К лишению свободы в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран
Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства стала более тесная связь Российской Федерации с мировым сообществом, естественным результатом которой явилось вступление России в Совет Европы. Необходимость принятия нового уголовно-исполнительного законодательства была обусловлена тем, что оно должно было учесть положения международных правовых актов о правах человека, таких как: Всеобщая декларация прав человека, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейские тюремные правила и др., не предусматривающих ограничений в социальном обеспечении заключённых, содержащихся в пенитенциарных учреждениях[47].
Одновременно Россия приняла на себя обязательства более последо-вательно реализовывать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и, прежде всего, положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на социальное обеспечение[48].
В настоящее время социальная работа в уголовно-исполнительной системе России переживает процесс институционализации и профессиона-лизации. Вектор её дальнейшего развития должен определяться не только и, возможно, не столько активным внедрением в практику инновационных технологий и адаптацией передового зарубежного опыта к отечественным реалиям, но он должен формироваться при активной позиции и с учётом точки зрения социальных работников.
Фундаментальный вопрос о том, что для науки первично: теория или практика, не имеет однозначного ответа. Однако не следует забывать о том, что социальная работа носит прикладной характер, то есть она изначально ориентирована на практическую реализацию своих идей и концепций. Таким образом, справедливо предположить, что в данном случае практика всё-таки доминирует над теорией.
Сегодня пенитенциарная социальная работа в России в целом пере-живает процесс становления и институционализации, в ходе которого закономерно возникают определённые трудности интегративного характера, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. Пробле-мы интеграции возникают в любом случае. Важно не просто знать об этом, но и вовремя и корректно выявлять эти трудности, видеть их специфику и первопричины. Осознание, понимание и принятие этих трудностей как объективного и закономерного факта, может и должно послужить отправной точкой для их успешного разрешения.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в послед-ние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключёнными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными, принятых I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г., отмечено, что «законодателю следует принять меры к тому, чтобы осуждённые во время и после отбывания наказания сохраняли бы максимум прав в области социального обеспечения, социальных льгот и иных гражданских интересов»[49].
Таким образом, сохранение достаточно большого перечня прав в облас-ти социального обеспечения осуждённых, как это рекомендуется в Мини-мальных стандартных правилах обращения с заключёнными, является выражением принципов гуманизма и социальной справедливости в уголовно-исполнительном праве и праве социального обеспечения.
В п. 57.1 Европейских тюремных правил указано, что по мере возмож-ности, в состав персонала включается достаточное число таких специалистов, как психиатры, психологи, социальные работники, учителя и инструкторы по профессионально-техническому обучению, физкультуре и спорту.
П. 49 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными гласит о том, что по мере возможности штаты исправительного учреждения должны включать достаточное число специалистов, таких, как психиатры, психологи, социальные работники, учителя и преподаватели ремесленных дисциплин. Социальных работников, учителей и преподавателей ремеслен-ных дисциплин следует назначать в качестве постоянных сотрудников, не пренебрегая, однако, и работой лиц, работающих неполный рабочий день, или же добровольных сотрудников.
В п. 77 Европейских тюремных правил сказано, что в каждом месте лишения свободы разрабатывается и осуществляется разносторонняя прог-рамма обучения, позволяющая заключённым удовлетворять, по крайней мере, некоторые из своих интересов и потребностей.
Целями подобных программ должны быть улучшение перспектив на успешную социальную реабилитацию, поддержание в них силы духа, улуч-шение их отношения к окружающим и повышение их уважения к самим себе.
П. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными указывает на то, что в кратчайший срок после приёма каждого заключённого и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.
Согласно п. 70.1 Европейских тюремных правил подготовка заключён-ных к освобождению должна начинаться как можно раньше после прибытия в место лишения свободы. Это означает, что обращение с заключёнными и их содержание должны быть такими, чтобы они не чувствовали себя исключён-ными из общества, а, напротив, понимали, что продолжают оставаться его частью. Поэтому следует, по мере возможности, привлекать общественные организации и социальных работников к оказанию помощи персоналу мест лишения свободы в их деятельности по социальной реабилитации заключённых и, в частности, по поддержанию и улучшению отношений заключённого со своей семьёй, другими лицами и общественными организациями.
