Методологические предпосылки, методы и логика построения исследования в теории физической культуры
Методология научно-исследовательской деятельности в теории физической культуры, так же как и в других обобщающих науках, характеризуется единством философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов. Особое значение при этом имеют исходные положения философского плана, на основе которых применяются общенаучные методы и подходы, характерные для конкретных исследований определенного типа.
В теории физической культуры руководствуются методологией диалектического материализма, для которой типичным является взаимодействие и взаимопроникновение в различные отрасли науки, а также комплексность исследований, приводящих к формированию общенаучных форм и методов научного познания, не замыкающихся в рамках какой-либо отдельной отрасли науки, а получающих распространение во многих ее отраслях.
Для теории физической культуры как обобщающей теоретической дисциплины особую ценность представляют общенаучные интегративные методы и подходы. В исследованиях по проблемам теории физической культуры на базе общей методологии в сочетании с интегративными методами научного познания применяются многие частные методы и методики, выбор которых зависит от конкретных особенностей решаемой проблемы и конкретного предмета исследования, где зачастую используются исследовательские методы смежных наук, в том числе социологические, педагогические, психологические, прикладно-физиологические и т.д., на их основе добываются научные факты, необходимые для дальнейшего теоретического обобщения.
Теоретические исследования в области физической культуры предполагают определенный порядок их построения с последовательным выполнением исследовательских операций, направленных на получение новых знаний или уточнение уже существующих. В рамках отдельного теоретического исследования условное выделение этапов относится к выявлению проблемной ситуации, постановке проблемы и формированию рабочей гипотезы, сбору и обработке основного фактического материала с целью эмпирической проверки рабочей гипотезы и результирующей разработке теоретических положений.
Проблемные ситуации в области физической культуры возникают в связи с несоответствием между имеющимися знаниями в этой сфере и объективными потребностями в новых, более глубоких знаниях, необходимых для рационализации физкультурной практики. Выявлению проблемы и ее постановке предшествуют трудоемкая обзорно-аналитическая работа, включающая анализ всей совокупности научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к избранной области исследования, а также анализ практических потребностей в области физической культуры. Одновременно с постановкой проблемы формируется рабочая гипотеза, представляющая собой более или менее обоснованное предположение о том, что будет выявлено или установлено в результате проведенного исследования.
Методология обработки исследовательских материалов предусматривает операции по количественной обработке первичной и вторичной информации, полученной непосредственно из собственных наблюдений, документальных и иных источников.
Подойти к осмыслению массы фактов, выделить в них общие и противоположные черты помогает систематизация собранного материала по существенным признакам и математическая обработка данных, совершенствование которой в настоящее время происходит очень быстрыми темпами, что позволяет со всей четкостью выделить и оценить количественные параметры объективной информации, представив и проанализировав их в различных соотношениях и зависимостях. В частности, определить достаточность исследованного числа случаев для подтверждения или опровержения гипотезы, соизмерить количественные характеристики явлений, рассчитать корреляционные соотношения между результатами массовых наблюдений, установить статистическую достоверность наметившихся различий и т.д.
На завершающем этапе исследования одной из основных является задача определения возможностей и границ применения полученных результатов за рамками исследованных фактов.
Методологические предпосылки научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и сами этапы исследования могут иметь различную степень развернутости и нестандартный состав исследовательских операций, которые в общей тенденции должны постоянно уточняться, углубляться, проверяться на практике, чтобы вернее отражать действительность, находящуюся в постоянном развитии.
3.