Методические рекомендации к СРСП
СРСП 1.
Тема: Целостный педагогический процесс.
1. Сущность педагогического процесса.
Цель: сформировать понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.
1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:
1) организованная специальным образом, целенаправленная
работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;
2) единство социализации, воспитания и саморазвития;
3) специально организованное в рамках определенной
воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;
4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;
Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ___________________________________________________________________
2.В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс | |
Общее в этих понятиях | Различия в этих понятиях |
3. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?
Понятие, стоящее особняком ___________________________
4. Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.
1) 2)
Пояснения ____
5. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.
Педагогическая система | Педагогическая теория | Педагогические взгляды |
Общее в этих понятиях | ||
Различия в этих понятиях | ||
6. Проанализируйте следующую ситуацию.
В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки труда (технологии) в мастерской. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:
– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В мастерской как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны инструменты, приспособления... Мастерская не проветривается, как следует, свет тоже тусклый...
– Что касается света и чистоты – это я понимаю, – оправдывался учитель. – Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к трудовому обучению.
У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят правильно обрабатывать материалы и пользоваться инструментом.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.
Я согласен с учителем, так как... | |
Я не согласен с учителем, так как... | |
Воспитательные возможности урока труда я вижу в... |
1.3. Найдите не менее двух способов разрешения трех любых противоречий целостного педагогического процесса (см. лекцию № 3) и заполните таблицу. (Вам следует в правом столбце написать о том, что Вы как педагог стали бы делать для разрешения сформулированных в левом столбце противоречий).
Противоречия | |
Формулировка (содержание) | Способы разрешения |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
3. Принципы организации целостного педагогического процесса
Цели:
§ актуализация понятий «педагогическая система», «целостный педагогический процесс», «педагогические закономерности, принципы»;
§ овладение анализом и сравнением как методами познания;
§ развитие умений работать с различными источниками педагогической информации.
1.1.Заполните таблицу:
Дайте определения понятиям: | Сформулируйте принципы организации целостного педагогического процесса. |
педагогическая система: | 1. 2. 3. и т.д. |
целостный педагогический процесс: | |
педагогические закономерности: | |
педагогические принципы: |
1.2. Докажите в письменном виде на конкретном примере отличие «закономерности» от «принципа». Дайте развернутый и обоснованный ответ.
1.3. В письменном виде дайте развернутый и обоснованный ответ на вопрос: «Можно ли быть хорошим учителем, не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах педагогического процесса?».
1.4. Какие принципы организации целостного педагогического процесса Вы считаете наиболее существенными и почему?
Какие принципы в процессе Вашего школьного обучения реализовывались, а какие нет? Заполните таблицу.
Считаю наиболее существенными следующие принципы | Принципы, которые, по моему мнению, реализовывались в процессе школьного обучения | Принципы, которые, по моему мнению, не реализовывались в процессе школьного обучения | Причины, по которым принципы не реализовывались в процессе школьного обучения |
1. 2. и т.д. | 1. 2. и т.д. | 1. 2. и т.д. | 1. 2. и т.д. |
ТЕМА: процесс обучения.
закономерности и функции процесса обучения
СРСП №1
Цели: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
5) теория обучения, образования и воспитания.
Ответ: ___________ Обоснование ответа _________________