Какую пользу приносят домашние животные

Уточнить знания ребенка о том, какую пользу приносят домашние животные человеку. Добиваться от ребенка ответов распространенной фразой.

Образеи: «Человеку (людям) нужна корова. Она дает молоко. Лошадь возит тяжелые вещи, дает молоко. Коза и овца дают человеку шерсть, мясо, молоко. Собака охраняет дом человека. Свинья дает человеку сало и щетинку. Эти животные называются домашними, потому что помогают человеку, приносят ему пользу. Они живут около людей».

Вопросы: «Кто нужен человеку? Зачем человеку нужна корова (лошадь, коза, овца, собака, кошка, свинья)? Почему эти животные называются домашними?»

Отгадай, кто это

Закреплять представления ребенка о домашних животных на материале загадок. Учить самостоятельно рассказывать о животном по образцу.

Загадки.

С. хозяином дружит, Мохнатенькая,

Дом сторожит. Усатенькая,

Живет под крылечком, Ест и пьет,

А хвост колечком. Песенки поет.

(Собака) (Кошка)

Полем идет, травку жует, Хвост крючком,

Деткам молоко дает, Нос пятачком.

Мычит: «Му-му-му». (Свинья)

Кто это? Не пойму.

(Корова) И т.п.

Образец: «Корова - домашнее животное. У коровы есть рога, копыта. Корова мычит. Корова дает молоко. Корова жует траву».

Вопросы: «Отгадай, кто это? Что у нее есть? Как кричит? Как помогает человеку? Что ест? Расскажи про корову (свинью, кошку...)»

41. Где наша мама (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)

Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний Громко - тихо; тоненьким голосом. Активизировать слова: «Рога - рожки; усы-усики; копыта - копытца; щенок, теленок, козленок, котенок, поросенок, жеребенок». Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»; отвечать полно.

Образец: «У козы рога, а у козленка рожки. У коровы копыта, а у теленка - копытца. У коровы теленок, а у лошади жеребенок и т.п.»

42. Кто живет в лесу (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)

Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.

Вопросы: «Какой дом у белки (у лисы, у зайца, у волка)? Где спит медведь? Что любит медведь (заяц, ежик, лиса...)? Какая шкурка у зайчика (у лисы, у медведя, ежа...)? Кто кормит лесных (диких) животных? Какие это животные? Почему их так называют?»

Отгадай, кто это

Закреплять знания ребенка о диких животных. Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, по рассказу товарища. Учить рассказывать о животных.

Загадки.

В дупле на старом дубе Лежала между елками

Живу в густом лесу. Подушечка с иголками.

Хожу в пушистой шубе. Тихонечко лежала,

Орешки я грызу. (Белка) Потом вдруг убежала. (Ежик)

Хозяин лесной Комочек пуха,

Просыпается весной. Длинное ухо,

А зимой под вьюжный вой Прыгает ловко,

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, Кто зимой холодной

Мех золотистый, Бродит злой, голодный,

В лесу живет, Он по лесу рыщет

В деревне кур крадет. (Лиса) И добычу ищет. (Волк)

Вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?»

Помоги животным

Уточнять и закреплять значения слов - названий животных - и слов, связанных с образом жизни животных.

Образец: «Жили-были бабушка и дедушка. И были у них животные. Ушли животные в лес и заблудились. Помоги бабушке и дедушке найти своих животных».

Вопросы: «Кто живет в лесу? Кто живет с бабушкой и дедушкой в деревне? Какие это животные? »

45. Домашние птицы (пособие 1, рис. 173-178)

Активизировать у ребенка словарь: называть слова, обозначающие названия домашних птиц; части тела: «Крылья, клюв, хвост, перышки»; действия: «Летают, клюют». Уточнить понятие «Домашние птицы».

46. Кто мама (пособие 1, рис. 173-182)

Учить ребенка различать взрослых птиц и их детенышей. Активизировать слова: «Клюв - клювик, крыло - крылышко».

Отгадай, кто это

Закреплять представление о домашних птицах на материале загадок.

Загадки.

