Дыхательное упражнение «Ах!»
Упражнение 1.
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, палка в опущенных руках.
1. — поднять палку к груди.
2. — поднять палку с силой вверх.
3. — поднять палку к груди.
4. — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Показ ребенка. Объяснение воспитателя.
Упражнение 2.
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки около груди, палка в руках.
1. — поворот вправо (влево), одновременно вытянув руки вперед.
2. — вернуться в исходную позицию.
Повторить по 5 раз в каждую сторону. Объяснение воспитателя. Темп умеренный.
Упражнение 3.
Исходная позиция: лежа на спине, палка в опущенных руках.
1 — резко положить палку за голову. 2—3 — резко перевести палку вперед, одновременно сесть. 4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
Упражнение 4.
Исходная позиция: лежа на животе, палка в прямых вытянутых руках.
1—2—3 — палку поднять вверх, одновременно поднять ноги вверх.
4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 5—6 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.
Упражнение 5.
Исходная позиция: сидя на полу, упор сзади, палка на полу — под коленями.
1 — согнуть ноги в коленях и одновременно поставить их на палку. 2 — прокатить палку до пяток, выпрямить ноги. 3 — прокатить палку обратно, согнуть ноги в коленях. 4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ воспитателя.
Упражнение 6.
Исходная позиция: сидя, ноги врозь, палка в опущенных руках.
1—3 — пружинящие наклоны вперед, касаясь палкой носков ног.
4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 6 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога. Темп умеренный.
Упражнение 7.
Исходная позиция: основная стойка, палка в опущенных руках. Хват у концов палки.
1—2 — присесть на носки, колени в стороны, спина прямая, руки вперед — выдох;
3—4 — вернуться в исходную позицию — вдох.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ ребенка.
Упражнение 8.
Исходная позиция: основная стойка, палка на полу перед ребенком.
8 подскоков на двух ногах, на девятый — прыжок вперед через палку, на десятый — прыжок назад через палку.
№6 «Птицы и насекомые»
Ходьба с поворотами в углах (15 секунд).
Ходьба скрестным шагом (15 секунд).
Ходьба выпадами (15 секунд).
Бег на носках (15 секунд).
Бег мелким и широким шагом (по 15 секунд).
Ходьба обычная (20 секунд).
Перестроение в шахматном порядке.
Упражнение «Бабочки»
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вниз. 1— поднять дугами через стороны руки вверх, подняться на носки. 2— потрясти прямыми руками. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Объяснение педагога. Темп умеренный.
Упражнение «Гуси»
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
1—2 — наклониться вперед, руки как можно сильнее отвести назад — вверх, держа голову прямо. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка. Указание детям: «Ноги не сгибайте».
Упражнение «Стрекозы»
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вдоль тела.
1 — полуприсед. 2—3 — поочередно взмахивать руками вперед-назад, прогнуться.
4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ и объяснение педагога. Темп сначала умеренный, затем быстрый.
Указание детям: «Ступни от пола не отрывайте, следите за тем, чтобы спина была прямой».
Упражнение «Лебедь»
Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены. 1—2 — прогнуться в спине, дотянуться руками до пяток. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение педагога.
Указание детям: «Голову не опускайте».
Упражнение «Петух»
Исходная позиция: основная стойка руки на поясе.
1. — поднять правую ногу, руки развести в стороны. 2— согнуть правую ногу в колене. 3 — выпрямить ногу. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить движения другой ногой. 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя.
Упражнение «Кузнечик»Исходная позиция: лежа на спине.
1. — подтянуть к груди согнутые в коленях ноги. 2— не выпрямляя ног, повернуться направо. 3— то же влево. 4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медленный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.
Упражнение «Воробей»
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
1—3 — подпрыгивать на двух ногах на месте. 4 — поворот на 360 градусов.
Повторить 10 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога. Указание детям: «Прыгайте легко и высоко.
№7 «Наши имена»
Ходьба с поворотами в углах (10 секунд). Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы (по 5 метров). Ходьба в полуприседе (15 секунд). Бег с захлестыванием (20 секунд). Обычный бег (20 секунд). Ходьба обычная (10 секунд).
Построение в три колоны.
Упражнение «Елена»
Исходная позиция: стоя, ступни параллельно, руки вдоль туловища.
1—2 —дугами поднять руки через стороны вверх, правая нога назад на носок.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить движения левой ногой. Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Показ ребенка.
Указание детям: «Хорошо прогибайтесь. Упражнение выполняйте красиво, изящно».
Упражнение «Валерий»
Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены.
1— правую руку положить на левое плечо. 2— наклон вперед, коснуться правым локтем пола. 3—4 — обратное движение.
