Тема II. Методология и методы педагогического исследования (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Методология как основа развития науки. Методология педагогики. Педагогическая диагностика.

2. Критерии сформированности методологической культуры будущего учителя.

3. Методы педагогических исследований (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, социометрия).

4. Технология и организация педагогического исследования.

5. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание.

Задания к семинару:

1. Определения каких понятий приведены?

… – связанная с установлением основных педагогических закономерностей как исходных посылок научного поиска и включающая мировоззренческую функцию, т.е. функцию, определяющую, на каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается педагогическое исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.

… – процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

… – изучение общих принципов подхода к педагогическим объектам, изучение системы общих и частных методов и приёмов научного педагогического исследования.

… – система знаний об отправных положениях педагогической теории, о

принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и

методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в

практику воспитания, обучения и образования.

2. Что из перечисленных понятий относится к понятиям, обозначающим уровни педагогического исследования, а что – к методологическим принципам научно-педагогического исследования?

Эмпирический (практический); объективность и обусловленность определенными условиями, факторами, причинами педагогических явлений; теоретический; целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов; изучение явления в его связях и во взаимодействии с другими явлениями; методологический; изучение явления в его развитии.

3. Найдите несоответствия определения и определяемого понятия.

Задачи исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Гипотеза исследования – сфера (область) поиска.

Тема исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.

Предмет исследования – конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (опробовать) и т.п.

Объект исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

4. Восстановите логику исследования, аргументируя последовательность его этапов.

· Выработка практических рекомендаций.

· Оформление и литературное редактирование работы.

· Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. Составление списка литературы по проблеме исследования.

· Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.

· Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.

· Сбор констатирующего материала.

· Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятий, на которых строится исследование).

· Разработка методики проверки гипотезы.

· Проведение опытно-экспериментальной работы: констатирующий и формирующий эксперименты, опытная работа.

· Проведение контрольных срезов.

· Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы – предположения о возможном способе разрешения возникшей проблемы.

· Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.

Основные понятия модуля:

Педагогика как наука (предмет, объект педагогики); образование, воспитание, обучение, развитие; самовоспитание, самообразование, саморазвитие; социализация; педагогическое взаимодействие; педагогическая система; образовательный процесс; педагогический процесс, методология педагогической науки; методологическая культура педагога; методы и виды научно-педагогического исследования.

Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (6 часов)

№ п/п Изучаемые темы Кол-во часов Виды деятельности Продукт деятельности
Педагогика в системе современного человекознания. Разработка схемы «Место педагогики в системе современных наук». Схема.
Педагогическое взаимодействие. Создание компьютерной презентации по данной теме. Презентация
Методологическая культура педагога. Написание эссе-размышления на тему «Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых-профессионалов?» Эссе-размышление.

Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):

1. Человек в педагогике, педагогика – для человека.

2. Диалог культур как путь гуманизации педагогического процесса.

3. Методологическая культура учителя.

4. Образование как персонифицированный процесс.

5. Целеполагание в педагогическом процессе.

Вопросы к зачету:

1. Проведите экскурс в историю возникновения педагогической профессии, обосновав значимость педагогической деятельности в современном социокультурном пространстве.

2. Представьте основные виды и функции педагогической деятельности, приведя примеры их воплощения в педагогической практике.

3. Создайте модель профессионально-педагогической деятельности, выделив ее структурные компоненты.

4. Обоснуйте значимость профессионально-педагогической направленности личности учителя. Дайте ее характеристику.

5. Дайте сущностную характеристику профессиональной педагогической этики. Раскройте значение педагогического такта в процессе ее воплощения.

6. Охарактеризуйте требования Государственного образовательного стандарта к личности педагога.

7. Раскройте сущность профессиональной компетентности педагога.

8. Обоснуйте общее и особенное в становлении теоретической и практической готовности будущего учителя к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

9. Раскройте сущность общей и профессиональной культуры учителя, охарактеризовав ее основные компоненты.

10. Раскройте сущность и значение профессионального самовоспитания и самообразования как средства становления личности педагога.

11. Обоснуйте цель, задачи, структуру и содержание профессиональной подготовки учителя в системе непрерывного образования.

12. Определите сущностные характеристики педагогического общения, его функции, стили и виды.

13. Представьте схему, отражающую специфику современной системы отечественного образования, определив стратегические пути ее развития.

14. Охарактеризуйте основные направления, пути и средства профессионального самовоспитания учителя.

15. Раскройте сущность и специфику профессионального педагогического мастерства. Дайте основные характеристики педагогической техники в структуре педагогической деятельности.

16. Раскройте значение реализации норм образовательное права в деятельности учителя. Дайте сущностные характеристики его предмета, структуры, функций.

17. Что является объектом и предметом педагогической науки?

18. Как вы понимаете основные задачи науки «Педагогика»?

19. Дайте определения основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность? Почему педагогику называют и наукой, и искусством?

20. Раскройте сущность основных категорий педагогики.

21. Назовите основные отрасли педагогики.

22. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

23. Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.

24. В чем заключаются особенности педагогического мышления?

25. Какие авторские системы вам известны, что в них общего и различного? Каково их значение в современной педагогике?

26. Какие модели и виды образования имеют наибольшее признание и распространение в современной педагогике?

27. Раскройте понятие о методологии педагогической науки и значение методологии в педагогической деятельности.

