Формирование учебной деятельности детей и коррекции ее недостатков

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и дальнейшего раскрытия.

Признавая приоритет начального обучения в формировании учебной деятельности школьников, В. В. Давыдов отмечает и определенную этапность в ее становлении и развитии.

На первом этапе,соответствующем начальному образованию, формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. В связи с этим осуществляется ориентация детей не на результат решения задачи, а на общий способ его получения.

К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

На втором этапе(средние классы школы) содержание учебной деятельности по структуре обобщения усваиваемых школьниками знаний усложняется. Учащиеся еще коллективно решают учебные задачи, но уже с тенденцией к их самостоятельному, индивидуальному решению. На следующем, третьем этапекаждый ученик должен стать индивидуальным субъектом учения.

В структуре учебной деятельности можно выделить три составляющих ее блока (части): информационно-ориентировочную, операционально-исполни­тельскую и контрольно-коррекционную.

Назначение первой части учебной деятельности (информационно-ориентировочной) — вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий. Реализация этой части учебной деятельности предполагает осуществление следующих операции:

1)вычленение в предлагаемом задании учебно-значимой информации, т. е. содержащейся в нем задачи, которую предстоит решить или поставить;

2)продумывание возможных вариантов решения задачи, выбор лучшего решения;

3)составление плана решения задачи (заданной или поставленной);

4)выбор средств, с помощью которых задача может быть решена (даже практически выполняемая задача должна иметь предваряющую интеллектуальную модель ее решения);

5)установление последовательности планируемых действий.

Осуществление продуманных и запланированных действий составляет вторую часть учебной деятельности — операционально-исполнительскую, в ходе которой нельзя терять условия задачи, «соскальзывать» с них, не доведя решение до конца.

Проверка правильности осуществленных действий (все ли сделал, правильно ли сделал) и исправление допущенных ошибок составляют третью часть учебной деятельности.

Психолого-педагогическое раскрытие учебной деятельности показывает, что ее результат в конечном итоге — это личностные новообразования в ребенке: в его потребностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах (Л. С. Выготский). Это также приобретение и таких основополагающих свойств личности, как заинтересованность в самоизменении и способность к нему (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).

Существенное в характеристике учебной деятельности состоит и в том, что она осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе чем через действия она невозможна (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с общеучебными интеллектуальными умениями.

Следовательно, при рассмотрении проблемы формирования, профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников не может остаться незатронутым вопрос о том, что представляют собой общеучебные интеллектуальные умения.

Общеучебные интеллектуальные умения определяют как готовность и способность выполнять действия в соответствии с условиями, в которых они осуществляются. Эти умения имеют межпредметный характер и предопределяют успешность учебной деятельности вне зависимости от ее конкретного вида.

Вопрос об общеучебных интеллектуальных умениях становится особенно актуальным в связи с необходимостью для учащихся адаптации к условиям жизни в эпоху «информационного взрыва» — современного стремительного обновления знаний. От школы это требует формирования особой самостоятельности учащихся, приобретения ими не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний. Наиболее остро стоит этот вопрос тогда, когда речь идет о детях группы риска с характерным для них сниженным развитием психологических и физиологических школьно-значимых функций.

Общеучебные интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика. Приобретение такого опыта должны быть организовано учителем начиная уже с первого класса.

В соотнесении со структурой учебной деятельности роль главных умений, необходимых и достаточных для осуществления успешной учебной деятельности, приобретают три блока умений.

Первый блок составляют умения наблюдения, слушания, чтения, обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями (информационно-ориентировочные умения). Второй блок — умения классификации и обобщения(операционально-исполнительские умения). Третий блок — умения самоконтроля, самооценки (контрольно-коррекционное умения).

Соотнесение с основными структурными компонентами учебной деятельности — информационно-ориентировочным, операционально-исполнительским и контрольно-коррекционным — ведет к выделению следующих сочетаний общеучебных интеллектуальных умений, представляющих эту деятельность:

1)наблюдение, классификация, самоконтроль;

2)слушание, классификация, самоконтроль;

3)чтение, классификация, самоконтроль;

4)наблюдение, обобщение, самоконтроль;

5)слушание, обобщение, самоконтроль;

6)чтение, обобщение, самоконтроль.

Сочетаниям приоритетных общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность в ее цельности и полноте, соответствуют и особые типы комплексных учебных заданий, технологически организующие процесс формирования учебной деятельности, обозначающие пути ее формирования, профилактики, как и необходимой коррекции.

1 — 3. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст, разделить содержащиеся в источнике знаний сведения — по заданному или по самостоятельно найденному основанию, признаку (основаниям, признакам) и др.

4 —6. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; обобщить содержащиеся в нем конкретные сведения и др.

В ходе освоения учебной деятельности целесообразно примерно 1 раз в полгода изучать степень сформированности общеучебных умений у школьников. Это можно сделать двумя способами:

- задания для самостоятельной работы с необходимой дозированной помощи;

- специальные контрольные задания.

? 1. Какие этапы в становлении учебной деятельности выделил В.В.Давыдов?

2. Как связаны друг с другом 3 блока учебной деятельности и учебные умения, необходимые в каждом из блоков?

3. Что такое общеучебные интеллектуальные умения?

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ ) Челябинский педагогический колледж № 1

Городцова Е.С.

Наши рекомендации