VII. Проверка выполненных заданий. VIII. Подведение итогов урока
VIII. Подведение итогов урока
— Вот и подошел к концу наш урок. Мне хочется сказать вам, ребята: Цените любовь мамы. Берегите ее. Не оскорбляйте грубостью, резким словом, непослушанием». Пусть на лицах ваших мам сияют улыбки.
Ученик читает стихотворение.
Слово о матери
(отрывок из поэмы)
...Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк в свой водоворот.
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот, от забот. ..
.Если стали сердцем вы суровы.
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте — дети ранят всех больней! .
..Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать уйдёт — и боли не унять...
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите Мать!
Р. Гамзатов
IX. Домашнее задание
Перечитать рассказ Я. Брыля «Просто и ясно».
Урок № 26
Тема: А. Барто «Разговор с дочкой» (С. 72–73). В. Азбукин «Утешение» (С. 73), «Младший брат» (с. 74) |
Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча со скоростью, соответствующей скорости разговорной речи; совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения; развивать умение читать выразительно, выражая свое отношение к героям произведения; развивать умение находить в поэтическом произведении рифмованные слова; совершенствовать умения коллективной деятельности; создавать условия для развития речи, формирования уважительного отношения к своей семье, братьям и сестрам.
Ход урока
I. Организационный момент
Игра «Мы рифмуем»
А-а-а – нам играть …
У-у- - заведу …
О-о-о – мы рисуем …
Аф-аф-аф – уберу игрушки в …
Ой-ой-ой – поиграй со …
Ра-ра-ра – начинается …
Работа со скороговоркой
У Андрюшки – игрушка, игрушка-погремушка.
II. Проверка домашнего задания
Чтение рассказа Я. Брыля «Просто и ясно».
III. Подготовка к восприятию произведения
1. Слово учителя.
— Каждый человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Не только детям, но и взрослым хочется, чтобы друзья, родные, близкие и даже чужие люди относились к ним внимательно.
Сегодня на уроке из художественных произведений мы узнаем, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых людей.
Послушайте сказку. Мысленно представьте себя на месте обиженной женщины и подумайте: хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
2. Учитель читает сказку.
Три дочери
(татарская сказка)
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.
И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли они замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старушка-мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
— Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
— Ой, — вздохнула старшая, — услыхав от белочки печальную весть, — ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
— Почистить два таза?! — рассердилась белочка. — Так будь же с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
— Ой, — ответила та,— я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь, — сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
— Приноси же ты всегда людям сладость и радость, мое дорогое дитя,— сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.
Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям. А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье.
3. Обсуждение сказки.
— Какое впечатление произвела на вас сказка?
— Что делала мать для своих дочерей?
— Когда матери пришлось обратиться за помощью к дочерям?
— Как народ передал свое отношение к разным дочерям?
— Кто, по мнению народа, заслуживает счастливой и долгой жизни?
— Как вознаграждается человек, который никогда не забывает свою мать?
— Мама — особенный человек на Земле, самый лучший, самый добрый, самый заботливый, самый нежный. Но помните, что маме часто тоже требуется помощь и забота.
IV. Работа с текстом стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»
1. Чтение стихотворения учителем (с. 72).
2. Проверка эмоционального восприятия.
— Какое это стихотворение: веселое или грустное?
3. Чтение стихотворения учащимися.
4. Обсуждение прочитанного.
— Поняла ли дочка свою маму?
— О какой теплоте говорила мама?
— Как можно подарить маме теплоту?
5. Выразительное чтение.
— Прочитайте стихотворение. Постарайтесь передать в словах матери грусть, печаль, а в словах дочки — удивление, вопрос.
6. Самостоятельное чтение.
— Найдите в тексте рифмующиеся слова.
V. Разговор по кругу «Мой брат (сестра)»
Учащиеся называют брата (сестру), его имя, фамилию, рассказывают, сколько ему (ей) лет, какая между ними разница в возрасте, об интересных случаях из жизни младшего брата или сестренки, чем любят заниматься вместе и т. д.
Физкультминутка
Чтоб здоровыми нам быть,
Зарядку надо не забыть.
Пусть глазки, ручки отдохнут
И силы новые придут.
На раз, два, три —
Глазки ты сейчас сожми,
На четыре — отпусти.
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре.
Глазками похлопаем —
Раз, два, раз, два.
Ножками потопаем —
Раз, два, раз, два.
Потянулись, улыбнулись,
И к работе все вернулись.
Т. Козлова
VI. Работа с текстом стихотворения В. Азбукина «Утешение»
1.Чтение стихотворения учителем (с. 73).
2.Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Какое настроение создает стихотворение? Почему?
3. Чтение стихотворения учащимися.
4. Обсуждение прочитанного.
— Почему мальчика все ругали?
— На самом ли деле мальчик был плохой?
— Кто пожалел мальчика? Почему?
5. Выразительное чтение стихотворения (конкурс на лучшего чтеца.)
— Прочитайте стихотворение, стараясь передать чувства мальчика.
VII. Работа с текстом стихотворения В. Азбукина «Младший
брат»(с. 74)
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Проверка эмоционального восприятия.
—Какое настроение создает стихотворение? Почему?
3. Самостоятельное чтение.
4. Обсуждение прочитанного.
— Почему все жалеют и балуют мальчика?
— Как об этом сказано в стихотворении?
— Что можно сказать о сестренке? Какая она?
5. Выразительное чтение.
— Прочитайте стихотворение. Постарайтесь передать чувства девочки.
VIII. Игра «Знатоки сказок»
1.В какой сказке самый младший брат спас своих шестерых братьев, рассказав маме, что с ними случилось? («Волк и семеро козлят»)
2. В какой сказке один из героев впустил в свой дом двух братьев, спасая их от голодного волка? («Три поросёнка».)
3. В какой сказке сестричка долго искала своего заколдованного братца, преодолевая на пути различные преграды? («Снежная королева».)
4. В какой сказке старшая сестра спасает своего братца от Бабы Яги? («Гуси-лебеди».)
5.В какой сказке сестрица и братец спасли друг друга от заклятой злой ведьмы? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)