (авт. В. Ю. Свиридова); методические рекамендации.
Завершенная предметная линия «Литературное чтение»
В.Н. Лазаревой
1. Лазарева В.А. Литературное чтение 3 кл.: в 2 ч. / В.А. Лазарева.- М.: Оникс 2003.
1. Лазарева В.А. Литературное чтение 4 кл.: в 2 ч. / В.А. Лазарева.- М.: Оникс 2005.
В УМК также входят: авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 кл., методические рекомендации для учителя к учебникам 1, 2, 3, 4 кл., конспекты уроков к учебникам 1, 2 кл., хрестоматии для учащихся 1, 2, 3, 4 кл.
Система развивающего обучения
Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Завершенная предметная линия Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской
Программа: Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова - М.: Вита – Пресс, 2001
Кудина Г.Н. Литературное чтение 1 кл./ Г.Н. Кудина, З.Н. Новлнская. – М.: Оникс, 2004.
Кудина Г.Н. Литературное чтение 2 кл.: 2 ч./ Г.Н. Кудина, З.Н. Новлнская. – М.: Оникс, 2004.
Кудина Г.Н. Литературное чтение 3 кл.: 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлнская. – М.: Оникс, 2004.
Кудина Г.Н. Литературное чтение 4 кл.: 2 ч. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлнская. – М.: Оникс, 2004.
В УМК также входят: методические пособия для учителя 1, 2, 3, 4 кл., «Словарь литературоведческих терминов».
Завершенная предметная линия Е.И. Матвеевой
Программа: Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова - М.: Вита – Пресс, 2001.
1. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1 кл. / Е. И. Матвеева. – М.: Вита-Пресс, 2006.
2. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 2 кл.: в 2 ч. / Е. И. Матвеева. – М.: Вита-Пресс, 2006. – Ч. 1, 2.
3. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 3 кл.: в 2 ч. / Е. И. Матвеева. – М.: Вита-Пресс, 2006.
В УМК также входят: методические пособия и рабочие тетради.
УМК «Школа России»
Программа: Горецкий В.Г. Литературное чтение / В.Г. Горецкий, М.В. Климанова // Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: в 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – Ч. 1.
1. Климанова Л.Ф. Родная речь. 1 кл.: в 2 ч./ Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2005.
2. Климанова Л.Ф. Родная речь. 2 кл.: в 4 ч./ Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2005.
3. Климанова Л.Ф. Родная речь. 3 кл.: в 2 ч./ Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2005.
4. Климанова Л.Ф. Родная речь. 4 кл.: в 4 ч./ Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2005.
В УМК также входят: методические рекомендации «Уроки литературного чтения» (1, 2,3 кл.) Серия « Успешный старт» (Климанова Л. Ф), «Чтение. Рабочая тетрадь» (1 кл.).
УМК «Классическая начальная школа»
Программа : Джежелей О. В. Чтение и литература: обучение грамоте, лит. чтению: метод. коммент. 1-4 кл./ О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2004.
1. Джежелей О. В. Чтение и литература. Учебник по чтению в период обучения грамоте. 1 кл. / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2005.
2. Джежелей О. В. Чтение и литература. Учебник по чтению в период обучения грамоте. 1 кл.: в 2 ч. / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2005.
3. Джежелей О. В. Чтение и литература. Учебник по чтению в период обучения грамоте. 2 кл.: в 3 ч. / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2005.
4. Джежелей О. В. Чтение и литература. Учебник по чтению в период обучения грамоте. 3 кл.: в 3 ч. / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2005.
5. Джежелей О. В. Чтение и литература. Учебник по чтению в период обучения грамоте. 4 кл.: в 3 ч. / О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 2005.
В УМК также входят: хрестоматии, методические пособия для учителя.
УМК «Родное слово» Г.М. Грехнева, К. Е. Корепова
Программа: Грехнева Г. М. Литературное чтение. «Родное Слово» / Г.М. Грехнева, К. Е. Корепова // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / сост. Т. В. Игнатьева. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000.
1. Грехнева Г. М. Литературное чтение. 1 кл.: в 2 ч. / Г. М. Грехнева, К.Е. Коренова, - М.: Дрофа, 2005.
2. Грехнева Г. М. Литературное чтение. 2 кл.: в 2 ч. / Г. М. Грехнева, К.Е. Коренова, - М.: Дрофа, 2005.
3. Грехнева Г. М. Литературное чтение. 3 кл.: в 2 ч. / Г. М. Грехнева, К.Е. Коренова, - М.: Дрофа, 2005.
4. Грехнева Г. М. Литературное чтение. 4 кл.: в 2 ч. / Г. М. Грехнева, К.Е. Коренова, - М.: Дрофа, 2005.
В УМК также входят: методические пособия для учителя.