Краевский в. в., хуторской а. в
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА[172]
Карта занятий - педагогическое средство, цель которого - предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме с целью обеспечения образовательного процесса. С помощью такой карты достигается вариативность конструируемых занятий.
Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления, других технологических и информационных средств обучения. Она включает в качестве инвариантов фундаментальные образовательные объекты по изучаемому курсу, этапы и процедуры обучения. С помощью такой карты можно обеспечить достижение одних и тех же целей обучения различными наборами форм и методов занятий, которые применяются в качестве вариативных средств, дополняющих и достраивающих инвариантную структуру до уникального варианта обучения.
Предлагаемая нами карта учебных занятий состоит из пяти блоков: вводные занятия, основная часть, тренинг, контроль, рефлексия. Каждый блок имеет свои задачи и базы данных.
Линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается реализовать поставленные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы занятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным потенциалом учеников; во-вторых, с содержанием образования и организационными формами, обеспечивающими его получение; в-третьих, с усвоением учеником образовательных процедур.
Учитель, составляя карту, постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения карт возрастает при использовании компьютерных технологий. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.
Технологический блок | Базы данных | |
Название | Основные задачи | |
Вводные занятия | Актуализировать личный опыт и знания учеников для «введения» их в тему; помочь школьникам в самоопределении и личном целеполагании по отношению к теме; разработать индивидуальные образовательные программы и построить общую программу по теме | Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. |
Основная часть | Достичь главных целей по теме; выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников; освоить содержание темы, соответствующее образовательным стандартам и фундаментальным образовательным объектам | Урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые и индивидуальные занятия, погружение, цикл эвристических ситуаций, концептуальная лекция, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. |
Тренинг | Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы; закрепить результаты основной части блока; выполнить требования по деятельностной подготовке – освоить необходимые способы действий | Дифференцированный семинар, групповой семинар, практикум по решению задач, лабораторная работа, «мозговой штурм», урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимное обучение |
Контроль | Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей; обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции | Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, сочинение, урок-самопроверка, экзамен |
Рефлексия | Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты деятельности, возникшие проблемы и способы их решения; соотнести поставленные цели с результатами обучения | Урок-анкетирование, круглый стол, рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников |
Помимо карты занятий для планирования занятий используются и другие средства:
– тематическое планирование занятий;
– индивидуальные образовательные программы учащихся, включаемые в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов;
– индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ;
– индивидуальные характеристики образовательных результатов учащихся;
– качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов;
– рефлексивные дневники и книжки учащихся[173].
Разработка и структура плана творческого урока
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ХУТОРСКОЙ А. В.
СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА[174]
Творческий урок ‒ это «магический кристалл», грани которого отражают все составляющие примененной системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.
Создание творческого урока ‒ это «творчество в квадрате», поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?
Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель ‒ также творец, а не простой исполнитель своего плана!
Успех творческого урока определяется открытым («стартовым») заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта. Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит успех творческого урока. Если задание звучит невнятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или актуальной проблематики науки, то шансов на качественный результат мало.
Открытые задания не имеют (и не должны иметь) однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные варианты решения. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.
Применение таких заданий, с одной стороны, направлено на творческое освоение базового содержания учебных курсов, с другой ‒ обеспечивает развитие когнитивных, креативных и оргдеятельностных и иных качеств учащихся. Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. К разрабатываемым открытым заданиям предъявляются следующие требования:
– задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения, обозначенному в учебной программе;
– задания не должны иметь заранее известного для учителя решения;
– формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора ‒ учителя.
При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений о результатах, которые должны быть получены учениками. Лучшее задание то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников ‒ важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое космос» выполнено семилетним учеником лаконично и емко: «Космос ‒ это нескончаемость». Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребенка при его выполнении.
При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, то есть определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться.
Наряду с частными (предназначенными для конкретного творческого задания критериями) существуют и универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т. п.
Важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности‒ опорные технологические рекомендации. Рекомендованные ученикам способы действий позволяют им выполнять творческую деятельность на технологической основе с гарантированным результатом.
Планирование творческого урока. План творческого урока ‒ это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.
1. Планирование урока начинается с разработки серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.
2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя, учет существенных для реализации задач творческого урока особенностей учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Применение удачных элементов предыдущих уроков. Выработка собственного отношения к теме урока, прогнозирование отношения к ней учеников, корректировка при необходимости планируемого содержания и средств обучения.
3. Поиск различных точек зрения на изучаемую проблему.
4. Определение соответствия урока дидактическим целям изучаемого курса.
5. Выбор типа учебного занятия, методов и средств его проведения.
6. Соотнесение предполагаемых результатов урока с образовательными стандартами.
7. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока[175].