Нервно-психические отклонения развития

Распространенность нервно-психических нарушений развития в детском возрасте.

Конфликтные переживания детей, их причины, проявления, влияние на поведение и успеваемость. Школьная дезадаптация.

Роль образовательного учреждения в предупреждении и преодолении конфликтных переживаний и ситуаций ребенка. Индивидуальный подход, меры психолого-педагогического воздействия.

Дети с нервно-психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и другие) и психогенными расстройствами (психопатии, неврозы и другие), особенности их психофизического развития. Выявление и изучение детей с нервно-психическими нарушениями в школе.

Особенности обучения и воспитания таких детей в начальной школе. Индивидуальный подход. Единство требований и действий семьи и школы.

Профилактика нарушений нервно-психического развития.

Проблемные вопросы, выносимые для обсуждения на лекционный этап обучения:

1. Проблема психического отражения при выпадении ведущего сенсорного канала восприятия информации. Особенности проявления слуховой и зрительной патологии у детей.

2. Значение уровня развития речи для успешного обучения и общего развития ребенка

3. Значение движения в жизни человека, влияния моторной депривации на психическое развитие ребенка.

4. Какие дети испытывают трудности в обучении?

5. Что такое сложный и осложненный дефект?

6. Дети с нервно-психическими заболеваниями и психогенными расстройствами: проблема обучения и воспитания?

7. Почему очень важно как можно раньше и как можно точнее определить характер нарушенного развития ребенка?

8. Почему возникают проблемы дифференциальной диагностики?

Задания обучающимся на самостоятельную подготовку к семинару:

1. Разобрать содержание базовых и дополнительных понятий.

2. Опираясь на знания из области возрастной психологии схематично отобразить динамику познавательного развития детей на протяжении школьного возраста.

3. Изучить рекомендуемую по теме литературу и опираясь на схему раскрыть один тип нарушенного развития (сенсорный, моторный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, сложный) по следующей схеме:

тип нарушения – характерный представитель – классификация внутри группы (виды, формы) – причины возникновения – характеристика развития познавательных процессов – развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Систематизировать критерии для дифференциальной диагностики интеллектуальных, сенсорных и моторных отклонений. Выделить показатели для дифференциальной диагностики одного из вариантов:

а) умственной отсталости, задержки психического развития и социально-педагогической запущенности.

б) умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений слуха, зрения

в) умственной отсталости, задержки психического развития, последствий нарушений речи

г) нарушений общения и других отклонений развития (умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития).

д) поведения и социально-педагогической запущенности.

5. Систематизировать приемы выявления в условиях общеобразовательного учреждения учащихся одного из вариантов нарушенного развития (зрения, слуха, речи, интеллектуальными нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.).

Проблемные вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1. Особенности психического развития детей с дефектами зрения и слуха.

2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи, влияние речевых нарушений на развитие познавательных процессов и личностно-социальное развитие детей. Общее недоразвитие речи (ОНР). Нарушения письменной речи.

3. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика ДЦП. Психологические особенности детей с ДЦП.

4. Понятие об умственной отсталости. Олигофрения как модель недоразвития, основные причины развития олигофренического слабоумия. Классификация олигофрении по степени выраженности дефекта. Динамика умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика поврежденного развития.

5. Понятие о ЗПР, классификация. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

6. Понятие о сложном нарушении развития. Основные группы детей со сложными нарушениями. Проблема развития и обучения детей со сложными и множественными нарушениями.

7. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, гиперсензитивность детей с РДА.

8. Дети с нервно-психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и другие) и психогенными расстройствами (психопатии, неврозы и другие), особенности их психофизического развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику причин и видов нарушений слуха у детей. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с нарушенным слухом.

2. Рассмотрите основные виды нарушений зрения у детей и подростков. Выделите психологические особенности детей с нарушениями зрения.

3. Рассмотрите причины и виды нарушений речи. Раскройте психологические особенности детей с нарушениями речи.

4. Выделите особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с детским церебральным параличом.

6. Охарактеризуйте зависимость психического развития ребенка от времени возникновения и степени выраженности двигательного дефекта.

7. Раскройте причины возникновения и виды нарушений интеллектуального развития.

8. Дайте определения понятий «умственная отсталость», «слабоумие». Выделите основные формы умственной отсталости.

9. Раскройте классификацию олигофрений по степени выраженности нарушения. Выделите основные причины развития олигофренического слабоумия.

10. Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков с олигофренией и систему их коррекционного образования.

11. Дайте определение деменции. Раскройте формы и причины ее развития.

12. Выделите специфику психического развития при органической деменции.

13. Дайте определение понятия «дети с задержкой психического развития». Раскройте причины возникновения и основные формы. Покажите пути образования этой категории детей.

14. Перечислите критерии для дифференциальной диагностики интеллектуальных, сенсорных и моторных отклонений (умственной отсталости, ЗПР, глухоты, речевого недоразвития и др.).

15. Раскройте понятие «ранний детский аутизм», «аутистические черты личности». Причины возникновения аутизма.

16. Охарактеризуйте особенности психического развития детей при РДА.

17. Дайте определение понятия «сложные нарушения развития». Раскройте причины возникновения и виды сложных нарушений развития.

18. Назовите причины отклоняющегося поведения подростков.

19. Охарактеризуйте основные виды патологии поведения, психологические особенности подростков с различными видами патологии поведения.

20. В чем заключаются нарушения психики и поведения у детей при «пограничных» расстройствах»? Пути их предотвращения и преодоления.

21. В чем заключаются меры по профилактике и педагогической коррекции нарушений поведения у детей и подростков с сохранным интеллектом.

Рекомендуемая литература

Основная

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Ред.-сост. В.М.Астапов. М., 1995.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени. Л.И.Солнецева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ Сост. В.М.Астапов. Ю.В.Микадзе. – СПб.., 2002.

Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб., 2002.

Специальная педагогика./Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

Специальная психология/ Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2005. – 304с.

Дополнительная

Наши рекомендации