Средовые социально-организационные ресурсы
Эти ресурсы способны обеспечивать достижение поставленных целей в процессе социального взаимодействия различного уровня и масштабов.
Профессиональная солидарностькак способность помочь друг другу в общем деле, способность учесть интересы других участников сообщества, прочность и развитость взаимосвязей в профессиональном сообществе является одной из этических норм педагогической, научно-педагогической и просветительской деятельности. Профессиональная солидарность проявляется во взаимной поддержке педагогов, что особенно актуально в период снижения престижа профессии в российском обществе. Солидарность социальных экологических сообществ основывается также на общности экологического мировоззрения.
Организационная структура, по сути дела, определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации.
В гл. 2.2 и 2.3 была дана краткая характеристика организационной структуры ОО, ее участников и их взаимосвязей. Структура ОО определяет особый тип накопления человеческого капитала, который базируется на профессиональных, в том числе дружеских, связях и нацелен на сохранение и умножение общего блага. Именно таким благом для эколого-образовательных организаций является сохранение природы и воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Организационными ресурсами являются также следующие: поддержка общего направления деятельности на государственном и региональном уровнях (нормативная, морально-психологическая, финансово-материальная); поддержка деятельности участников сообщества на уровне образовательных учреждений и других организаций, в которых они работают; поддержка через использование средств действующих (на разном уровне) программ развития образования; социальное взаимодействие и др.
Исследователи экологических общественных организаций отмечают особую роль лидеров в их развитии [12, 43]. Лидер – это человек с убедительной позицией, генератор идей, объединяющих сторонников и последователей.
Современные лидеры работают в междисциплинарном и межорганизационном полях, выполняя функции, выходящие далеко за рамки одной профессии; поддерживают сетевые межличностные и межорганизационные формальные и неформальные связи; постоянно находятся на острие взаимодействия между государственными структурами, наукой, бизнесом, некоммерческими организациями и рядовыми гражданами.
Профессионализм и навык эффективной коммуникации лидера в разных социальных средах, авторитет и доверие к лидеру являются ресурсами, открывающими доступ к другим источникам, обеспечивающим деятельность организации – административным, организационным, финансовым.
Средовым ресурсом является также горизонтальная и вертикальная организационная интеграция. Горизонтальная интеграция объединяет организации внутри одной или близких отраслей деятельности, налаживает взаимодействие с учетом близких задач, углубления специализации и пр. Используемые технологии при такой интеграции, как правило, понятны партнерам и быстро воспринимаются, что повышает эффективность деятельности. Разветвленность горизонтальных связей образует сетевую структуру взаимодействия.
Среди активных участников эколого-образовательной деятельности на региональном уровне назовем общественные организации, которые в своей работе опираются на педагогов как наиболее социально активных участников и проводников идей и проектов сообщества: СПб ОО ФЭО, «Осэко», «Друзья Балтики», «Прозрачные воды Невы», «Природная школа «Остров», «Балтийский фонд природы» и др. Активную эколого-образовательную деятельность проводят региональные отделения международных и всероссийских организаций, таких как «Зеленый крест», «Гринпис», «Зеленая планета», «Центр экологической политики и культуры», «Всероссийское общество охраны природы», «Социально-Экологический Союз» и др.
Вертикальная интеграция в целом характеризуется как межотраслевая и объединяет усилия разных (по масштабам, социальному статусу и пр.) организаций для достижения общих целей. Ее ресурсный потенциал заключается в принятии и использовании новых для партнеров технологий и практик, взаимовыгодном использовании организационных и/или финансовых преимуществ партнеров.
Например, ЭО и просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности государственных природоохранных организаций. Однако ограниченный, как правило, штат их сотрудников не позволяет самостоятельно организовывать широкомасштабные мероприятия. Человеческие ресурсы в этом случае черпаются в социальном взаимодействии с образовательными, в том числе и общественными, организациями. Профессионализм этих организаций обеспечивает авторитет и уважение со стороны государственных структур. Таким образом, осуществляется не только финансовая поддержка, но также делегирование определенных полномочий государственных природоохранных структур образовательным структурам.
Вертикальная и горизонтальная интеграция характерна также для зонтичной организационной структуры, представляющей собой добровольное объединение организаций, которые, имея одну общую для всех цель, могут работать в различных направлениях (как составляющие зонт звенья). Во главе находится организация – верхушка «зонта». Отношения в зонтичной структуре носят более или менее вертикальный характер «сверху вниз». Однако между головной организацией и локальными группами существует неформальное, скорее условное подчинение.
Примером созданной еще в СССР международной зонтичной организации является Международный социально-экологический союз (МСоЭС), объединяющий в настоящее время более 10 тысяч человек из 17 стран Европы, Азии и Северной Америки, стран СНГ. Привлекательная и уникальная черта МСоЭС – демократический, сетевой принцип организациии возможность самоорганизации в программы, кампании и экспертные группы внутри МСоЭС.