Повторить движения другой рукой. Повторить по 4 раза каждой рукой. Показ и объяснение педагога. Индивидуальные указания и помощь. Поощрения.
Упражнение «Артем»
Исходная позиция: стоя на коленях, руки на пояс.
1— правая нога в сторону, правая рука на плечо. 2— вернуться в исходную позицию. 3— левая нога в сторону, левая рука на плечо. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить по 4 раза каждой ногой. Темп сначала умеренный, затем быстрый. Показ педагога.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
Упражнение «Валерия»Исходная позиция: сидя, ноги скрестно, руки в упоре сзади.
1— ноги выпрямить. 2— поднять ноги вверх. 3— опустить ноги. 4— вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ педагога. Темп умеренный. Указание детям: «Ноги в коленях не сгибайте».
Упражнение «Валентина»
Исходная позиция: лежа на животе, руки вдоль туловища.
1 — согнуть ноги, руками захватить голеностопный сустав. 2—3 — с помощью рук потянуться вверх. 4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 7 раз. Объяснение педагога. Показ ребенка. Темп умеренный. Индивидуальная помощь.
Указания детям: «Голову не опускайте. Хорошо прогибайтесь».
Упражнение «Роман»
Исходная позиция: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1 —2 — поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками ног пола за головой.
3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Указание детям: «Руки от пола не отрывайте».
Упражнение «Григорий»
Исходная позиция: основная стойка.
Подпрыгивать на месте с высоко поднятыми коленями. Повторить 3 раза по 10 прыжков. Чередовать с ходьбой.
№8 «Новый год»
Построение. Равнение. Повороты направо, налево. Ходьба по залу с поворотами в углах (15 секунд). Ходьба с высоким подниманием колена (15 секунд).
Ходьба спиной вперед (5 метров). Бег врассыпную по залу (20 секунд). Обычный бег по кругу (20 секунд). Ходьба обычная (10 секунд). Построение в три колонны.
Упражнение «Гномы»
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки опущены.
1—2 — руки плавно поднять через стороны вверх, соединить кисти рук в замок, подняться на носки. 3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ ребенка. Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
Упражнение «Неваляшки»
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.
1—2 — поворот вправо, правую руку отвести в сторону, левая на пояс. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить по 5 раз в каждую сторону. Темп умеренный. Показ и объяснение воспитателя. Указание детям: «Ноги от пола не отрывайте».
Упражнение «Веселые клоуны»
Исходная позиция: сидя, ноги врозь, руки на поясе.
1— руки вверх, потянуться за ними, посмотреть на руки. 2— наклониться к правой ноге, достать до пальцев ног. 3— руки вверх. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить движения к другой ноге. Повторить по 4 раза к каждой ноге.
Упражнение «Полосатый жучок»
Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой.
1— поднять прямые ноги и руки вверх перед грудью. 2— развести руки и ноги в стороны. 3— свести ноги и руки перед грудью. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный
Упражнение «Рыбка»
Исходная позиция: лежа на животе.
1—2 — ноги согнуть в коленях, руками ухватиться за щиколотки, прогнуться.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 6 раз. Темп умеренный. Показ педагога. Указания и поощрения.
Указание детям: «Старайтесь сильно прогибаться».
Упражнение «Дед Мороз»
Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки за спиной.
1—2 — поворот вправо (влево), обхватить плечи, голову опустить на грудь.
3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить по 5 раз в каждую сторону. Темп умеренный. Показ ребенка.
Указание детям: «Ноги от пола не отрывайте и не сгибайте».
Упражнение «Легкие снежинки»
Исходная позиция: основная стойка.
10 пружинок, 10 подпрыгиваний, 10 высоких прыжков. Повторить 2 раза. Чередовать с ходьбой.
№9 «Мы дружные»
Ходьба в колонне по одному (15 секунд). Ходьба парами, тройками, четверками (20 секунд). Бег с захлестыванием по кругу (20 секунд). Бег обычный (20 секунд).
Ходьба в колонне по одному (10 секунд). Построение в круг.
Упражнение «Здравствуйте»
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.
— взяться за руки.
— опустить голову, коснуться груди подбородком.
— поднять голову.
— вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ детей. Темп умеренный.
Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
Упражнение «Мы вместе»
Исходная позиция: стоя, ноги параллельно, руки вдоль туловища.
1 — взяться за руки. 2—3 — поднять руки вперед — вверх, правая нога назад. 4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Показ детей. Темп умеренный. Указание детям: «Постарайтесь хорошо прогнуться».
Упражнение «Мы проснулись»
Исходная позиция: сидя на полу, взявшись за руки, ноги прямые вместе.
1—2 — лечь на спину. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Указание детям: «Ноги от пола не отрывайте».
Упражнение «Мы умелые»
Исходная позиция: сидя по кругу, взявшись за руки, ноги прямые вместе.
