Экспериментальные переменные
Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений А и В. Понятие "причинность" является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями.
Первый признак - разделенность причины и следствия во времени, предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, но недостаточными, ибо не всегда предшествующее событие - причина последующего.
Второй признак - наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой.
Наличие корреляции (корреляционного отношения) -недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной.
Третий признак - причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явления В исключены.
Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую причину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие -изменение состояния объекта - регистрируется с помощью какого-либо измерительного инструмента. Экспериментальное воздействие служит для изменения независимой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной. Например, тренер управляет тренировочными нагрузками (независимая переменная) и фиксирует изменение состояния объекта с помощью педагогического тестирования (зависимая переменная).
Внешние ("прочие") переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смещение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых, возраст, квалификация, вид спорта и др.); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием (например, сила у спортсменов может изменяться как в результате применения определенной тренировочной программы, а также от дополнительной переменной - режима питания). При проверке частной гипотезы уровень дополнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реальности. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется I "ключевой". Контрольной переменной называется дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной.
Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор I варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.
Независимая переменная
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух переменных. Центральная проблема при проведении экспериментального исследования - выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.
В качестве независимых переменных в эксперименте могут выступать:
1) характеристики заданий;
2) особенности ситуации (внешние условия);
3) управляемые особенности (состояния) испытуемого.
Характеристика задания - то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.
К "организменным переменным", или неуправляемым характеристикам испытуемых, относятся физические, биологические, психологические, социально-психологические и социальные признаки. Традиционно их относят к "переменным", хотя большинство из них является неизменным или относительно неизменным на протяжении, жизни. Например, рост, масса тела, длины звеньев и др.
Независимые переменные (факторы) должны соответствовать следующим основным требованиям:
1. Должны быть управляемыми (возможность устанавливать и поддерживать необходимые значения в процессе эксперимента).
2. Не должны зависеть от других переменных (возможность независимо от остальных факторов управлять каждой переменной).
3. Область совместного существования независимых переменных должна допускать любые их сочетания в пределах заданных границ измерения переменных. Никакие комбинации факторов не должны приводить к нежелательным последствиям (например, качественное изменение процесса или явления, при котором изучаемый отклик не существует).
4. Должны быть детерминированными величинами.
5. Интервал изменения каждой независимой переменной не должен быть слишком мал, так как при малом интервале изменения переменная может не оказывать значительного влияния на отклик. Вместе с тем интервал не должен быть слишком широк, так как в очень большом интервале изучаемый объект или процесс может вести себя достаточно сложно. Варьирование факторов должны выбираться с учетом: априорной информации о характере частного влияния на отклик каждой переменной, точности поддержания уровня значения фактора, разрешающей способности применяемой аппаратурных; методов регистрации, вида зависимости отклика от данной переменной. Если априорная информация о виде зависимости отсутствует, число уровней желательно брать с запасом (4-8). Значения уровней желательно размещать равномерно по интервалу варьирования.
6. Независимые переменные должны быть однозначны: одному значению независимой переменной отвечает одно (с точностью до случайной ошибки) значение отклика.
7. Совокупность выбранных независимых переменных должна отвечать требованиям совместимости (все их комбинации осуществимы и безопасны).
8. Выбор факторов должен быть полным. Это означает, что выбранной группы факторов должно быть достаточно для объяснения поведения зависимых переменных (откликов).
9. Точность фиксации факторов должна быть высокой. Это означает, что минимальная разница между значениями соседних уровней варьирования переменных должна быть, по крайней мере, на порядок выше точности измерения данного параметра.
2.3.2.2. Зависимая переменная
Зависимая переменная должна быть информативной (валидной) и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий эксперимента в течение времени. Информативность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.
Можно выделить три типа зависимых переменных: 1) одномерную; 2) многомерную; 3) функциональную. В первом случае регистрируется лишь один показатель, и именно он считается проявлением зависимой переменной (между ними существует функциональная линейная связь). Во втором случае зависимая переменная многомерна. Эти параметры могут фиксироваться независимо. В третьем случае, когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной зависимой переменной, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная - в качестве функции.
Существует еще одно важное свойство зависимой переменной, а именно сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой. Суть в том, что манипуляция независимой переменной влияет на изменение зависимой. Если же мы манипулируем независимой переменной, а зависимая не изменяется, то зависимая переменная несензитивна по отношению к независимой.
Зависимые переменные (отклики) должны соответствовать следующим требованиям:
1. Иметь физический смысл и достаточно полно характеризовать исследуемый объект, процесс или явление (быть информативными).
2. Быть воспроизводимыми (надежными), т.е. при повторении опытов в номинально одинаковых условиях полученные значения должны совпадать с точностью до ошибки эксперимента.
3. Каждому набору значений независимых переменных должно соответствовать одно (с точностью до случайной ошибки) значение отклика.
4. Иметь измеряемые значения при любой комбинации выбранных уровней факторов.
2.3.3. Определение требуемых ресурсов для проведения исследования
Можно выделить четыре основных вида конструирования экспериментальных групп.
