Почему умение хорошо двигаться и думать важно для развития понимания речи и собственной речи у ребенка с КИ?
У ребенка развитие разных навыков и способностей тесно взаимосвязано, поэтому формирование слуха и речи зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, познавательных интересов, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и др. В связи с этим с маленькими детьми с КИ должны проводиться занятия по развитию других навыков, которые непосредственно не связаны со слухом и речью, но важны для их развития.
Развитие неречевых навыков у детей с КИ осуществляется в соответствии с нормальным формированием психо-моторных способностей у детей в этом возрасте. Данные о нормальном развитии разных умений у детей в возрасте от года до 5 лет представлены в Приложении. Следует отметить, что большинство детей с нарушениями слуха, в том числе и дети с КИ, отстают от нормальнослышащих сверстников в развитии даже двигательных и зрительных навыков. Многие из них плохо двигаются, а те кто, на первый взгляд, очень подвижны, на самом деле не могут выполнять точные движения, испытывают выраженные трудности при выполнении последовательности движений, у них проблемы с координацией любых движений и, особенно, тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой быструю и тонко координированную последовательность движений разных органов.
Все эти нарушения обусловлены наличием у многих глухих детей поражения мозга той или иной степени, в том числе и его двигательных центров (вследствие патологии беременности и родов, перенесенных нейроинфекций). К тому же при глухоте повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ним орган равновесия. Поэтому у глухих детей, как правило, также имеются нарушения равновесия. В свою очередь, эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей двигательной активности и координации у ребенка.
То же самое со зрительным восприятием. Существуют представления о том, что у глухих людей оно хорошо развито. И действительно, способность глухих видеть и запоминать детали поражает. Однако, как показали исследования, глухие плохо выделяют существенные признаки предметов, что важно для развития обобщений и Понятий (Богданова, 2002). Заметив небольшие различия между предметами или изображениями, глухие дети характеризуют предметы, как совершенно разные, несмотря на то, что они относятся к одной группе (например, 2 стула с разной формой спинки или 2 курицы с небольшими отличиями в цвете перьев). Они также плохо воспринимают пространственные свойства предметов (размеры, взаимное расположение). В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием - трудно привлечь внимание ребенка и удержать его, он быстро устает поддерживать внимание. Это связано не с тем, что глухой ребенок плохо видит. Главное, что он не слышит речь взрослых и не научается правильно обрабатывать зрительную информацию. Кроме того, имеющиеся у многих глухих малышей расстройства центральной нервной системы, о которых мы говорили выше, также влияют на развитие у ребенка зрительного восприятия и внимания.
Развитие мышления у ребенка происходит в тесной связи с восприятием им речи окружающих людей, овладением им пониманием речи и ее использованием. Отставание развития мышления у глухого малыша обусловлено, прежде всего, с тем, что он не слышит речь взрослых, которая является для него важным источником информации об окружающих предметах и их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. На развитие мышления глухого малыша отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии центральной нервной системы.
Программа развития неречевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста включает развитие:
а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, действия с предметами);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие разных свойств внимания - объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по классификации предметов в соответствии с их назначением и обобщающими понятиями, составлении серии сюжетных картинок - развитие вербально-логического мышления, игровой деятельности и пр.)
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).
В этой книге у нас нет возможности описать процесс развития всех этих навыков и способностей. Мы рекомендуем ознакомиться со специальной литературой по этим вопросам (Силберг, 2003; Тигранова, 1991; Фельдчер, Либерман, 1996; Фромм, 1991; Цвынтарный, 2000; Чего на свете..., 1991; Штрасмайер, 2002). Кроме того, в магазинах сейчас много других книг по развитию у нормальнослышащих детей мышления, памяти, умения действовать с предметами, двигательной активности. Эти книги также можно использовать для обучения малышей с КИ.
Следует подчеркнуть, что важная роль в развитии этих навыков, также как слуха и речи, у ребенка младшего возраста с КИ принадлежит родителям, поэтому сурдопедагог должен объяснить им значение развития мышления, моторики, внимания, памяти, умения контролировать свои эмоции и других способностей для развития речи. Педагог должен показать во время занятий, как это делать, и научить родителей развивать эти умения дома в обычных ситуациях. Конечно, во всех упражнениях по развитию слуха и речи, описанных в главах 4 и 6, у ребенка параллельно развиваются внимание, мышление, эмоционально-волевые качества. Но ребенку нужны также целенаправленные занятия и возможность развития этих навыков в домашних условиях. Ниже представлены рекомендации, которые сурдопедагог может использовать для этих целей. В Приложении описано, что должен уметь ребенок в разном возрасте, и если он что-то не умеет делать, это означает, что ребенка надо этому научить. Это могут быть самые простые действия, например, умение прыгать на двух ногах.
Часть детей с КИ, имеющих сопутствующие психические нарушения (они могут быть связаны с патологией нервной системы, задержкой психического развития, незрелостью эмоционально-волевых процессов, педагогической запущенностью), нуждаются в обязательных занятиях с психологом по развитию мышления, эмоционально-волевых качеств, навыков общения, учебных навыков. Несформированность этих навыков тормозит развитие слуха, понимания речи и устной речи уребенка. Однако, как показывает наш опыт, развивающие занятия с психологом полезны всем детям с КИ без исключения. Дети, которые занимаются с психологом параллельно с занятиями с сурдопедагогом, быстрее учатся понимать речь и говорить, догоняют своих сверстников по общему развитию.
Советы и упражнения по развитию у ребенка моторики, зрительного восприятия, мышления в процессе действий с предметами и ознакомления с окружающим миром во время занятий с педагогом и дома с родителями.