— согнуть ноги в коленях,— положить ноги вправо на пол.— положить ноги влево на пол.— вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп сначала медленный, затем умеренный.
Упражнение «Мы ловкие»
Исходная позиция: сидя по кругу, ноги прямые вместе, руки на плечах друг у друга.
1—2 — наклон вперед. 3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка.
Указание детям: «Ноги в коленях не сгибайте».
Упражнение «Мы выносливые»
Исходная позиция: сидя по кругу, ноги прямые вместе, руки на плечах друг у друга.
1—2 — поднять прямые ноги вверх, одновременно поднять руки вверх. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз.
Упражнение «Мы внимательные»
Исходная позиция: основная стойка.
— правая рука на пояс.— левая рука на пояс.— правая рука в сторону.— левая рука в сторону.— правая рука на пояс.— левая рука на пояс.— правая рука вниз.— левая рука вниз. Повторить 8 раз. Темп сначала умеренный, затем быстрый.
Упражнение «Мы дружные»
Исходная позиция: встать парами лицом друг к другу, взявшись за руки.
Прыжки: ноги скрестно, ноги врозь. Повторить 3 раза по 10 прыжков, чередовать с ходьбой.
Мы - пожарные
Равнение, направо, налево, направо (10 секунд). Ходьба в колонне по одному (15 секунд). Ходьба в приседе и полуприседе (по 15 секунд). Ходьба выпадами (15 секунд). Бег обычный (20 секунд). Бег спиной вперед (20 секунд). Ходьба в колонне по одному (10 секунд). Построение в три колонны.
Упражнение «Пожарные сильные»
Исходная позиция: основная стойка, руки к плечам, кисти сжаты в кулаки.
1— с силой поднять руки вверх, разжать кулаки, подняться на носки. 2— вернуться в исходную позицию. 3— с силой развести руки в стороны, разжать кулаки, подняться на носки. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить 10 раз. Объяснение педагога. Показ ребенка.
Упражнение «Сматываем шланги, готовимся квыезду»
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 — наклон вперед.
2—3 — вращательные движения обеими руками перед грудью.
4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Показ педагога.
Указание детям: «При выполнении вращательных движений имитируйте сматывание шланга».
Упражнение «Вызов принят, поехали»
Исходная позиция: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Подтягивать поочередно ноги к животу, затем их полностью выпрямлять в коленях.
Повторить 6 раз. Темп сначала умеренный, затем быстрый, затем снова умеренный.
Упражнение «Качаем воду»
Исходная позиция: стоя на коленях, руки вдоль туловища.
1—2 — наклон вправо, руки вверх — выдох.
3—4 — вернуться в исходную позицию — вдох.
Выполнить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Показ педагога.
Указание детям: «Удерживайте равновесие».
Упражнение «Тушим пожар»
Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, кисти в «замок».
1—4 — поднимая руки вправо — вверх, круговое движение корпусом в одну и другую сторону.
Повторить 8 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Задание выполнено»
Исходная позиция: ноги скрестно, руки вниз.
12—16 подпрыгиваний, меняя положение ног врозь-скрестно, одновременно выполняя хлопки руками над головой.
Повторить 4 раза, чередуя с ходьбой.
Упражнение «Пожар потушен»
Исходная позиция: основная стойка.
1—2 — руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох.
3—4 — руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох.
Повторить 10 раз. Темп медленный. Показ ребенка.
Указание детям: «Выдыхая, произносите: "у-х-х-х"».
№11 «Хотим расти здоровыми»
Ходьба в колонне по одному (15 секунд). Ходьба на носках, на пятках, руки на поясе, локти отведены назад (по 5 метров). Ходьба выпадами (20 секунд).
Бег на носках (20 секунд). Бег в быстром темпе (20 секунд). Ходьба спиной назад (10 секунд). Построение около гимнастических стенок.
Упражнение «Потянулись»
Исходная позиция: основная стойка спиной к стенке.
1—2 — руки вверх — вдох, подняться на носки, захватить руками рейку гимнастической стенки. 3—4 — вернуться в исходную позицию.
Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка. Поощрения.
Указание детям: «Голову не наклоняйте».
Упражнение «Наклонись»
Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая рука хватом за стенку на уровне пояса, правая рука на поясе.
1—2 — наклониться вправо, левая рука прямая. 3—4 — вернуться в исходную позицию. То же в другую сторону. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Темп умеренный. Показ педагога. Указание детям: «Руку от стенки не отрывайте».
Упражнение «Послушные нога»
Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая рука хватом за стенку на уровне пояса, правая рука вдоль тела.
1— правая нога вперед на носок, правую руку на пояс. 2— правая нога на пятку.
