Занятие №14
ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Литература
1. Иванова В.Ф. Орфография // Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 303-305.
2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
3. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.
4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч.I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190.
5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С.122-148.
6. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов н/Д, 2005. С. 10-75.
7. Текучёв А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М., 1982. С. 11-26.
8. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 89-101.
9. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Сделайте фонетический и графический анализ слов «достичь примирения».
2. Расскажите об орфографии как о научной дисциплине. Объясните различия между предметом графики и орфографии.
3. Дайте определение основному принципу русской орфографии; расскажите о его существенных свойствах, преимуществах и недостатках.
4. Укажите типы отступлений от основного морфологического (морфофонематического) принципа орфографии.
5. Приведите из школьного учебника примеры слов, написание которых подчиняется морфологическому принципу орфографии; является отступлением от него.
Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 290-291.
6. Выполните орфографический анализ слов достичь примирения.
II. Задания:
- Сделайте графический анализ слова.
- Определите соответствие/несоответствие орфограмм морфологическому принципу; укажите тип отступлений от него.
Вариант 1.
1. Разбивать (лагерь).
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.
Вариант 2.
1. Разжечь (костёр)
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.
IV. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1. Затранскрибируйте слова. Определите позиции гласных. Выявите случаи позиционной мены, связанные с количественной; с качественной и количественной редукцией гласных в безударном положении:
Вариант 1. Вариант 2.
Таить, тайком, затаить,утаивать, чернеть, чернобровый, чёрненький,
топтать, топтание, натоптаться, вычернить, очернить, пречёрный;
вытоптать, растоптать, втаптывание; обтяжка, перетянуться, вытянуть,
цеховой, цеха, межцеховой; растяжение, недотянуть, тягуче;
прошептать, шепоток, шепотом; выследить, проследить, вслед,
жара, жарища, жарковато, выжарки. следом, бесследно, последствие.
2. Сделайте фонетический анализ слова:
Вариант 1. Вариант 2.
натоптаться обтяжка
3. Выясните, какие трудности встречаются при транскрибировании слов:
Вариант 1. Вариант 2.
Ясный,яснеть,пояснение,Шипеть, широковатый, шёлк, ясновидец; жив, жидковат, жёстко, подъехать, поехать,
сжижать, разжечь съезжаться
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Язык весть подаёт, а голова смекает.
II
1. Затранскрибируйте текст. Найдите примеры позиционной мены и позиционных изменений согласных; сделайте пояснения (см. схему и образцы фонетического анализа).
Он отправился на Сахалин не от какой-нибудь организации, не по командировке распространённой и богатой газеты, а на свой собственный счёт, без всяких рекомендательных писем, в качестве обыкновенного смертного, не имея никаких привилегий.
Из его бесчисленных друзей ни один, буквально ни один, даже отдалённо не понял ни смысла, ни цели его поездки на каторгу.
Лишь после смерти Чехова нашёлся авторитетный учёный, известный профессор М.А. Членов, который заявил в университетской газете, что «Остров Сахалин»в будущем, «когда у нас откроется столь необходимая нам кафедра этнографически-бытовой медицины, будет, конечно, служить образцом для произведений этого рода».
Главная чеховская тема сказалась и здесь… С неотразимой наглядностью он подробно, неторопливо, методично и тщательно, с цифрами и фактами в руках показывает, какая неумная чепуха вся эта царская каторга, это бездарное издевательство имущих над бесправной человеческой личностью… Чехов и здесь, как в других своих книгах, борец за народное счастье.
(Чуковский К. Чехов. // Чуковский К. Современники. М., 1963, С. 50-53)
III
1. Затранскрибируйте текст и сделайте его орфоэпический анализ:
Снаружи это был человек маленького роста, с кривыми ногами, бледными, грязноватого цвета глазами и большими красными руками. Рыжеватая растительность напоминала редкий мох, скупо покрывающий какую-нибудь северную скалу, а грудь была такая впалая, что коснуться спины ей мешали только рёбра, распиравшие бока Химикова с таким упорством, которое характеризует рёбра всех тощих людей.
Это было снаружи. А внутри Химиков имел сердце благородного убийцы: аристократа духа и обольстителя прекрасных женщин. Какая-нибудь заблудившаяся душа рыцаря прежних времён, добывавшего себе средства к жизни шпагой, а расположение духа – любовью женщин, набрела на Химикова и поселилась в нём, мешая несчастному помощнику счетовода жить так, как живут тысячи других помощников счетовода.
(Аверченко А. Страшный человек// Аверченко А. Хлопотливая нация. М., 1991. С. 172-173.)
2. Из этого же текста приведите примеры позиционной мены и позиционных изменений: позиционной мены ударных гласных редуцированными в безударных слогах, позиционной мены глухих и звонких согласных.
Следует дать такое количество примеров, чтобы доказать перекрещивающийся характер позиционной мены. При отсутствии нужного количества примеров в тексте можно взять дополнительные примеры из словарей.
3. Из этого же текста выпишите слова с позиционными изменениями ударных гласных под влиянием соседних твёрдых или мягких согласных. Необходимо проанализировать такое количество примеров, чтобы доказать параллельный тип изменений.
IV
1. Охарактеризуйте письменно соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Укажите согласные, непарные по этому признаку. Уточните сильные; слабые позиции фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.
2. Затранскрибируйте текст, приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем по данному признаку (наличие/отсутствие палатализации). Сделайте необходимые пояснения.
Ничто не сходит с рук:
ни самый малый крюк
с дарованной дороги,
ни бремя пустяков,
ни дружба тех волков,
которые двуноги.
Ничто не сходит с рук:
ни ложный жест, ни звук –
ведь фальшь опасна эхом,
ни жадность до деньги,
ни хитрые шаги,
чреватые успехом.
(Е. Евтушенко)
V
1. Охарактеризуйте письменно соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Укажите согласные фонемы, непарные по этому признаку. Уточните сильные, слабые позиции фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Затранскрибируйте текст.
2. Приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем по данному признаку (наличие/отсутствие палатализации). Сделайте необходимые пояснения.
Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стёкла звенят,
В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опалён.
Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы-осени жалко,
Всё сметающей в этот овраг.
(Б. Пастернак)
VI
1. Затранскрибируйте текст.
2. Приведите из текста примеры: абсолютно сильной позиции согласных фонем /парных и по глухости-звонкости, и по твёрдости-мягкости/, абсолютно слабой позиции согласных фонем; сильной по глухости-звонкости, но слабой по твёрдости-мягкости; сильной по твёрдости-мягкости, но слабой по глухости-звонкости. Сделайте необходимые пояснения.
Был я столько раз так больно ранен,
добираясь до дому ползком,
но не только злобой протаранен –
можно ранить даже лепестком.
Ранил я и сам – совсем невольно
нежностью небрежной на ходу,
а кому-то после было больно,
словно босиком ходить по льду.
(Е. Евтушенко)
VII
1. Затранскрибируйте текст.
2. Приведите три примера сильных позиций фонем, парных по глухости-звонкости, и три примера слабых позиций фонем, парных по глухости-звонкости. Сделайте пояснения.
Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в порывах,
Как торжества полна трава!
Стихает ветер, даль расчистив.
Разлито солнце по земле.
Посвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
В церковной росписи оконниц
Так в вечность смотрят изнутри
В мерцающих венцах бессонниц
Святые, схимники, цари.
Как будто внутренность собора –
Простор земли…
(Б. Пастернак)
VIII
1. Затранскрибируйте текст.
2. Приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем, парных по глухости-звонкости. Сделайте необходимые пояснения.
Научили горькие уроки –
есть в своём отечестве пророки.
Смелость их берёт все города, -
правда, запоздало иногда
Как же я в России разуверюсь,
если в ней поруганная ересь
классикой становится всегда?
Поколенья целого потерю
в поколеньях возместит иных
твой, Россия, вечный, млечный стих.
(Е. Евтушенко)
IX
1. Затранскрибируйте текст.
2. Приведите из текста примеры /по одному/ всех сильных гласных фонем, объясните, в каких аллофонах они реализованы. Дайте примеры /из текста/ всех слабых гласных фонем, поясните, в каких аллофонах они реализуются.
Я больше, чем утро, люблю поутренье,
когда, мошкару золотую меся,
лучами пронизанные деревья
на цыпочках приподнимаются.
Люблю, когда в соснах во время пробежки
под полупроснувшихся птиц голоса
на шляпке сиреневой у сыроежки
по краешку вздрагивает роса.
Быть как-то неловко счастливым прилюдно.
Привычка скрывать своё счастье хитра,
но дайте счастливым побыть хоть под утро,
хотя все несчастья начнутся с утра.