Он носом в землю постучит. Закричу я: Га-га-га»,

Взмахнет крылом и закричит. Налечу я на врага.

Кричит он даже сонный, А когда я обозлюсь,

Крикун неугомонный. (Петух) Больно за ноги щиплюсь. (Гусь)

Квохчет, квохчет, По водичке плавает,

Детей созывает, Громко крякает:

Всех под крыло собирает. «Кря-кря-кря».

(Курица) (Утка)

48. У кого мягкая шерстка, у кого перышки (пособие 1, рис. 142-182)

Упражнять ребенка в группировке «картинок по темам: «Птицы», «Животные». Учить его рассказывать о своих действиях. Уточнять обобщающие слова.

49. Кто где живет (пособие 1, рис. 183-191)

Активизировать в речи ребенка слова: «Норка, коврик, аквариум, клетка, гнездо».

Вопросы: «Где живет мышка (кот, рыбка, птичка)?»

50. В саду (пособие 1, рис. 136-141)

Учить различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху. Дать ребенку представление о месте выращивания фруктов. Уточнить обобщающее слово «Фрукты». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова.

Вопросы и задания: «Покажи... Что это? Попробуй, какой лимон (яблоко...)? Понюхай, что это? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с фруктами? Где растут фрукты?»

51. Чего не стало(на материале темы «Фрукты»; пособие 1, рис. 136-141)

Развивать у ребенка внимание и память. Добиваться ответов полной фразой. Следить за правильным согласованием слов (сначала из трех картинок убирается одна, затем из четырех).

52. Рассматривание картины «В саду» (пособие 2, рис. 39-42)

Уточнять знания ребенка о том, где растут фрукты, цветы. Учить отвечать на вопросы по картине полной фразой.

53. Рассматривание картины «В огороде» (пособие 2, рис. 43-46)

Уточнять знания ребенка о том, как ухаживают за овощами: поливают, рыхлят землю; как их убирают - выдергивают, выкапывают, срезают, снимают. Учить отвечать на вопросы по картине полным предложением.

54. В саду и в огороде (пособие 2, рис. 39-46)

Уточнять обобщающие слова: «Овощи, фрукты». Упражнять в группировке предметов по месту произрастания.

Образеи: «Это морковка. Морковь растет в огороде. Это овощ. Это яблоко. Яблоко растёт в саду, на дереве. Яблоко - это фрукт».

55. Рассматривание картинок из серии «Времена года» (пособие 1, рис. 192-203) Уточнять представление ребенка о том, что характерно для каждого времени года. Отвечать по картинке полным предложением.

Вопросы: «Что нарисовано на этой картинке? Что делают люди? Когда это бывает? Что бывает осенью (зимой, весной, летом)? Чем отличаются картинки?»

56. Времена года (пособие 1, рис. 192-203)

Учить ребенка видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Вопросы и задания: «Выбрать то, что соответствует данному времени года. Что это (солнце, почки распускаются...)? В какое время это бывает? (Весной.)»

Можно использовать стихи, загадки, которые помогут ребенку правильно выполнить задание, обнаружить ошибку.

57. Кому что нужно (пособие 1, рис. 204-215)

Уточнить знания ребенка о том, какие вещи помогают людям в работе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Развивать связную речь, внимание.

Вопросы: «Кто это (врач, шофер, строитель, повар)? Что делает...? Что нужно врачу (повару, шоферу...)

?58. Убери лишнюю картинку

Упражнять ребенка в группировке предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.

Образец: «Машина, автобус, велосипед, курица».

Вопросы: «Какая картинка лишняя? (Какая не подходит?) Почему?»

Образец: «На машине, велосипеде, автобусе можно ездить, а на курице нельзя. Машина, автобус, велосипед - это транспорт, а курица - птица».

В плане указывать, какие картинки предъявляются ребенку.

59. Когда это бывает (пособие 2, рис. 47-58)

Закреплять знания ребенка о частях суток; упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Вопросы: «Почему ты положил эту картинку сюда? Что ты делаешь утром (днем, вечером, ночью)?»