28. Охарактеризуйте методологические принципы научно-педагогического исследования.

29. Определите структуру, организацию и логику научно-педагогического исследования.

30. Что представляет собой методологическая культура учителя?

31. Раскройте сущность педагогического процесса как целостного явления.

32. Опишите основные функции педагогического процесса (образовательную, воспитательную, развивающую).

33. Раскройте сущность основных принципов организации и функционирования педагогического процесса.

34. Перечислите основные компоненты педагогического процесса.

35. Определите логику и условия построения целостного педагогического процесса.

36. Раскройте понятие образования как общественного явления. Как Вы понимаете выражение: образование как процесс; образование как система?

37. Раскройте значение образования как социокультурного феномена.

38. Определите цели и содержание современного образования.

39. Раскройте основные направления реформирования современного образования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2007.

2. Арламов А.А., Почтер Р.В. Язык педагогики в контексте современного научного знания // Педагогика. 2009. №2.

3. Борытко Н.М. и др. Методология и методы в психолого-педагогических исследованиях: учеб. пособ. М., 2008.

4. Безрукова В.С. Личностный фактор в системе теоретической педагогики // Педагогика. 2007. №5.

5. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. 2007. №7.

6. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: учеб. пособ. М.: Высшее образование, 2006.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособ. М., 2008.

8. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник для вузов. М.: Велби Проспект, 2007.

9. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие. М.: МарТ, 2005.

10. Куницкая Ю.И. Педагогическая позиция учителя как гарант нового содержания образования // Педагогика. 2008. №3.

11. Лавров Н.Н. Современный учитель – специалист или бакалавр? // Педагогика. 2007. №6.

12. Маслова Т.А. Эмоционально-ценностный компонент подготовки будущих педагогов // Педагогика. 2008. №8.

13. Попков В.А., Коржуев А.В. Методология педагогики: учеб. пособ. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007.

14. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. Учеб. заведений. М., 2007.

Модуль Ш

Теория обучения

56 часов (28 ауд + 28 внеауд)

Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:

ОК — 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14. ОПК — 5, 6. ПК — 8, 10, 11.

Знать:

· исторический характер содержания образования, его функции;

· основные подходы к пониманию сущности содержания образования;

· традиционные и современные теории формирования содержания образования;

· особенности современного этапа развития образования;

· принципы формирования основного полного образования;

· требования к отбору содержания образования;

· нормативные документы в сфере образования и стратегию вариативности образования;

· сущность, критерии, признаки, закономерности и особенности учебного процесса;

· структуру, движущие силы, противоречия учебного процесса;

· исторический характер развития методов обучения;

· сущность и функции методов обучения;

· основания классификации методов обучения и их авторов;

· формы и средства обучения в условиях инновационных процессов и педагогические требования к ним;

· сущность формы организации учебно-познавательной деятельности;

· сущность и особенности классно-урочной системы обучения;

· типологию и структуру современного урока и нестандартных форм организации учебно-познавательной деятельности;

· сущность диагностики и мониторинга, педагогических инноваций;

· понятие инновационной среды и условия пединноваций;

· требования, предъявляемые к контролю, его особенностям;

· сущность закономерностей и принципов обучения.

Уметь:

· оценивать влияние исторических знаний на зарождение, состояние и трансформацию содержания образования;

· соотносить образование и культуру;

· доказать роль образования как способа вхождения человека в мир науки и культуры;

· анализировать процесс обучения как часть целостного пед. процесса;

· выделять признаки учебного процесса;

· соотносить специфику и единство процессов обучения, воспитания и развития;

· характеризовать, сравнивать, подчеркивать отличительные особенности методов обучения;

· осуществлять оптимальный выбор методов обучения;

· выбирать и соотносить методы обучения;

· характеризовать и систематизировать формы и средства обучения;

· сравнивать различные системы и формы обучения;

· различать традиционные и альтернативные формы обучения;

· выделять особенности форм организации обучения и деятельности обучаемых;

· отличать технологии нововведений, типы контроля;

· выделять условия педагогических инноваций;

· соотностить и выделять закономерности и принципы обучения;

· оперировать приемами диагностики и мониторинга.

Владеть:

· критериями процесса обучения;

· применять принципы обучения;

· оценкой результативности и эффективности образования;

· подходами к анализу содержания образования;

· теориями формирования содержания образования;

· умениями отбора содержания образования;

· умениями анализа приоритетных дидактических проблем;

· умениями отбора методов обучения

· умениями анализа приоритетных методов обучения;

· способами организации самостоятельной деятельности в различных формах;

· современными средствами обучения;

· навыком систематизации знаний;

· диагностикой обученности и обучаемости

· видами, методами и формами контроля.

Виды деятельности:

· систематизация подходов к новым парадигмам обучения;

· моделирование процесса обучения на разных возрастных этапах;

· проектирование различных форм обучения;

· сравнение и анализ, классификация методов, форм, средств обучения.

· аннотирование статей по проблемам дидактики (библиографический поиск).

Продукты деятельности:

· схема структуры процесса обучения; дидактический кластер;

· педагогические эссе «Условия и факторы формирования содержания образования в разные исторические эпохи».

· конспект «Дидактические теории и концепции»;

· кластер;

· таблица «Сравнительный анализ классификации методов обучения»;

· презентация исследования существующих классификаций методов;

· дайджест современных дидактических подходов к современным формам и средствам обучения.

Наши рекомендации