(Е. Евтушенко)
X
1. Затранскрибируйте текст.
2. Найдите 2-3 примера позиционной мены гласных. Докажите, привлекая для сопоставления однокоренные слова, лексемы с похожей приставкой /или с таким же суффиксом; окончанием/, зависимость качества гласного звука от позиции. Укажите, какие признаки надо учитывать при определении позиции гласного звука.
3. Укажите 2-3 примера позиционной мены согласных звуков. Уточните, какие признаки обусловливают позицию согласных звуков. Установите, какие типы позиционной мены согласных встретились в тексте, каковы результаты этой мены. Приведите примеры позиционных изменений согласных.
4. Сделайте фонетический анализ слова ненастьем.
5. Дайте орфоэпический комментарий к тексту. Какие правила произношения гласных; согласных, групп согласных; грамматических форм и т.д. необходимо учитывать при чтении данного текста?
6. Найдите примеры сильных и слабых позиций гласных фонем.
7. Выделите примеры сильных и слабых позиций согласных фонем, парных по участию голоса и шума.
8. Установите, в каких словах встречаются сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по признаку наличие-отсутствие палатализации.
9. Сделайте графический анализ слова «делиться».
10. Выполните орфографический анализ слов: порыв, несчастный, задумчиво, делиться, сладостный.
Душа моя тиха. В натянутых струнах
Звучит один порыв, здоровый и прекрасный,
И льётся голос мой задумчиво и страстно.
И звуки гаснут, тонут в небесах…
Один лишь есть аккорд, взлелеянный ненастьем,
Его в душе я смутно берегу
И с грустью думаю: «Ужель я не могу
Делиться с Вами Вашим счастьем?»
Вы не измучены душевною грозой.
Вам не узнать, что в мире есть несчастный,
Который жизнь отдаст за мимолётный вздох,
Которому наскучил этот бог,
И Вы – один лишь бог в мечтаньи ночи страстной,
Всесильный, сладостный, безмерный и живой.
(А. Блок)
Тесты по современному русскому языку (фонетика) для студентов 1 курса отделения славянской и западноевропейской филологии Лингвистического института РГПУ (группы Г-1, Г-2, Г-3, Г-4, Г-5, Г-6, Д, Е)
Тестирование целесообразно проводить в 2 этапа:
1 – в апреле (задания А-1 – А-12)
2 - в мае (задания Б – 1 – Б-5; В-1 – В-6).
Задания разбиты на варианты и блоки (А, Б, В), внутри блока вопросы можно менять местами.
Подготовлено проф. Павленко Т.Л.
Вариант I
А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [λ]?
1) молчаливый, молчание, вымолвил,
2) норма, освещенность, нормальны,
3) заманчиво, англичане, попасть,
4) отыскивать, по-вашему, раздумье.
А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [ь]?
1) впятером, замечание, везучий;
2) выехать, пятачок, зерновой;
3) вершина, беспокоили, тяжеловат;
4) доверие, едоки, ледяной.
Название учебной дисциплины: Современный русский литературный язык. Фонетика
Курс 1
Вид теста: итоговый контроль
Время проведения: 1 час
Вариант I
1. Назовите основные различия между понятиями «фонема» и «звук».
1) …………… 2) ……………. 3) ……………
2. Установите, каковы фонетические различия между словами, образующими видовую пару. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены:
дорезάть(несов. вид); дорéзать (сов. вид)
Название учебной дисциплины: Современный русский литературный язык. Графика.
Вид текста: итоговый контроль
1. Время проведения: 30 мин.
2. Контрольные задания:
1) Как обозначена мягкость звука /С/ в словах? Вставьте в клеточку нужную цифру. Ответ: а) с помощью следующей гласной буквы; б) с помощью Ь; в) мягкость не обозначена.
Сижу, песня, красьте, в письме, гости, гусь, карась, сюда, бросьте
2)Одинакова или различна функция буквы Я в словах следующего предложения? Обведите цифру правильного ответа. Деревья стояли будто объятые пламенем.
Ответ: 1. Функция буквы Я одинакова во всех случаях.
2. Функция буквы Я одинакова в словах ОБЪЯТЫЕ и СТОЯТ, а в слове ДЕРЕВЬЯ иная.
3. Функция буквы Я одинакова в словах ДЕРЕВЬЯ и ОБЪЯТЫЕ, а в слове СТОЯТ - другая.
4. Функции этих букв сравнивать нельзя.