Методы реализации Программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Выбор определяется педагогом и и зависит от ряда факторов: конкретной образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики и (или) технологии, наличия определённых условий и др. Совокупность факторов может учесть только педагог и соответственно сделать в каждой конкретной ситуации свой, субъективный выбор.
Классификация методов поисточнику информации:
слово — словесные методы (беседа, объяснение, рассказ, чтение),
зрительный образ — наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),
практика — практические методы (исследование, экспериментирование);
игровые методы (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).
Классификация методов по ведущим дидактическим задачам —
методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков
Классификация методов по логике изложения и подачи материала — индуктивные и дедуктивные.
В классификация методов, основанной на целостностиобразовательного процесса выделяются следующие группы методов:
- формирования сознания детей (объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение, обсуждение и др.);
- организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.);
- стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);
- контроля эффективности образовательного процесса (весь спектр диагностических методов).
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, а также вышеназванных классификаций методов можно выделить следующие группы методов реализации Программы:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности;
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности.
Основные методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
Традиционными методами мотивации и стимулирования деятельности детей являются поощрение и наказание.
Поощрение — выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников. Цель — вызывать у ребёнка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселять веру в свои силы, стимулировать активность во всех видах деятельности и т. д. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности,
вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Применение данного метода предполагает одобрение не только результатов, но мотивов и способов деятельности.
Наказание — метод реализации Программы, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания детей разнообразны: замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определённых прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий педагога, анализа причин проступка ребёнка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребёнка и открывает ему путь улучшения поведения, конструктивные способы решения возникшей проблемы. Любая отрицательная оценка со стороны взрослого должна содержать суждение о конкретном поступке или действии ребёнка, но не о его личности.
Эти методы являются методами прямого действия и не должны превалировать в процессе реализации Программы.
Гораздо более эффективными и мягкими являются косвенные, непрямые методы, к которым можно отнести образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. Они уже упоминались в качестве форм реализации Программы, но при их правильной организации со стороны педагога именно в них осуществляется тонкая настройка, развитие и саморегуляция всей эмоционально-волевой сферы ребёнка, его любознательность и активность, желание узнавать и действовать.
Методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельностиЭта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Охарактеризуем некоторые из них.
Наибольшую эффективность на ранних этапах развития детей имеет метод приучения кположительным формам общественного поведения. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами). Приучение основано на подражании детей действиям значимого взрослого человека, повторяемости определённых форм поведения и постепенной выработке полезной привычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: соблюдение режима; наличие доступных, понятных детям правил поведения; единство требований всех взрослых, положительная поддержка и пример взрослых.
Упражнениекак метод реализации Программы представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм деятельности ребёнка и его поведения. Его применение в процессе реализации Программы имеет одно существенное ограничение — это должно быть повторение без повторения! Взрослый должен организовать таким образом процесс реализации Программы, чтобы у ребёнка была возможность совершения, например, одного и того же действия в каком-либо виде деятельности, но в разных ситуациях, условиях, обстоятельствах.
Образовательные ситуации — это преднамеренно созданные педагогом или естественно возникшие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности.Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные.
Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельностибазируется на положении о единстве сознания и деятельности, в неё входят рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.
Особого внимания в целях реализации Программы заслуживает классификация методов по характеру деятельности взрослых и детей (на основе классификации, предложенной И. Я. Лернером. М. Н. Скатки- ным): информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские. Особенности применения указанной классификации изложены в таблице: