Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив-Ное существо, он выступает как субъект своего собственного фор­мирования и развития.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно Употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широ­ком смысле рассматривается как общественное явление, как воз­действие общества на личность. В данном случае воспитание прак-^ески отождествляется с социализацией. Воспитание в узком с^Ысле — это специально организованная деятельность педагогов

воспитанников по реализации целей образования в условиях ^едагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основания Наиболее обобщенная классификация включает в себя умстве ное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависи мости от различных направлений воспитательной работы в обп зовательных учреждениях выделяют гражданское, политической интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, тру' довое, физическое, правовое, экологическое, экономическое вое питание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школь­ное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), вос­питание в детских, юношеских организациях, воспитание в спе­циальных образовательных учреждениях1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависи­мости от той или иной философской концепции выделяются праг­матическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалис­тическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личнос­ти обеспечивает научно-организованное воспитание, или спе­циально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возраст­ные и индивидуальные особенности детей; используются поло­жительные влияния общественной и природной среды; ослаб­ляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к само­воспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период Средневековья сформировалась теория автори­тарного воспитания, которая в различных формах продолжает су­ществовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сво­дил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления -подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из сто­роны в сторону»; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемам11 управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказанй и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитанй возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж- РУС ' Он и его последователи призывали уважать в ребенке т

1 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. С. 165.

Т.

человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспита­ния естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих ^следователей в различных странах мира как теория стихийно­сти и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние Я на отечественную педагогику.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, осново­полагающие документы 20-х годов XX в. ориентировали педагогов ла гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятель­ности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние све­дения о конкретном ребенке, что создавало условия для диффе­ренциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внима­ние всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагоги­ки продолжался недолго. С усилением тоталитарной государствен­ной системы в практике воспитания постепенно начали преобла­дать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм пе­дагогов.

Преодоление этих недостатков требует разработки гуманисти­ческой концепции воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное раз­витие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких от­ношений употребляется термин «гуманное воспитание». Послед­ний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматрива­ется как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии явля­ется стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на Себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответ­ственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, Прежде всего психофизического, характеризует глубину индиви­дуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных пси-^ческих состояний, которые осуществляются с помощью само­познания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и

%ежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широ-

а и высота восхождения личности к социальным ценностям,

°РМам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобре-

тенных на их основе личностных качеств. Социумность достигает­ся с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реаби­литации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений о ее «я» которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманис­тического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореа­лизации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для само­развития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личнос­ти и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъект-ности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой фор­мулировке цели воспитания появляются возможность переосмыс­лить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответствен­ность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора лично­сти в саморазвитии и самореализации и целенаправленным вли­янием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность фор­мирования планетарного сознания и элементов общечеловечес­кой культуры.

Наши рекомендации