Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора 5 страница
Использованная литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ*
культ. — М., 1988.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — M.J
1998.
3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической]
культуры. — М., 1999.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уче(
для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов?
Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред«|
Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
7. Определение физической подготовленности школьников /|
Под ред. Б.В.Сермеева. — М, 1973.
8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для
техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М., 1986.
9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов|
физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова.
2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед-|
институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для|
учителя / Под ред. В.И.Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 1997.
J2. Физическая культура: Примерная учебная программа для] высших учебных заведений. — М., 1994.
Рекомендуемая литература
Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика про подавания: Учеб. пособие. — М., 1999.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб, пособие. — М., 2000.
Железняк Ю.Д., Портиов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.
Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. — М., 2000.
Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К.Холодова. — М., 1997.
Оглавление
От авторов.................................................................................................................... 3
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
Глава ). Общая характеристика теории и методики физического
воспитания................................................................................................... 4
1.1. Сущность и причины возникновения физического
воспитания в обществе......................................................................... 4
1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная
дисциплина, ее основные понятия.................................................... 5
Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации....... 10
2.1. Система физического воспитания, ее основы............................... 10
2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... \Ъ\
2.3. Общие социально-педагогические принципы системы
физического воспитания..................................................................... 18
Глава 3. Направленное формирование личности в процессе
физического воспитания....................................................................... 19 \
3.1. Связь различных видов воспитания в процессе
физического воспитания..................................................................... 20J
3.2. Технология воспитательной деятельности педагога
по физической культуре и спорту.................................................... 21
Глава 4. Средства и методы физического воспитания................................... 32
4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32
4.1.1. Физические упражнения........................................................... 32
4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 391
4.1.3. Гигиенические факторы........................................................... 40
4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40
4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения......... 42
4.2.2. Игровой метод.................................................................. ....
4.2.3. Соревновательный метод..................................... ,......,.->
4.2.4. Обшепедагогические методы, используемые
в физическом воспитании......................................................... 47,
Глава 5. Общеметодические и специфические принципы
физического воспитания..................................................................
5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 521
5.2. Общеметодические принципы........................................................... 54
5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54
5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56
5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57 j
5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58,
5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического
воспитания................................................................................... 58
5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок
и отдыха........................................................................................ 59
5.3.3. Принцип постепенного наращивания
развиваюше-трснирующих воздействий............................. 60
5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования
динамики нагрузок..................................................................... 62
5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63
5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений
физического воспитания.......................................................... 63
Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным
действиям.................................................................................................... 64
6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения
в физическом воспитании............................................... *.«.............. 64
6.2. Основы формирования двигательного навыка............................ 67
6.3. Структура процесса обучения и особенности
его этапов............................................................................... -.............. 71
Глава 7. Теоретико-практические основы развития
физических качеств................................................................................. 74
7.1. Понятие о физических качествах...................................................... 74
7.2. Сила и основы методики ее воспитания......................................... 76
7.2.1. Средства воспитания силы...................................................... 81
7.2.2. Методы воспитания силы........................................................ 83
7.2.3. Методики воспитания силовых способностей,................. 88
7.2.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития силовых способностей............................. 90
7.3. Скоростные способности и основы методики
их воспитания........................................................................................ 92
7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей............. 96
7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей................ 97
7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей............ 98
7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития скоростных способностей..................... 102
7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания..................... 103
7.4.1. Средства воспитания выносливости.................... „.„...„.. 106
7.4.2. Методы воспитания выносливости......... .-......... «,.■______ 109
7.4.3. Методика воспитания обшей выносливости................... 112
7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия
на анаэробные возможности человека............................. 115
7.4.5. Особенности воспитания специфических типов
выносливости............................................................................ 116
7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития выносливости........................................... 118
7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания............................... 121
7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости......................... 123
7.5.2. Методика развития гибкости................................................ 124
7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития гибкости...................................................... 127
7.6. Двигательно-координационные способности
и основы их воспитания ................... 130
7.6.1. Средства воспитания координационных способностей 133
7.6.2. Методические подходы и методы воспитания
координационных способностей........................................ 135
7.6.3. Методика совершенствования пространственной,
временной и силовой точности движений........................ 137
7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития координационных способностей........ 142
Глава_£. Формы построения занятий в физическом воспитании............. 143
8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 143
8.2. Характеристика форм занятий физическими
упражнениями..................................................................................... 145
8.2.1. Урочные формы занятий....................................................... 145
8.2.2. Неурочные формы занятий..................................... ............ 146
Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании................. 148
" }М. Планирование в физическом воспитании.................................... 148
9.2. Педагогический контроль и учет
в физическом воспитании................................................................ 154
Глава 10. Физическое воспитание детей раннего
и дошкольного возраста...................................................................... 157
10.1. Значение и задачи физического воспитания детей
раннего и дошкольного возраста.................................................. 157
10.2. Возрастные особенности физического
развития и физической подготовленности детей
раннего и дошкольного возраста.................................................. 160
Глава П. Физическое воспитание детей школьного возраста.................... 169
11.1. Социально-педагогическое значение и задачи
физического воспитания детей школьного возраста............... 169
11.2. Возрастание особенностей физического развития и
физической подготовленности детей школьного
возраста 172
11.3. Средства физического воспитания детей школьного
возраста................................................................................................ 173
11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного
возраста................................................................................................ 187
11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного
возраста................................................................................................ 193
П.6. Физическое воспитание детей старшего школьного
возраста................................................................................................ 198
11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным
здоровьем............................................................................................. 203
11.8. Формы организации физического воспитания школьников 206
11.8.1. Формы организации физического воспитания
в школе........................................................................................ 206
11.8.2. Формы организации физического воспитания
в системе внешкольных учреждений.................................. 208
П.8.3. Формы физического воспитания в семье.......................... 209
I
11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей
профессионального образования
и средних специальных учебных заведений.............................. 210
II. 10. Урок — основная форма организации занятий
физическими упражнениями и его построение.......................... 213
11.11. Профессионально-педагогическая деятельность
учителя физической культуры........................... ,..... „................... 237
Глава 12. Технология разработки документов планирования
по физическому воспитанию............................................................. 242
12.1. Обший план работы по физическому воспитанию................. 243
12.2. Годовой план-график учебного процесса
по физическому воспитанию........................................................... 243
12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть 249
12.4. План-конспект урока....................................................................... 260
Глава 13. Физическое воспитание студенческой молодежи...................... 266
13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов ....266
13.2. Содержание программы физического воспитания студентов 267
13.3. Возрастные особенности контингента
обучающихся в вузе.......................................................................... 270
J3.4.Методические основы физического воспитания в вузе .... 27]
13.5. Особенности методики занятий по физическому
воспитанию в различных учебных отделениях........................ 274
13.6. Методика занятии со студентами, имеющими
отклонения в состоянии здоровья,
по адаптивной физической культуре........................................... 276
13.7. Формы организации физического воспитания студентов 278