Профессиональная честь журналиста

Категория «профессиональная честь» отражает аспект профессионально-нравственных отношений, имеющий ценностную природу. Корни его – в реально существующей зависимости между нравственным уровнем той или иной профессиональной общности и отношением общества к этой профессии.

«Честь мундира» представляет собой псевдоценность, выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом. Естественно, что при ориентации на нее у специалиста формируются «не те» установки, и поведение его неизбежно еще более расходится с общим нравственным законом.

О специалисте, который высоко несет свою профессиональную честь, неизменно складывается устойчивое одобрительное общественное мнение. Чаще всего оно принимает форму репутации. Репутация специалиста – это реакция общества на результаты его профессиональной деятельности, обусловленные характером его профессиональной позиции и уровнем мастерства.

Дело чести журналиста – так выполнять свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись «шумами», псевдоценностями и могли служить надежным инструментом, помогающим человечеству сохранять устойчивость во времени и пространстве. Ключевой показатель качества журналистской продукции – степень адекватности информационной картины мира его реальному состоянию, а она напрямую зависит от таких качеств личности журналиста, как честность, правдивость, добросовестность. Наличие же этих качеств выявляет уровень общей моральности человека и выступает предпосылкой профессионального поведения, ведущего к качественному выполнению профессионального долга.

Понятие профессиональной чести в журналистском сознании нередко замещается представлением о «чести мундира».

К счастью, есть примеры журналистов, которые могут сказать о себе:

...если я кого-нибудь обидел напрасно, то мне стыдно. Мне не надо суда, чтобы извиниться, если я действительно виноват.

Есть редакционные коллективы, которые хорошо понимают, что нравственность выше политики, а репутация не превыше всего

Проф. совесть - представления профессионального сознания, в которых хранится коллективная память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Проф. честь. защита лишь «чести мундира»– действия, ориентированным на сокрытие рассогласования между профессионально-нравственными подходами к выполнению профессионального долга и общим нравственным законом. «Честь мундира» представляет собой псевдоценность, выработанную в опыте конфликтных отношений трудовых групп и общества для защиты корпоративных интересов вопреки интересам других корпораций или общества в целом. Забота о формировании профессиональной чести, о поддержании ее должна быть общим делом профессионального журналистского содружества.

Тема религии в СМИ

Если говорить об ЭТИКЕ в материалах, ведущих речь о религии, то мне кажется, что в них, в первую очередь, должна соблюдаться та этика, которая уже заложена в законодательство о средствах массовой информации и в различные профессиональные кодексы журналистов. Но все-таки, помимо этих общих этических правил, нужно иметь в виду, что журналистика, занимающаяся религией, должна учитывать особую деликатность сферы, особую ранимость религиозных чувств. Ведь речь идет о чем-то, что человек ценит выше своей жизни. Я убежден в том, что когда верующие люди считают для себя самым дорогим в жизни то или иное изображение, символ, текст, понятие, имя, к этому нужно относиться с максимально возможным уважением.

С религиозной темой работают журналисты и верующие, и неверующие - так сложилось, и ни тем, ни другим запретить писать и говорить нельзя.

ТЕМЫ, связанные с освещением религии (главным образом, это будут события, связанные с разного рода конфликтами):

● Конфликты между гос-вом и религиозными организациями. Сюда попадут конфликты, связанные с регистрацией религиозных объединений, правами человека, действиями правоохранительных органов и судов, альтернативной воинской службой и т. д.

● Взаимоотношения между разными религиозными организациями, проблемы и конфликты, возникающие между ними.

● Трения, проблемы, скрытая или явная борьба за власть внутри самих организаций.

● Качество веры, то есть во что и как верят люди, и как это отражается на их жизни.

● Взаимоотношения политики и религии, а также влияние религии на политику.

При написании статей О РЕЛИГИИ ВАЖНО выполнять след. ТРЕБОВАНИЯ:

◘ Избегайте обобщений. Помните, что фраза «они все одинаковые» в огромном большинстве случаев оказывается неверной.

◘ Разговаривайте с представителями всех тенденций, всех направлений внутри организации. Они могут дать вам бесценную информацию. Не обязательно публиковать ее. Часто знание фактов о скрытых (или открытых) дебатах внутри организации может помочь в написании и новостных заметок, и сложных аналитических статей.

◘ Выслушивайте все точки зрения. И не отдавайте никому предпочтения. Ваше дело – рассказать аудитории (читателям, зрителям) о ситуации и о конфликте. Представьте все точки зрения, и пусть другие делают выводы.

◘ Журналисту, пишущему о религиозных вопросах, нужно знать о различных спорах о Боге. Ему необходимо также владеть основами знаний о различных конфессиях, о том, как и в какого Бога верят разные люди, и в чем особенности их верований.

◘ Надо также понимать, что журналист, обращающийся к проблемам веры, должен писать не только о настоящем, но и о прошлом, то есть о традициях – ведь религия практически не существует без традиций. Даже современные, новые религиозные движения, стараются основывать свои верования на уже существующих обычаях, ценностях и представлениях. И, разумеется, очень желательно, чтобы журналист, пишущий о проблемах религиозности, знал, какое будущее рисуется приверженцам той или иной религии, и почему они верят в то, что их «ожидает» именно такое будущее.

48.Нарушение авторских прав в журналистике.

Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение, предусмотренное законом "Об авторском праве и смежных правах", влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Тем не менее, многие СМИ, особенно вольно чувствующие себя в Интернете, не пугает перспектива отвечать по всей строгости закона.

[Рассказать про способы защиты авторских прав и нарушения/наказания в соответствии с законом РБ об авторском праве и смежных правах].

Примеров защиты авторских прав - единицы. Причем судебные решения по ним зачастую продолжают оспариваться. В чем же дело? Просто ни у кого нет времени бегать по судам, так это процесс довольно долгий и медлительный.

Что касается ситуации, когда идет перепечатка без ссылки и человек выдает чужие публикации за свои - таких случаев на самом деле не так много. Словом, все конфликты касательно авторских прав в основном решаются через суд. Тут проблем нет. А настоящая проблема заключается только в одном: у нас не очень-то любят в суд обращаться, но это уже вопрос практики.

Если можно договориться в досудебном порядке - это всегда наилучший выход из таких ситуаций. Однако зачастую единственный выход - решать вопросы в суде.

· автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

· исполнение – представление произведения, фонограммы, исполнения, постановки посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических средств (теле-, радиовещания, кабельного телевидения и других технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (со звуковым сопровождением либо без него); про закон об авторском праве!!!

Наши рекомендации