Куда села бабочка

Уточнять знания ребенка о растениях (трава, цветы, дерево, куст), их частях: ствол, ветки, листья.

Вопросы: «Куда села бабочка? Что это? Покажи, где дерево (куст). Покажи, где у дерева ствол (ветки, листья). Что есть у куста? Чем отличается куст от дерева? Где растут цветы? »

Чтение рассказа

Учить ребенка внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих маму, папу, мальчика, мяч.

Образец: «Мама ушла. Дома остались Дима и собака Шарик. Дима играл в мяч и разбил чашку. Пришла мама. Рассердилась и выгнала Шарика на улицу».

Вопрос: «Кто был виноват?»

Задание: «Покажи предметную картинку...»

Так и не так

Воспитывать внимание, сообразительность. Учить видеть несоответствия в содержании сказанного.

Задание: «Прослушать предложения, исправить их. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Леной. Дорога идет по машине. Мама несет сумку в капусте».

63. Нелепицы (пособие 2, рис. 59-66)

Воспитывать внимание, память, умение видеть ошибки в изображенном предмете, в сюжетной картинке.

Вопросы: «Что это? Кто это? Что здесь нарисовано неправильно? Так бывает?»

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра)

Улыбнись

«Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.

Агу

Вызывать у ребенка ответные голосовые реакции - гуканье, гуление; «перекликаться» с ребенком, поддерживая произносимые им звуки (г, к, а, а-а, у, гу, агы, у-у, агу и др.)

3. Какие мы хорошие

Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др. )

Барашки-барашки

Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др.

А-БА

Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па).

А-БА-БА

Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па).

Давай поговорим

Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя).

Идет коза рогатая

Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока» . Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета.

9.Дай-дай

Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка — ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай».

Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.

10. Кто там

Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, Мотя, би-би, и-го-го, но, му, ку-ка-ре-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др.) »

Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями.

11. Что это, дом? Где дом?

Формировать простое слово (без отработки слоговой структуры). Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама; дядя, вата, Ляля, тетя, Коля, иду, бегу, вода, коза, часы, киса, Вова, машина, корова, собака, курица, голова, положи, Валера, стол, чашка, мячик, мишка и др.)

Отмечайте речевую активность ребенка и во время самостоятельной деятельности, и во время проведения занятий по другим разделам программы. Рассматривайте с ребенком картинки, показывайте игрушки из мешочка, из коробки, комментируйте действия и др.

Вопросы и задания: «Дай, принеси, покажи, что это?» и др.

Иду-иду

Формировать у ребенка однословную фразу. Добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, несу, пей, дай, спи, мои; иду-иду-иду, сижу-сижу, бегу, бегу-бегу, мою, пою и др.).

Спи, ляля

Формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые Действия):

а) «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.);

б) «На, мой; на, пой; на, вези! на ...» («Дай мыло. Скажи: «На, мой» и т.п.);

в) «Вот зая, вот пыль, вот дом, вот ...» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.);

г) «На стуле, на полу, на машине ...» («Сидишь на стуле? Скажи: «На стуле...» Где ты сидишь?»);

д) «Спи, Катя; сядь, Ляля; вези, Ляля ...» («Скажи Ляле...»)

е) «Катя, спи; Ляля, стой; Ляля, иди ...» («Скажи Кате...»)

ж) «Катя спит, Ляля стоит, Вова сидит ...» («Катя спит? Что Катя делает, спит? Что делает Катя?»)

з) «Иди, киса - киса идет ... » («Скажи кисе... Что киса делает? Что делает киса? »)

и) «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи...») к) «Я пою - собачка поет, я иду - собачкаидет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?»)

14. Постучим, похлопаем, скажем правильно (отработка слоговой структуры слов)

Помочь ребенку усвоить ритмико-слоговой состав слов, допуская нарушение произношения только тех звуков, которые трудны для ребенка:

а) машина, лопата, ворота, собака, корова, малина;

б) утка, тыква, кофта, рыбка, ложка, кошка, ручка, мышка, палка;

в) топор, замок, домик, зайчик, кубик, мячик, садик, ножик, зубик, петух, носик, голубь.

