Советский театр
По замечанию известного писателя-фантаста Герберта Уэллса, высказанному им во время его первой поездки по охваченной разрухой России в 1920 году, сразу по окончании Гражданской войны, «наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр». В 20-е годы в стране начался настоящий театральный бум: театры создавались не только в каждом городе, но и на каждом заводе, при каждом красноармейском и сельском клубе, даже очень часто при госпиталях. В 1920 году в ведении Наркомпроса было 1 547 театров и студий, а в Красной армии – 1 800 клубов, в них — 1 210 профессиональных театров и 911 драматических кружков; крестьянских театров было 3 000.
Русское театральное искусство стало понемногу возрождаться, но в новых условиях. На годы НЭПа приходится расцвет театров-кабаре с очень посредственным уровнем постановок. В конце 20-х годов во многих регионах страны стали появляться ТРАМы (театры рабочей молодёжи). В то же время продолжали работу бывшие МХТ, Камерный театр, Опера Зимина, Большой и Малый театры, Театр зверей дрессировщика и ученого-естествоиспытателя В.Л. Дурова, – которые из частных или императорских стали государственными.
Однако в это же время появились театры с новой эстетикой, интересными, по- революционному звучащими сценическими постановками. Это: студия «Мастфор» Николая Фореггера, в которой дебютировали Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Сергей А. Герасимов, Тамара Макарова и другие будущие выдающиеся деятели советского искусства; студия Вахтангова, чей спектакль «Принцесса Турандот» любим зрителями до сих пор; театральное движение «Синяя блуза»; начинает выступления с куклами Сергей Образцов.
Новым явлением в сценической жизни страны стало появление театров юного зрителя, что отражало задачи новой власти по приобщению подрастающего поколения к высокой культуре. Первый «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр имени Ленина» открылся в Саратове в октябре 1918 года постановкой «Синей птицы» бельгийского драматурга Мориса Метерлинка. В 1921 году в Москве открылся Детский музыкальный театр Наталии Сац.
В это же время зарождается высокая советская драматургия, оказавшая влияние на развитие театрального искусства. В Малом театре ставится «Любовь Яровая» Константина Тренева, в театре им. Е. Вахтангова – «Разлом» Бориса Лавренева, во МХАТе – «Бронепоезд 14-69» Всеволода Вяч. Иванова. А классические произведения получают новое прочтение: во МХАТе – «Горячее сердце» А.Н. Островского, в театре Мейерхольда – «Лес» Островского и «Ревизор» Гоголя.
Театральная жизнь кипела и бурлила, увлекая в свою сферу простых советских тружеников, которые могли позволить себе посещать любой театр без особого напряжения для своего бюджета.
В 20-е годы в театральном мире происходила бурная и интересная борьба двух направлений, впоследствии школ в искусстве. Одно из них возглавлял гениальный режиссер Всеволод Мейерхольд с его программой «Театрального Октября», которая вполне отвечала установкам «левого фронта» искусства. Площадкой для популяризации его новаторских, экспериментальных идей стал возглавляемый им Театр РСФСР 1-й, затем ГИТИС, а после ТиМ (Театр имени Мейерхольда) и с 1926 года – ГосТиМ.
В эксцентричных постановках Мейерхольда было много сценической условности, гротеска, отсутствовала грань между сценой и зрительным залом, зритель становился участником действия. Мейерхольд был противником традиционной «сцены-коробки». Он создал свою школу актерской игры, разработав концепцию «биомеханики», согласно которой актер должен оттачивать контроль над своими физическими и психическими действиями, рационально выстраивать сценический образ на основе технического овладения различными элементами игры. Школу Мейерхода прошли такие гениальные и любимые советским, а сегодня и российским зрителем актеры, как Мария Бабанова, Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Эраст Гарин и многие другие.
Принципам «условного театра» Мейерхольда создатель и художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров противопоставил свой «синтетический театр», в котором объединялись все элементы сценического искусства, включая пантомиму и танец. Таировские постановки не выходили за пределы театральной сцены. В отличие от политически заостренных постановок Мейерхольда, спектакли Таирова были ориентированы на классику. В 1922 году он ставит «Федру» Расина и «Жирофле-Жирофля» Лекока, а 1929 году – привезенную из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор.
Романтические традиции продолжал Большой драматический театр (БДТ), открытый в Петрограде (1919) при участии Блока и Горького. Продолжал традиции «школы переживания» Константина Станиславского МХАТ. В 20-е годы здесь громко заявило о себе новое поколение ярких и талантливых актёров: Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Борис Добронравов, Борис Ливанов, Алексей Грибов, Михаил Яшин и др.
Утверждение соцреализма как главенствующего метода в искусстве СССР способствовало активному развитию советской драматургии, появлению новых ярких театральных постановок. На первый план были выдвинуты проблемы нового героя-личности и героя-массы, темы эпохи «доменных печей» или психологии типического характера. Это вызвало всплеск интереса к драматургии Горького. Среди премьер 30-х годов в историю советского театра вошли: «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я. Таирова; «Анна Каренина» (постановка Владимира Немировича-Данченко и Василия Сахновского) в МХТ; спектакли Ленинградского Театра комедии (постановки Николая Акимова); «Ромео и Джульетта» (режиссер-постановщик Алексей Д. Попов) в Театре революции и др.
Особой страницей в истории советского театра стала «Лениниана», основу которой составили спектакли: «Правда» Aлександра Корнейчука в Театре Революции и «Человек с ружьем» Николая Погодина в Театре имени Вахтангова.
Большое значение советское руководство во главе со Сталиным уделяло классическому репертуару. В этой связи особым покровительством пользовались театры консервативной эстетики, прежде всего МХАТ с его постановками произведений русской классической прозы. В 30-е годы на его сцене играли уже выдающиеся на тот момент мастера: А.К. Тарасова, Н.П. Хмелев, А.Н. Грибов, а из старых и заслуженных – Василий Качалов и др.
В 30-е годы увеличивается число ТЮЗов, задачам которых в деле морального и общественного воспитания детей и подростков придавалось высокое значение. Для школьников был разработан специальный жанр осовремененной театральной сказки, в которой фантастика переплетается с действительностью, а воспитательный момент, основанный на формировании у детей чувства ответственности, взаимопомощи, солидарности, любви к животным, уважения к старшим, – усиливался. Появляются специальные детские пьесы Катаева («Белеет парус одинокий»), А.Н. Толстого («Золотой ключик»), Александра С. Яковлева («Пионер Павлик Морозов») и др.
В 1931 году был открыт Государственный центральный театр кукол Сергея Образцова, который стал примером для кукольных театров не только по всей стране, но и за рубежом.
В 30-е гг. расширилось творческое взаимодействие национальных театров, активно развивалась практика межнациональных гастролей. В 1930 г. в Москве впервые проводится Олимпиада национальных театров. Открываются новые театры: в 1939 г. в нашей стране насчитывалось 900 театров, игравших на 50 языках народов СССР. В конце 30-х — начале 40-х гг. в семью советского многонационального театра вливаются коллективы из Прибалтики, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии.
В то же время смелые художественные искания театральных деятелей встречают обвинения в национализме и формализме. В результате такие крупные мэтры, как Мейерхольд, Лесь Курбас, Сандро Ахметели и многие другие были подвергнуты репрессиям. В 1935 году в статье «Сумбур вместо музыки» была разггромлена опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».