VII. Проверка выполненных заданий. VIII. Подведение итогов урока

VIII. Подведение итогов урока

— Вот и подошел к концу наш урок. Мне хочется сказать вам, ребята: Цените любовь мамы. Берегите ее. Не оскорбляйте грубостью, резким словом, непослушанием». Пусть на лицах ва­ших мам сияют улыбки.

Ученик читает стихотворение.

Слово о матери

(отрывок из поэмы)

...Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк в свой водоворот.

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот. ..

.Если стали сердцем вы суровы.

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте — дети ранят всех больней! .

..Мать уйдёт, в душе оставив рану.

Мать уйдёт — и боли не унять...

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите Мать!

Р. Гамзатов

IX. Домашнее задание

Перечитать рассказ Я. Брыля «Просто и ясно».

Урок № 26

Тема: А. Барто «Разговор с дочкой» (С. 72–73). В. Азбукин «Утешение» (С. 73), «Младший брат» (с. 74)

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча со скоростью, соответствующей скорости разговорной речи; совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения; развивать умение читать выразительно, выражая свое отношение к героям произведения; развивать умение находить в поэтическом произведении рифмованные слова; совершенствовать умения коллективной деятельности; создавать условия для развития речи, формирования уважительного отношения к своей семье, братьям и сестрам.

Ход урока

I. Организационный момент

Игра «Мы рифмуем»

А-а-а – нам играть …

У-у- - заведу …

О-о-о – мы рисуем …

Аф-аф-аф – уберу игрушки в …

Ой-ой-ой – поиграй со …

Ра-ра-ра – начинается …

Работа со скороговоркой

У Андрюшки – игрушка, игрушка-погремушка.

II. Проверка домашнего задания

Чтение рассказа Я. Брыля «Просто и ясно».

III. Подготовка к восприятию произведения

1. Слово учителя.

— Каждый человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Не только детям, но и взрослым хочется, чтобы друзья, родные, близкие и даже чужие люди от­носились к ним внимательно.

Сегодня на уроке из художественных произведений мы узнаем, в чем волшебная сила не только слов, но и поступков маленьких и взрослых людей.

Послушайте сказку. Мысленно представьте себя на месте обиженной женщины и подумайте: хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

2. Учитель читает сказку.

Три дочери

(татарская сказка)

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накор­мить и одеть трех своих дочерей.

И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.

Одна за одной вышли они замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старушка-мать, и по­сылает она к своим дочерям рыжую белочку.

— Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

— Ой, — вздохнула старшая, — услыхав от белочки печаль­ную весть, — ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.

— Почистить два таза?! — рассердилась белочка. — Так будь же с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

— Ой, — ответила та,— я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

— Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь, — сказала белочка.

И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к сво­ей матери.

— Приноси же ты всегда людям сладость и радость, мое доро­гое дитя,— сказала ей белочка, — и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А ког­да пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям. А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье.

3. Обсуждение сказки.

— Какое впечатление произвела на вас сказка?

— Что делала мать для своих дочерей?

— Когда матери пришлось обратиться за помощью к дочерям?

— Как народ передал свое отношение к разным дочерям?

— Кто, по мнению народа, заслуживает счастливой и долгой жизни?

— Как вознаграждается человек, который никогда не забыва­ет свою мать?

— Мама — особенный человек на Земле, самый лучший, самый добрый, самый заботливый, самый нежный. Но помните, что маме часто тоже требуется помощь и забота.

IV. Работа с текстом стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 72).

2. Проверка эмоционального восприятия.

— Какое это стихотворение: веселое или грустное?

3. Чтение стихотворения учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

— Поняла ли дочка свою маму?

— О какой теплоте говорила мама?

— Как можно подарить маме теплоту?

5. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение. Постарайтесь передать в словах матери грусть, печаль, а в словах дочки — удивление, вопрос.

6. Самостоятельное чтение.

— Найдите в тексте рифмующиеся слова.

V. Разговор по кругу «Мой брат (сестра)»

Учащиеся называют брата (сестру), его имя, фамилию, рас­сказывают, сколько ему (ей) лет, какая между ними разница в возрасте, об интересных случаях из жизни младшего брата или сестренки, чем любят заниматься вместе и т. д.

Физкультминутка

Чтоб здоровыми нам быть,

Зарядку надо не забыть.

Пусть глазки, ручки отдохнут

И силы новые придут.

На раз, два, три —

Глазки ты сейчас сожми,

На четыре — отпусти.

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

Глазками похлопаем —

Раз, два, раз, два.

Ножками потопаем —

Раз, два, раз, два.

Потянулись, улыбнулись,

И к работе все вернулись.

Т. Козлова

VI. Работа с текстом стихотворения В. Азбукина «Утешение»

1.Чтение стихотворения учителем (с. 73).

2.Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Чтение стихотворения учащимися.

4. Обсуждение прочитанного.

— Почему мальчика все ругали?

— На самом ли деле мальчик был плохой?

— Кто пожалел мальчика? Почему?

5. Выразительное чтение стихотворения (конкурс на лучшего чтеца.)

— Прочитайте стихотворение, стараясь передать чувства мальчика.

VII. Работа с текстом стихотворения В. Азбукина «Младший

брат»(с. 74)

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Проверка эмоционального восприятия.

—Какое настроение создает стихотворение? Почему?

3. Самостоятельное чтение.

4. Обсуждение прочитанного.

— Почему все жалеют и балуют мальчика?

— Как об этом сказано в стихотворении?

— Что можно сказать о сестренке? Какая она?

5. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение. Постарайтесь передать чув­ства девочки.

VIII. Игра «Знатоки сказок»

1.В какой сказке самый младший брат спас своих шестерых братьев, рассказав маме, что с ними случилось? («Волк и семеро козлят»)

2. В какой сказке один из героев впустил в свой дом двух братьев, спасая их от голодного волка? («Три поросёнка».)

3. В какой сказке сестричка долго искала своего заколдо­ванного братца, преодолевая на пути различные преграды? («Снежная королева».)

4. В какой сказке старшая сестра спасает своего братца от Бабы Яги? («Гуси-лебеди».)

5.В какой сказке сестрица и братец спасли друг друга от заклятой злой ведьмы? («Сестрица Алёнушка и братец Ива­нушка».)

Наши рекомендации