3— приставить ногу, опустить руку. 4— поворот на 180 градусов.
Повторить движения в другую сторону. Повторить по 5 раз каждой ногой. Объяснение и показ воспитателя. Темп сначала умеренный, затем быстрый.
Указание детям: «Удерживайте равновесие».
Упражнение «Потрудись»
Исходная позиция: стоя спиной к стенке, руки вдоль тела.
1 — поднять руки, захватить рейку, поднять прямые ноги. 2—3 — удержаться в таком положении. 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп медленный. Указание детям: «Ноги высоко не поднимайте».
Упражнение «Не ленись»
Исходная позиция: лежа на полу, носками обеих ног держаться за нижнюю рейку стенки, руки за головой.
1—2 — поднять туловище, руки развести в стороны. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз. Темп умеренный. Объяснение и показ педагога. Индивидуальная помощь. Поощрения.
Упражнение «Приседай»
Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая рука хватом на уровне пояса, правая рука на поясе.
1— подняться на носки, руку правую вверх. 2— полуприсед. 3— подняться на носки.
4— вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога. Указание детям: «При приседании спину держите прямо».
Упражнение «Улыбнись»
Исходная позиция: стоя лицом к стенке, хват за рейку на уровне груди.
Прыгнуть на первую рейку, спрыгнуть с нее. Каждый ребенок работает в своем темпе. Повторить 2 раза по 10 прыжков. Чередовать с ходьбой.
№12 «Мои друзья»
Ходьба обычным шагом (15 секунд). Ходьба парами (15 секунд). Ходьба скрестным шагом (15 секунд). Бег за направляющим (40 секунд). Ходьба обычная (15 секунд).
Построение парами в шахматном порядке (один ребенок из пары берет скакалку).
Упражнение «Поздоровались»
Исходная позиция: основная стойка спиной друг к другу, руки опущены. Скакалка у одного ребенка в руках за спиной.
1—2 — повернуть голову вправо, одновременно развести руки в стороны, взяться за руки. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить движение в другую сторону. Повторить по 5 раз в каждую сторону. Темп умеренный.
Указание детям: «Голову резко не поворачивайте».
Упражнение «Повстречались»
Исходная позиция: стоя лицом друг к другу на расстоянии полушага, руки опущены, скакалка на полу между детьми.
1— правая рука на левое плечо товарища, правая нога на скакалку. 2— правая рука в сторону, правая нога отставлена в сторону на носок. 3— правая рука на левое плечо товарища, правая нога на скакалку. 4— вернуться в исходную позицию.
Повторить движение левой рукой. Повторить по 4 раза каждой рукой.
Упражнение «Наклоняемся вместе»
Исходная позиция: стоя лицом друг к другу близко, взявшись за руки, скакалка в опущенных руках обоих
1—2—3 — пружинящие наклоны в одну сторону, скакалку натянуть. 4 — вернуться в исходную позицию. Повторить движение в другую сторону. Повторить по 4 раза
Упражнение «Передай скакалку»
Исходная позиция: сидя на полу лицом друг к другу, ноги вместе, скакалка в опущенных руках одного из детей.
1— наклониться вперед, положить скакалку на пол. 2— вернуться в исходную позицию. 3— другой ребенок наклоняется и берет скакалку. 4— возвращается в исходную позицию. Повторить 6 раз каждому ребенку. Темп умеренный. Объяснение воспитателя. Показ детей. Указание: «При наклонах ноги в коленях не сгибайте».
Упражнение «Приседаем вместе»
Исходная позиция: скакалку положить в виде круга; встать на скакалку лицом друг к другу; руки опущены.
1—2 — присесть на носках, разводя колени в стороны, одновременно взяться за руки.
3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 8 раз.
Упражнение «Возьми скакалку»
Исходная позиция: стоя лицом друг к другу, ноги параллельно; скакалка, сложенная пополам, за спиной одного из ребят.
1—2 — поднять руки со скакалкой назад — верх, передать скакалку товарищу,
3—4 — опустить скакалку вниз — назад. Повторить 8 раз. Показ и объяснение воспитателя.
Упражнение «Веселые друзья»
Исходная позиция: стоя лицом друг к другу, скакалка на полу около ног; один ребенок стоит около одного края скакалки, другой — около другого, руки на поясе.
Прыжки на двух ногах через скакалку вперед-назад.
Повторить 4 раза по 10 прыжков, чередовать с ходьбой.
№13 «Воробьи-воробышки»
Загадка
Чик-чирик,
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Воспитатель. Сегодня мы с вами воробьи-воробышки — маленькие добрые птички.
Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд).Ходьба на носочках (10 секунд).
Медленный бег (15 секунд). Быстрый бег (15 секунд). Ходьба друг за другом (10 секунд). Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!».
Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.