1. При наиболее распространенном способе перед проведением исследования формируются две группы: экспериментальная и контрольная, которые ставятся в разные условия.
2. В случае невозможности формирования контрольной группы предполагается исследование одной группы, как в экспериментальных, так и в контрольных условиях. Этот вариант используется, когда эффектом последовательности I можно пренебречь.
3. Для формирования схожих по составу испытуемых используется вариант, при котором для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий на него), и они распределяются по разным группам.
4. При смешанном плане формируются несколько групп, которые в ходе эксперимента ставятся в разные условия. Способ применяется при факторном планировании эксперимента.
Основные правила формирования выборки испытуемых -экспериментальной группы.
1. Содержательный критерий (критерий операциональной информативности). Напомним, что операциональная информативность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.
Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.
2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий! внутренней информативности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распро- страняться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную. Если же это не удается сделать, I то при обработке данных используется нормировка результатов на величину значимого параметра.
Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называется рандомизацией.
3. Критерий репрезентативности (критерий внешней информативности). Существуют теоретические статистические критерии репрезентативности (представления) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом выбранной статистической методики и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть, например, равна множеству индивидов, чье поведение нас интересует, или экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества. Главная проблема состоит в том, чтобы определить, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования.
Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стратегий. Напоминаем, для чего нужна стратегия отбора групп. Задача сводится, во-первых, к устранению уже рассмотренного в предыдущих разделах "эффекта смешения". Под этим термином понимается влияние индивидуальных различий между испытуемыми на связь независимой и зависимой переменных. Тем самым контролируется влияние побочной переменной на внутреннюю информативность. Во-вторых, экспериментальная группа должна представлять изучаемую популяцию, т.е. обеспечивать внешнюю информативность эксперимента.
Использование реально существующих групп порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными свойствами испытуемых.
Таким образом экспериментальная выборка представляет собой модель популяции в целом или той ее части, поведение которой нас интересует.
Наиболее простой вариант был уже рассмотрен - составление репрезентативной группы испытуемых, характеристики которой соответствуют характеристикам интересующей нас популяции. Иногда невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования. Чем меньше генерализация, т.е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на которую распространяются выводы о характеристиках экспериментальной выборки, тем выше внешняя информативность эксперимента.
При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляется равный шанс для участия в эксперименте. Каждому индивиду присваивается номер; с помощью таблицы случайных чисел производится формирование экспериментальной выборки. Процедура очень трудноосуществима, поскольку каждый представитель интересующей нас популяции должен быть учтен. На практике прибегают к более простым способам случайного отбора. Отбирают любую группу испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство. После этого испытуемых распределяют по группам методом Монте-Карло так, что вероятность попасть в группу для каждого испытуемого равна.
Способ моделирования выборки, при котором генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обладающих определенными характеристиками, называется стратометрическим. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками -так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты, например: пол, возраст, уровень физической подготовленности, спортивная специализация, уровень спортивной квалификации.
Существует стратегия попарного отбора. При этом экспериментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным параметрам. Идеальный вариант - использование близнецовых пар (моно- и дизиготных). Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характеристикам, кроме интересующих исследователя дополнительных переменных. Другой вариант - выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тестируются, ранжируются по уровню выраженности переменной. Группы формируются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.
Итак, существует шесть стратегий построения групп:
1) рандомизация;
2) попарный отбор;
3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);
4) приближенное моделирование;
5) репрезентативное моделирование;
6) привлечение реальных групп.
Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближенном моделировании. Распределение осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с участием реальных групп.
Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя информативность достигается при стратегии подбора'эквивалентных пар и стратометрической рандомизации: индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуемых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы.
Привлечение добровольцев или принудительное участие в эксперименте нарушает репрезентативность выборки. Отметим лишь, что стратегии попарного моделирования, приближенного моделирования и стратометрической рандомизации, в отличие от стратегии рандомизации ("случайно отобранных групп"), предполагают, что нам известен дополнительный параметр - индивидуальная особенность, которая может оказать значимое влияние на результат эксперимента. Ошибка в выделении этого параметра и/или недоучет других параметров приводят экспериментатора к неудаче.
В зависимости от целей и возможностей численность экспериментальной выборки может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из статистических соображений: коэффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при р < 0,05.
Если же для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличивать количество испытуемых по крайней мере на 5-10% больше требуемого, поскольку часть из них будет "отбракована" в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали "девиантные" результаты и т.д.).
Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется (кроме специальных случаев) разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой подгруппы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследования.
Количество необходимых ресурсов в значительной степени зависит от числа опытов. Здесь предполагается, что все опыты стоят одинаково, поэтому количество требуемых ресурсов прямо пропорционально числу опытов.
Если целью исследования является определение структуры связей или аппроксимация, необходимое число опытов (без учета дублирования) определяется по табл. 4.
Планы экспериментов для одного испытуемого
Эксперимент с одним испытуемым возможен тогда, когда:
а) индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении переменных, изучаемых в эксперименте, все испытуемые признаются эквивалентными, поэтому возможен перенос данных на каждого члена популяции;
б) испытуемый уникален, и проблема прямого переноса данных неактуальна (этот случай имеет место при изучении Чемпионов Мира и Олимпийских игр).