Интересен с точки зрения рассматриваемой проблемы опыт реабилита-ционной работы США и Канады. В США и Канаде в отношении осуждённых используются различные исправительные программы (так называемое обра-щение), построенные на положениях современной социологической и психологической науки. В процессе отбывания наказания осуждённые привлекаются к участию в специально разработанных программах, целью которых является содействие исправлению преступников, превращению их в законопослушных граждан, недопущение совершения новых преступлений такими лицами. При этом основным принципом таких программ становится признание факта, что преступник обладает определёнными потенциальными возможностями для развития в нём человеческих качеств, а, следовательно, и способности начать новую жизнь законопослушного гражданина[50].
Нидерланды славятся «моральными инновациями» в области исправи-тельной системы. Система голландских тюрем строится на идее ресоциали-зации правонарушителей. Приоритет отдаётся организации пенитенциарных молодёжных учреждений и больничных мест. Развиваются дифференциации типов тюрьмы и размещения заключённых. В результате разработки плана полиции «Общество и преступление», обнародованного в 1985 г., был разра-ботан проект, благодаря которому прибавилось примерно две тысячи камер.
В тюрьмах делаются попытки приблизить стиль жизни в местах заклю-чения к домашнему, ищутся пути возложения на преступников коллективной и индивидуальной ответственности и налаживания доброжелательных отно-шений между заключёнными и персоналом, а также предоставления первым возможности свободно выражать своё мнение. Центральный образовательный институт для тюремного персонала и специальные госпитали в Гааге проводят обучение, организуя практику, учебные курсы и дискуссии для персонала.
В Нидерландах используется либеральная система домашних отпусков заключённым. Оплата труда заключённых является более высокой, чем в других странах. Ко всем заключённым, независимо от национальности, отно-сятся одинаково. Начальник тюрьмы не может принять ни одного заключён-ного, если нет свободной камеры. Гибкая тюремная администрация может освобождать камеры для новых заключённых, предоставляя домашние отпуска, прерывая исполнение приговоров и досрочно освобождая менее серьёзных преступников. В Нидерландах применяется частная система исполнения наказаний и социальной реабилитации преступников[51].
Наиболее передовым опытом социальной работы, проводимой с осуж-дёнными, нам представляется опыт Швейцарии. В Швейцарии осуждённые, отбывающие наказания, имеют возможность обращаться к службам социаль-ной работы. Крупные исправительные учреждения располагают собственной службой социальной работы. В данном случае социальные работники являются штатными сотрудниками исправительных учреждений. В соответ-ствии с организационной структурой исправительного учреждения они отнесены к отделению внутренней службы, в которое также входят медицин-ская и психологическая службы.
Небольшие и маленькие исправительные учреждения прибегают к услу-гам внешних организаций, осуществляющих социальную работу. Это могут быть организации широкого профиля, в сферу деятельности которых входит выполнение всех актуальных социальных задач, или узкопрофильные организации, решающие специфические проблемы (ликвидация долгов, миграция)[52].
Социальные службы тесно взаимодействуют со всеми остальными сотрудниками системы исполнения наказаний. Прежде всего, это проявляется в отношении осуществления взаимодействия психологических, психиатри-ческих и медицинских служб. Для социальной работы в швейцарской системе исполнения наказаний характерен так называемый «сквозной» метод проведения консультаций. Это означает, что социальный работник «сопро-вождает» осуждённого с первого дня отбывания наказания до момента его освобождения.
Что касается служб, оказывающих помощь осуждённым, то обеспечи-ваемое ими «сопровождение» длится ещё больше. Цель состоит в том, чтобы осуждённый, отбывающий наказание, понял, что происходит с ним и вокруг него, занял активную жизненную позицию в тяжёлых условиях лишения свободы и не относился ко всему происходящему пассивно[53].
Как правило, осуждённые, отбывающие наказание, добровольно обра-щаются в социальную службу, однако в особых ситуациях их могут обязать обратиться к социальному работнику. Деятельность социального работника заключается в следующем. При поступлении в тюрьму осуждённого для отбывания наказания социальный работник вместе с ним составляет социаль-ный анамнез, на основании чего совместно разрабатывается план на весь период отбывания наказания[54].