СПб ОО ФЭО также является участником зонтичной организации. Так при создании Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» (2007), имеющей региональные отделения в 60 субъектах Российской Федерации, ФЭО возглавила ее Северо-Западное отделение.
Зонтичные организации образуются с целью более эффективного использования ресурсов. «Зонт» более сильной организации может обеспечить определенную финансовую, организационную, информационную поддержку более мелким организациям, преимущество экспертизы и опыта, сознание принадлежности сообществу, повышение узнаваемости в обществе и пр. Совместная деятельность позволяет участвовать в проектах, которые невозможно было бы реализовать в одиночку. Зонтичные организации более устойчивы также в периоды временной экономической нестабильности и стараются использовать разные финансовые источники – членские взносы, грантовую поддержку различных негосударственных фондов и организаций, государственное финансирование отдельных программ и проектов.
Исключение составляет такая зонтичная организация как Гринпис, которая не принимает государственные источники финансирования, а тольколичные добровольные пожертвования сторонников и гранты негосударственных фондов. Такая позиция позволяет организации сохранять жесткую иерархичную структуру: открытие представительств и инициация акций происходит только по инициативе головной организации. Национальным отделениям оставлена свобода в выборе тактики проведения конкретных акций. Тем не менее, это одна из наиболее известных, мощных, технически оснащенных организаций. Гринпис имеет Научный центр на базе университета г. Эксетер (Великобритания), собственный флот – мобильные медиа-платформы, обеспеченные спутниковым Интернетом. Главная сила организации – волонтеры: 11 млн он-лайн активистов делают защиту природы частью киберпространства. На сайте Гринпис России зарегистрировано 1457 он-лайн активистов, 1311 волонтеров [http://www.greenpeace.org/russia/ru/ ; дата обращения 23.10.2011].
Нередко под «зонтом» головной организации локальные группы объединяются в движения с сетевым структурным построением. При этом локальные группы могут не являться коллективными членами зонтичной организации
Структура почти всех современных западных социальных движений – сетевая, охватывающая самые разные проблемные поля, группы населения или территории, включая мир в целом. Главная причина – эффективность сетевой формы, позволяющей наиболее успешно решать многочисленные задачи, стоящие перед этими организациями. Сети способствуют мобилизации финансовых и человеческих ресурсов, информируют и обучают, способствуют развитию личностного начала в человеке и поддерживают чувство коллективной идентичности.
Наиболее общий подход к характеристике сетевых организаций приведен в следующем определении: сетевая организация – …специфическая форма организации, система средств которой составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей... [44].
Исследователи сетевых экологических организаций отмечают их открытость по отношению к социальной среде. У них всегда есть «плотное» (коммуникационное) ядро и весьма размытая периферия, переходящая в среду. Сеть может быть представлена через тип и форму взаимоотношений между личностями, группами и организациями [3, 41].
Эффект сетевого взаимодействия усиливается за счет межсетевой интеграции как через центр, так и через конкретных членов данной сети, являющихся членами одновременно других сетей. Эти сети создаются и развиваются независимо от государственных структур, хотя и могут вступать во взаимодействие с ними. Сетевое взаимодействие все более приобретает в настоящее время виртуальный характер. Происходит также процесс «виртуализации» российского гражданского общества за счет развития интернет-технологий и самого сектора ОО.
Интернет-ресурсы НКО за последние 10 лет развиваются в направлении от презентационных страниц к формам интерактивного взаимодействия и обеспечивают поиск и обмен информацией; диалог и групповое взаимодействие; тиражирование и распространение опыта; развитие инфраструктуры организаций; вовлечения в социально-экологические проекты, акции и др. Сети могут объединять совершенно разные ресурсы (каталоги, базы данных, сайты отдельных НКО). Принципы их объединения – тематические, региональные, смешанные [3, 12].
В ходе организационно-интегративных процессов возникает неисчерпаемый, но еще полностью не изученный ресурс образования – социальное партнерство.
Социальное партнерство как феномен общественной жизни можно определить как междисциплинарное явление, и как один из наиболее востребованных типов социального взаимодействия, в котором:
- партнерами могут быть различные социальные группы, слои, их общественные объединения, разные субъекты собственности, организации, органы государственной власти, местного самоуправления и др.;
- взаимовыгодные отношения основываются на сочетании ценностей, которые развиваются во времени и приводят к измеримым результатом (единство цели и действия);
- наивысший результат достигается за счет согласованности во взаимодействии и взаимодополняемости участников совместной деятельности;
- возникает возможность управлять социальным общением, взаимодействием;
- партнеры (два или несколько) разделяют ответственность, риски и ресурсы для достижения разделяемых целей;
- соблюдаются интересы отдельного человека и общества в целом;
- возрастает роль и значение организующего, сознательного начала, кооперации, интеграции;
- происходит гармонизация межчеловеческих и межинституциональных отношений, социальных, экономических, экологических и иных связей людей в обществе [13, 14, 21, 40].
Назовем основные сегменты НЭО, которые осуществляют социальное партнерство и восполняют дефицит современной экологической информации на всех ступенях образования, активно используют различные виды деятельности как ресурс ЭО и просвещения.
Органы законодательной и исполнительной власти: ЗАКС Санкт-Петербурга (СПб) (проекты законов «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в СПб» и др.); Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства СПб осуществляет политику и практическую деятельность по ЭО, инициировал разработку «Концепции формирования экологической культуры населения СПб», реализует различные эколого-образовательные проекты.
Научно-исследовательские и проектные институты и вузы: под руководством Санкт-Петербургского научного Центра РАН и Научного совета «Экология и природные ресурсы» подготовили монографию «Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев» в которой обоснованы главные направления, конкретные меры методы и приемы управления процессом формирования экологической культуры населения; осуществляют проектную деятельность, направленную на повышение авторитета ученых, научных исследований.
Государственные унитарные предприятия и учреждения: «Детский экологический центр» ГУП «Водоканал СПб» (2002) вовлек в активную проектную деятельность школьников, их родителей и педагогов; СПб ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» разрабатывает концепцию просветительского центра, проводит экскурсии для учащихся и педагогов города; Дирекция особо охраняемых природных территорий (ООПТ) СПб разрабатывает и реализует эколого-просветительские проекты на охраняемых территориях; создает и распространяет печатную, аудио-и видеопродукцю и т.д.
Культурно-просветительские учреждения: реализуют масштабные и разнообразные эколого-образовательные и просветительские проекты (Ленинградский зоопарк, Ботанический сад, музей почвоведения им. В.В. Докучаева, музей Воды и др.);
Экологические партии: Российская экологическая партия «Зеленые»; постоянная рабочая группа по образованию и экологии при Региональном Совете сторонников Санкт-Петербургского отделения ВПП «Единая Россия» и др.) поддерживают эколого-образовательную деятельность и постоянные контакты с ее участниками.
Культурно-развлекательные коммерческие структуры: Океанариум, Транс-Форс, программа «Вселенная воды» и др. широко используют образовательные и досуговые проекты.
Коммерческие учреждения, предприятия и организации занимаются разработками и внедрением технологий оздоровления окружающей среды, выпуском приборов для научных, производственных и образовательных экологических исследований и т.п.(НПО ЗАО «Крисмас +», научно-производственная фирма «ЭКРОС» и др.).
Средства массовой информации: Экология и образование», «ЭКОхроника»; газеты «Зеленый сектор», «Общество и экология». «Экологический вестник Северо-Запада» и др.; Интернет-сайты экологических организаций обеспечивают широкий доступ к достоверной экологической информации и многообразию образовательных ресурсов.
Интеллектуально-инновационные ресурсы можно охарактеризовать как синергетическую характеристику сообщества, основанную на взаимодействии знаний, умений, уровня образования, информационной обеспеченности, технологического и духовного потенциала его участников. Интеллектуально-инновационные ресурсы обеспечивают научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную, издательскую и др. деятельность.
Коллективные действия – важнейших социальный ресурс. Если коллективные действия основываются на общих ценностях, интересах, задачах, а также строятся на взаимном доверии, носят регулярный характер, они становится экономически значимым ресурсом. Именно недостаток ресурсов для достижения поставленных целей обусловливает сплочение индивидов в организации и их коллективные действия. «Коллективные действия – это, как правило, дело малоресурсных групп… У сильноресурсных групп есть другие способы отстаивать свои интересы, нежели чем коллективные действия» [33].
Информационно-коммуникативные ресурсы – неотъемлемая составляющая информационного общества. В широком смысле – это совокупность знаний, социального опыта, технологий, которые позволяют человеку эффективно адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. В настоящее время бесспорным является тот факт, что информационно-коммуникативные ресурсы являются необходимым условием качественного образования в современном обществе, обеспечивая межсубъектное и межгрупповое взаимодействие, а также передачу накопленного опыта.
Нельзя не сказать о тех ресурсах, которых не хватает практически всегда – это материально-финансовые ресурсы. Они представляют собой совокупность денежных и других материальных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций для осуществления всех видов деятельности. «Вес» различных источников материальной поддержки колеблется в зависимости от организационно-правовой формы, организационной активности и менеджерских способностей членов сообщества. Период развития новых экономических отношений в нашей стране составляет чуть более двадцати лет. В настоящее время в сфере образования также происходит активное освоение новых финансовых механизмов, в том числе на основе социального партнерства.
Бюджет ОО, как правило, складывается из средств, получаемых в виде членских взносов, грантовой поддержки государственных организаций и негосударственных фондов, спонсорской поддержки, за счет издательской деятельности и др.
Завершая анализ ресурсов развития профессиональных сообществ педагогов, следует сказать, что неформальные ОО образовательной направленности в свою очередь являются ресурсом развития системы профессионального педагогического образования [4]. Основой взаимодействия формальных структур повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов с профессиональными ОО может служить взаимовыгодное использование особенностей и преимуществ их как партнеров (таблица 5) [11].
Таблица 5