Исследование по схеме "один испытуемый" называется также планированием временных серий. Основным показателем влияния независимой переменной на зависимую при реализации такого плана является изменений характера ответов испытуемого от воздействия на него изменения условий эксперимента во времени. Если функция, описывающая кривую, изменяется при изменении воздействия А на В, то это может свидетельствовать о наличии причинной зависимости поведения от внешних воздействий (А или В).
Простейшая стратегия - схема А-В. Испытуемый первоначально выполняет деятельность в условиях А,, а затем - в условиях В. Отрицательными моментами в этой схеме являются:
а) неконтролируемость плацебо-эффекта;
б) невозможность учитывать влияние какой-либо иной
переменной, не учтенной в эксперименте.
Чаще применяется другая схема: А-В-А. Первоначально регистрируется поведение испытуемого в условиях А, затем условия изменяются (В), а на третьем этапе происходит возвращение прежних условий (А). Изучается, например, изменение функциональной связи между независимой (X) и зависимой переменными (У). Если при изменении условий на третьем этапе восстанавливается прежний вид функциональной зависимости между зависимой и независимой переменными, то независимая переменная считается причиной, которая может модифицировать поведение испытуемого.
В обеих схемах не учитывается кумулятивный эффект воздействий, т.е. к эффекту приводит сочетание-последовательность условий (А и В).Например. Спортсмен может тренироваться по обычной программе тренировки с обычным режимом питания. Это условия А. Можно провести педагогическое тестирование и оценить уровень силовой подготовленности. Затем следующий отрезок времени испытуемый может начать применять в питании какую-либо пищевую добавку (например, креатин, который стимулирует деятельность ДНК, синтез миофи-брилл в мышечных волокнах). Это условие В. Если происходит статистически достоверное изменение (больше погрешности измерения переменной, тестирование проводится многократно в пределах ограниченного отрезка времени) неуправляемого фактора (отклика), то говорят о корреляции между приемом пищевой добавки (фактор) и приростом уровня силовой подготовленности (отклик, целевая функция).
Параллельно в этом эксперименте можно проводить ступенчатый тест на велоэргометре и определять зависимость "мощность - концентрация лактата в крови". Определять момент появления аэробного порога в условиях А и затем В. В этом случае отклик объекта исследования (спортсмена) будет выражаться как в виде функциональной зависимости, так и в значении мощности аэробного порога.
При использовании схемы А-В-А-В дважды воспроизводится один и тот же экспериментальный эффект. Если при 2-м переходе от условий А к условиям В будет воспроизведено изменение (функциональная зависимость) ответов испытуемого от времени, то это станет доказательством экспериментальной гипотезы: независимая переменная (условие В) влияет на состояние испытуемого (У,отклик, неуправляемый фактор).
Существуют различные варианты планирования по методу временных серий. Различают схемы регулярного чередования серий (АВ-АВ), серии стохастических последовательностей и схемы позиционного уравнивания (пример: АВВА). Модификациями схемы А-В-А-В являются схема А-В-А-В-А или более длительная: А-В-А-В-А-В-А. Для контроля плацебо-эффекта в серию А-В-А-В включают условия, "имитирующие" либо воздействие А, либо воздействие В.
Отрицательным в применении плана А-В-А-В и его различных модификаций является: а) наличие кумулятивных эффектов, например, утомление испытуемого; б) вероятность воздействия побочной переменной, которой может являться последовательность воздействий А-В; в) недостаточно ясное представление, какая причина привела к определенному эффекту.
Пример. И.А. Тер-Ованесян провел исследование некоторых путей индивидуализации тренировочного процесса у спортсменов высокой квалификации (1974). Автор провел автоэксперимент в период с 1953 по 1970 г.г. В частности, в течение года ежедневно проводились измерения по 13 тестам, в том числе диагностирующие функциональное состояние нервно-мышечного аппарата с использованием методики миотонометрии, взвешивания голени, силовых показателей кисти и стопы. Было проведено 4015 измерений, т.е. получился временной ряд показателей - откликов на участие спортсмена в различных условиях тренировки. Здесь была получена выборка из генеральной совокупности возможных проявлений конкретного спортсмена на протяжении данного периода его обследований (тестирование можно было проводить в другое время суток или несколько раз в день). Обнаружены существенные корреляционные зависимости между спортивными результатами, показанными спортсменом в условиях официальных соревнований, и регистрируемыми показателями.
Автор указывает, что применение в данном случае корреляционного анализа и интерпретация полученных результатов требует особой осторожности вследствие того, что тренировочные нагрузки не являются случайными величинами. В этих экспериментах условие А - тренировка в подготовительном периоде, В - тренировка в соревновательном периоде, а проверялась взаимосвязь между показателями, характеризующими уровень подготовленности спортсмена. Каждый фактор (переменная) имел несколько уровней - тестов на протяжении исследуемого периода подготовки. Изучалось влияние тренировочного процесса (множество независимых переменных: объем и интенсивность различных средств подготовки) на множество зависимых переменных (показатели состояния нервно-мышечного аппарата и спортивные результаты).