Принцип совместной работы состоит в том, что осуждённый сам выпол-няет работу, а социальный работник лишь оказывает ему в этом помощь. Регулярные контакты социального работника с осуждёнными способствуют их активизации, преодолению инертности и пассивности, приобретаемой ими во время отбывания наказания в исправительных учреждениях закрытого типа. Вместе с осуждённым, отбывающим наказание, составляются заявления и ходатайства. Так, например, для перевода в лечебное учреждение или для его посещения необходимо составить биографию или заполнить бланки[55].
Социальный работник вместе с осуждённым, отбывающим наказание, определяет его профессиональную пригодность к работе в пределах исправи-тельного учреждения или за его пределами (если это допускается условиями отбывания наказания), или к получению профессии непосредственно в самом исправительном учреждении. Решение данных вопросов оказывает влияние на жизнь осуждённого после освобождения[56].
Социальный работник и заключённый вместе оценивают предложения по обучению, в некоторых случаях даже заочному, которое мог бы получить последний. Важным вопросом также является планирование отпуска в целях рационального использования ограниченного периода времени. Социальный работник оказывает осуждённому помощь в решении следующих практи-ческих вопросов: освобождение жилой площади или аренда нового жилья после выхода из исправительного учреждения, поиск рабочего места, урегулирование вопросов страхования, ликвидация долгов или помощь в управлении финансами осуждённого, в некоторых случаях с привлечением ведомств, оказывающих материальную поддержку[57].
Кроме того, он обращает внимание осуждённых, отбывающих нака-зание, на подходящие предложения по проведению групповых мероприятий, организованных им самим или другими сотрудниками. Особую важность приобретает обеспечение связи осуждённого, отбывающего наказание, с лицами вне тюрьмы. При этом на передний план может выйти психоло-гический фактор; очень часто лица, находящиеся за пределами исправитель-ного учреждения, нуждаются в профессиональной поддержке для преодоле-ния тяжёлой ситуации, например, женщины, которые из-за ареста мужей вынуждены заниматься воспитанием своих детей одни. Речь может идти и о таких правовых вопросах, как предоставление семье, находящейся за преде-лами исправительного учреждения, кредитования для возмещения издержек[58].
По желанию осуждённых, отбывающих наказание, социальные работ-ники способствуют установлению контакта с жертвами преступления и обеспечивают профессиональную поддержку таких контактов. Социальный работник подготавливает отчёты по оценке поведения осуждённого, отбы-вающего наказание, для последующего возможного условного освобождения.
При освобождении заключённого из исправительного учреждения социальный работник передаёт все необходимые дела организации, кури-рующей освобождённое лицо и предоставляющей помощь ему или иному учреждению, оказывающему поддержку таким лицам. Кроме того, социаль-ный работник принимает участие в различных конфиденциальных заседа-ниях, посвящённых обсуждению отдельных осуждённых, отбывающих нака-зание, и вопросам всего учреждения[59].
Таким образом, рассмотрев вопросы организации социальной работы в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран можно выделить их сходства и различия с организацией социальной работы с осуждёнными в России. Одним из сходств социальной работы с осуждёнными в России и за рубежом является то, что специалисты – социальные работники, подготавливаются по одинаковому набору дисциплин: психология, педагогика, социология, фило-софия и этика, история социальной работы, теория организационной работы, а также различные технологии и методы социальной работы.
В отличие от существующей в России системы подготовки социальных работников, в специальных высших учебных заведениях Швейцарии обуче-ние не носит узкоспециализированный характер, т. е. выпускники российских вузов по окончании учёбы смогут освоить любую специализацию социальной работы и довольно быстро приобрести необходимые для этого специальные знания.
Отличием является и то, что в ряде зарубежных стран применяется принцип совместной работы социального работника и осуждённого, в отли-чие от законодательства РФ. Согласно данному принципу социальный работ-ник совместно с осуждённым осуществляет различные социальные мероприя-тия. Например, социальный работник вместе с осуждённым, отбывающим наказание, определяет его профессиональную пригодность к работе в преде-лах исправительного учреждения или за его пределами (если это допускается условиями отбывания наказания), или к получению профессии непосред-ственно в самом исправительном учреждении. Решение данных вопросов оказывает влияние на жизнь осуждённого после освобождения.