Типы конфликтов и формы их проявления
В связи с этим, важное значение приобретает понимание различий между конструктивным и деструктивным конфликтом.
Любой процесс предполагает прохождение определенных стадий. В нашем случае – стадий развития ДВК. Эти стадии всем хорошо известны, они отражаются в логике реализации программы лагерной смены и представляют собой определенные периоды: организационный, основной и итоговый периоды.
Переход с одного периода на другой сопровождается конфликтами, которые могут протекать в открытой (явной) и скрытой (латентной) форме. В данном случае идет речь о так называемых конструктивных (функциональных) конфликтах, которые в результате приводят к повышению эффективности реализации программы лагеря и уровня взаимодействия между участниками лагерной смены. Неумелая организация педагогического процесса порождает деструктивные (дисфункциональные) конфликты, которые приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, сплоченности и эффективности работы ДВК в целом.
Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтных ситуаций. Слишком часто педагоги считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако психологический анализ данного феномена показывает, что «виноваты» другие факторы.
Рассмотрим подробнее виды конфликтов и причины их возникновения.
Первую группу конфликтов в условиях ДВК условно можно назвать функциональными - они отражают динамику развития ДВК. Здесь следует различать:
Конфликт третьего дня. Возникновение конфликтных ситуаций на третий день обуславливается психологическими особенностями адаптации к новым условиям. К третьему дню общая эйфория ребенка, вызванная новыми условиями жизнедеятельности, проходит и начинается активный поиск собственной позиции и места в новом коллективе. Начинает остро переживаться оторванность от привычных условий, родителей, друзей. Повышается уровень ситуативной тревожности. Все эти факторы значительно увеличивают вероятность возникновения конфликтов в коллективе. Лучшая профилактика конфликтности в отряде - насыщенная совместная деятельность подростков.
Конфликт седьмого дня. Конфликты на 6-7 день обусловлены окончанием процессов адаптации. Происходит осмысление подростком своей позиции, статуса, уровня принятия и т.д. Как правило, эти конфликты связаны с личной неудовлетворенностью и притязаниями ребенка. В качестве профилактики конфликтов, которые могут быть очень деструктивными, рекомендуются игры и упражнения, ориентированные на получение обратной связи и социально-перцептивной направленности.
Конфликт 14 дня. Данный конфликт приходится на середину смены и сопровождает празднование так называемого «экватора». Здесь происходит первая оценка коллективного взаимодействия, оцениваются его успехи и неудачи (как следствие ищутся виновные), происходит пересмотр личных позиций, статусов и т.д. Зачастую открыто высказываются недовольства. Данный этап реализации смены требует от педагогического процесса работы с ожиданиями и чувствами подростков. Если в отряде конфликтная ситуация очевидна, следует провести конфликтный тренинг или огонек. В случае внешне благополучной ситуации в коллективе ограничиться можно тематическим огоньком (например «Если бы не ты…», «Мой новый лучший друг» т.д.)
Конфликт 20 дня.Лагерная смена подходит к концу. Подросток оценивает оправданность своих ожиданий, свое участие, свои успехи и неудачи. Это так называемый конфликт личной удовлетворенности. Его профилактикой могут стать «ситуации успеха», созданные педагогами.
В основе второй группы конфликтов лежит принцип субъекта-носителя конфликта. В зависимости от субъектов конфликтных ситуаций различают:
Внутриличностный конфликт.Этот тип конфликта не соответствует тому определению конфликта, которое мы дали выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Самая распространенная форма – ролевой конфликт. Ролевой конфликт имеет место тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, различные требования предъявляются двумя педагогами.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что организационные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
И наконец, внутриличностный конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и коллективе, а также со стрессом.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В условиях ДВК он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за лидерство и руководство, за ограниченные ресурсы, время использования оборудования или одобрение.
Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды таких людей отличаются в корне.
Конфликт между личностью и группой.Детские коллективы, как и любые группы, устанавливают нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности (потребности в причастности, признании, оценке, дружбе, любви). Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, подростки могут расценить «чрезмерное» усердие отдельного ребенка как негативное поведение.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей подростков, обусловленных системой самоуправления. Например, командир отряда может выдвигать правила и требования, оправданные ситуацией, но которые могут оказаться непопулярными в глазах других подростков. В ответ группа может изменить свое отношение к командиру.
Межгрупповой конфликт.Лагерь состоит из нескольких дружин и отрядов. Даже при самой лучшей организации таких лагерей могут возникать конфликты между большими группами (дружинами или отрядами). Такие конфликты приводят к сильной сплоченности подростков (внутри своей группы), однако самым деструктивным образом отражаются на реализации программы смены. Однако, такие конфликты очень редки.
Другим примером межгруппового конфликта могут быть конфликты между неформальными группами. Часто из-за различия целей, ценностей начинают конфликтовать друг с другом различные микрогруппы внутри отряда. Хорошо известны, например, конфликты между мальчиками и девочками в младших отрядах.
Основными причинами любого конфликта являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость, различия в целях, в представлениях, ценностях, манере поведения, а также плохие коммуникации.