15. Что ты делаешь?

Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить ребенка правильно пользоваться местоимениями («я, ты, мы, вы, он»), наречиями («там, туда»). Использовать дидактические игры: «Магазин», «Кто что делает?», самостоятельную деятельность ребенка, картинки.

а) «Я мою куклу. - Ты моешь куклу».

б) «Мне купили куклу». (Кому купили куклу?)

в) «Я на стульчике сижу. - Мы на стульчиках сидим».

г) «На кроватке я лежу. - На кроватке мы лежим».

д) «Я рисую дом. - Мы рисуем дом». (Что ты делаешь? Что мы делаем?)

е) «Дудочка лежит там (указательный жест)». (Где лежит дудочка?)

ж) «Барабан поставлю туда». (Куда поставим барабан?)

16. У кого что?

Учить ребенка строить фразу с предлогом «У», с существительными в родительном падеже, с указательным словом «Вот». Продолжать упражнять ребенка в использовании трехсловной (если возможно - четырехсловной) фразы.

Вопросы: «У кого бант?» («У Кати бант. У Кати большой бант. Бант у Кати».) «У кого рога?» («У коровы рога. У козы рога. Рога у коровы и у козы».) «У кого длинные уши?» («У ослика длинные уши. У зайки длинные уши».) «У кого усы?» («У кошки усы. У зайчика усы. У собаки усы. Усы у зайчика, у собаки, у кошки».) «Где у зайчика усы?» («Вот у зайчика усы».)

17. Какой игрушки у тебя нет?

Совершенствовать фразовую речь. Учить ребенка строить фразу со словом «Нет»; использовать форму родительного падежа единственного числа; согласовывать местоимения с предлогом «У».

Вопросы и задания: «Рассмотри игрушки, которые у меня и у тебя. Какой игрушки у тебя нет?» («У меня нет ... »)

18. Куда? Где?

Учить ребенка пользоваться в речи предлогами «НА, В». Упражнять ребенка в составлении распространенных предложений с использованием предлогов «НА, В» (использовать картинки из серии «транспорт», сюжетные картинки, игрушки, поручения).

Вопросы и задания: «На чем ты поедешь? Где сидят птички? Положи карандаш в коробку. Куда ты положил карандаш? Где лежат карандаши?» и т.д.

19. Что сначала, что потом?(пособие 2, рис. 67-74)

Научить ребенка составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом «Сначала», а второе предложение начинается словами «А потом».

Варианты заданий:

а) взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом. («Сначала я налью суп, а потом... мы будем его есть» и т.п.);

б) рассматривание пар сюжетных картин: «Девочка застилает постель - девочка спит», «Мальчик умывается - мальчик вытирается », «Дети сидят за столом и едят - дети моют посуду», «Девочка стирает белье - девочка развешивает белье» и др. («Вова сначала моет руки, а потом их...») Примерный лексический материал: «Сначала надо разобрать постель, а потом лечь. Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки. Сначала надо сварить кашу, а потом ее съесть»;

в) взрослый предлагает ребенку различные предметы для игр (карандаш, бумагу, куклу, флажки, коляску и др.). Ребенок выбирает себе две из них и рассказывает, что он будет делать сначала, а что потом.

20. Почему? Зачем? (пособие 2, рис. 75-80)

Научить ребенка грамматически правильно отвечать на вопросы: «Почему? Зачем?» Использовать разнообразный картинный материал, демонстрацию наглядных действий.

Примерный лексический материал: «Девочка взяла зонтик, потому что на улице идет дождь. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Снег тает, потому что ярко светит солнце. Девочка взяла сачок, чтобы ловить бабочек. Я взял мыло, чтобы вымыть руки. Я взял коляску, чтобы покатать куклу» и др.

На первом этапе от ребенка требуется проговаривание второй части сложного предложения, затем сложное предложение проговариваете все целиком. Следить за грамматически правильным оформлением всего предложения.

Наши рекомендации