Практическое занятие №10 Организация УВП в СОУ. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Организация УВП вспециальном образовательном учреждении, формирование практических умений моделирования организации УВП вспециальном образовательном учреждении
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с помощью современных форм и средствобучения и воспитания в соответствии с направленностью учебно-воспитательного процесса; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:УВП, СОУ
Методические материалы:наглядный и раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации, схемы, таблицы, памятки.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.
План практического занятия
1 Система специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии: Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования РФ
2Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида
3 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении II вида
4 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III вида
5 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении IV вида
6 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении V вида
7 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида
8 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида
9 Специфика организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте систему специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии
2. Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».
3. Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?
4. Охарактеризуйте специфику организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I вида.
5. Охарактеризуйте специфику организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении II вида.
6. Дайте психолого-педагогическую характеристику слепых и слабовидящих детей.
7. Охарактеризуйте специфику организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении III вида
8. Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушенным зрением? Какие специальное оборудование, приспособления, приборы необходимы для обучения детей с нарушениями зрения?
9. Охарактеризуйте специфику организации УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении IV вида
10. Какие виды речевых нарушения встречаются у детей?
11. Организация УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении V вида
12. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Организация УВП в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида
14. Раскройте понятия «дети с трудностями в обучении», «дети с задержкой психического развития».
15. Каковы содержание и организация коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида?
16. Раскройте понятие «умственная отсталость» и охарактеризуйте степени умственной отсталости.
17. Каковы содержание и организация коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида?
СРС
1 Составление аннотированного списка периодики по теме занятия: «Организация УВП в СОУ»
Рекомендуемые журналы и другие периодические издания:
1. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie
2. Специальная психология.
3. Дефектология.
4. Специальная психология и логопедия.
5. Коррекционная педагогика
6. Психологическая диагностика.
Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам подготовить аннотированный список периодики по тематике занятия.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
6. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
11. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
13. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
14. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
16. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie
Практическое занятие №11 Современное программно - методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Современное программно - методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, формирование практических умений моделирования организации УВП с использованием современного программно - методического сопровождения вспециальном образовательном учреждении
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, выработать у них практические умения моделировать коррекционно-образовательный процесс с использованием современного программно - методического сопровождения, планировать коррекционно-развивающую работу с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу