Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии
Для студентов 4курса (специалитет, 24 ч., историки -20 ч)
ЗАНЯТИЕ 1
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
- Написать письмо самому себе «Первый день моей работы в школе».
ЗАНЯТИЕ 2 МОЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГА
- Составить собирательный социально-психологический портрет типичного учителя (на выбор): учитель в дореволюционной России; советский учитель; современный учитель.
Примерная план-схема:
- внешний вид (одежда, манеры, атрибуты, символизирующие учителя того или иного времени);
- особенности речи учителя;
- доминирующие ценности;
- манера общения с детьми, с коллегами;
- возможная реакция на различные ситуации, поступки детей и т.п.
При выполнении задания предполагается обращение к произведениям художественной литературы и кинофильмам, из которых могут быть заимствованы иллюстрирующие примеры («Педагогическая поэма» А.С.Макаренко, «Человек в футляре» А.П.Чехова, «Филиппок» Л.Толстого, «Уроки французского» В.Распутина, кинофильмы «Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Чучело» и др.), а также примеры из собственного жизненного опыта, наблюдений за учителями на педагогической практике.
ЗАНЯТИЕ 3ИДЕАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Задание выполняется в группах либо индивидуально.
1. Проинтервьюировать как можно больше людей (желательно не меньше 5-10 человек) различных профессий и возраста на тему «Какой он — современный ученик?».
В качестве респондентов могут выступать друзья, родные, случайные попутчики, с которыми удастся завязать разговор. Всю полученную информацию необходимо записать и по возможности систематизировать. Составить собирательный образ «современного ученика» с позиций разных людей.
2. Анкетный опрос 10 детей (возраст может быть выбран студентами или предложен преподавателем). Анкетирование может проводиться в индивидуальном порядке (знакомые, родственники и т.п.) или коллективно (в классе). Цель анкетирования: выявить отношение детей к школе, учителю, их интересы, увлечения, стремления.
В качестве примерных вопросов можно предложить следующие:
1. Нравится ли тебе учиться в школе?
2. Что тебе нравится в школе?
3. Что тебе не нравится в школе?
4. Чем ты занимаешься в свободное время?
5. Какие книги ты любишь читать?
6. Каким ты хотел бы видеть своего учителя?
7. Кем ты хочешь стать в будущем?
8. Что ты для этого делаешь?
Вопросы могут быть предложены преподавателем либо разрабатываются студентами самостоятельно.
Ответы детей обрабатываются качественно, анализируются, на основе чего составляется образ ученика.
(Детям младшего школьного возраста можно предложить нарисовать рисунок на темы: «Мой учитель» или «Я в школе».)
3. Опрос (письменный или устный) на тему «Какой он — современный ученик?». Такой же опрос проводится среди родителей, дети которых на данный момент являются школьниками. Желательно, чтобы возраст детей-респондентов, с которыми работает вторая группа, и возраст детей, родители которых будут давать информацию, примерно был одинаковым.
В результате составляется собирательный образ ученика с позиции родителей.
4.Провести ту же работу с учителями, составляя образ ученика с позиции учителя.
ЗАНЯТИЕ 4 ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА
Написатьписьмо, содержащее поддержку, сочувствие, понимание, совет ребенку, который попал в трудную ситуацию или находится в ситуации нравственного выбора. Студенты могут предложить ситуацию сами, а могут воспользоваться предложенными вариантами (возраст студенты определяют сами):
- письмо ребенку, которого отвергают все в классе;
- письмо ребенку, который пользуется уважением в классе, но отвергается детьми во дворе;
- письмо ребенку, который добился успехов в спорте, но получил травму и ему запретили заниматься любимым делом;
- письмо ребенку, у которого не складываются отношения с родителями (или учителями);
- письмо девочке, которая считает себя некрасивой;
- письмо ребенку, которому родители по каким-то своим соображениям запрещают дружить с тем, с кем он хочет, и т.п.
Ситуации могут конкретизироваться преподавателем или самими студентами.
ЗАНЯТИЕ 5 ШКОЛА БУДУЩЕГО
Написать сочинение-рассуждение на тему «Школа, в которой я хочу работать». Это может быть современная школа, школа будущего, школа прошлых времен, если она является эталоном для подражания; это может быть собирательный образ школы, в котором соединятся все лучшие, по мнению автора, тенденции и характеристики.
ЗАНЯТИЕ 6 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
Описать ситуацию, случай, эпизод из школьной жизни с определенной коллизией, где студент выступал главным действующим лицом; вычленить основную проблему и способы ее разрешения.
ЗАНЯТИЕ 7 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
1.Вспомнить и описать из своей школьной жизни или педагогической практики одну-две ситуации и рассмотреть ее (их), используя схему анализа педагогической ситуации.
Примечание: Алгоритм анализа педагогической ситуации