Методические рекомендации к СРСП

СРСП 1.

Тема: Целостный педагогический процесс.

1. Сущность педагогического процесса.

Цель: сформировать понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.

1. Ответьте на вопрос. Педагогический процесс – это:

1) организованная специальным образом, целенаправленная

работа учителя в рамках определенной воспитательной системы;

2) единство социализации, воспитания и саморазвития;

3) специально организованное в рамках определенной

воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели;

4) прогрессивное развитие педагогической науки и практики;

Ответ: _____________ Собственный вариант ответа: ___________________________________________________________________

2.В чем заключается различие понятий «воспитательная система школы» и «целостный педагогический процесс»? Заполните таблицу.

Воспитательная система школы и целостный педагогический процесс
Общее в этих понятиях Различия в этих понятиях
   

3. Установите иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из них стоит особняком?

Методические рекомендации к СРСП - student2.ru

Понятие, стоящее особняком ___________________________

4. Какая их приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая теория» и «педагогическая система»? Дайте пояснения.

       
  Методические рекомендации к СРСП - student2.ru   Методические рекомендации к СРСП - student2.ru

1) 2)

       
  Методические рекомендации к СРСП - student2.ru   Методические рекомендации к СРСП - student2.ru

Пояснения ____

5. Что общего и в чем различие между понятиями «педагогические взгляды», «педагогические теории», «педагогические системы»? Заполните таблицу.

Педагогическая система Педагогическая теория Педагогические взгляды
Общее в этих понятиях
 
Различия в этих понятиях
     

6. Проанализируйте следующую ситуацию.

В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки труда (технологии) в мастерской. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем:

– Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В мастерской как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны инструменты, приспособления... Мастерская не проветривается, как следует, свет тоже тусклый...

– Что касается света и чистоты – это я понимаю, – оправдывался учитель. – Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к трудовому обучению.

У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят правильно обрабатывать материалы и пользоваться инструментом.

Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока.

Я согласен с учителем, так как...  
Я не согласен с учителем, так как...    
Воспитательные возможности урока труда я вижу в...    

1.3. Найдите не менее двух способов разрешения трех любых противоречий целостного педагогического процесса (см. лекцию № 3) и заполните таблицу. (Вам следует в правом столбце написать о том, что Вы как педагог стали бы делать для разрешения сформулированных в левом столбце противоречий).

Противоречия
Формулировка (содержание) Способы разрешения
1.   1.
2.   2.
3.   3.

3. Принципы организации целостного педагогического процесса

Цели:

§ актуализация понятий «педагогическая система», «целостный педагогический процесс», «педагогические закономерности, принципы»;

§ овладение анализом и сравнением как методами познания;

§ развитие умений работать с различными источниками педагогической информации.

1.1.Заполните таблицу:

Дайте определения понятиям: Сформулируйте принципы организации целостного педагогического процесса.
педагогическая система: 1. 2. 3. и т.д.
целостный педагогический процесс:
педагогические закономерности:
педагогические принципы:

1.2. Докажите в письменном виде на конкретном примере отличие «закономерности» от «принципа». Дайте развернутый и обоснованный ответ.

1.3. В письменном виде дайте развернутый и обоснованный ответ на вопрос: «Можно ли быть хорошим учителем, не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах педагогического процесса?».

1.4. Какие принципы организации целостного педагогического процесса Вы считаете наиболее существенными и почему?

Какие принципы в процессе Вашего школьного обучения реализовывались, а какие нет? Заполните таблицу.

Считаю наиболее существенными следующие принципы Принципы, которые, по моему мнению, реализовывались в процессе школьного обучения Принципы, которые, по моему мнению, не реализовывались в процессе школьного обучения Причины, по которым принципы не реализовывались в процессе школьного обучения
1. 2. и т.д.     1. 2. и т.д.     1. 2. и т.д.   1. 2. и т.д.    

ТЕМА: процесс обучения.

закономерности и функции процесса обучения

СРСП №1

Цели: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:

1) теория обучения и образования;

2) теория воспитания;

3) теория обучения;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;

5) теория обучения, образования и воспитания.

Ответ: ___________ Обоснование ответа _________________

Наши рекомендации