Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора 5 страница


Использованная литература

1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ*
культ. — М., 1988.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — M.J
1998.

3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической]
культуры. — М., 1999.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Уче(
для ин-тов физ. культ. — М., 1991.

5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов?
Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.

6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред«|
Л.Б.Кофмана. - М., 1998.

7. Определение физической подготовленности школьников /|
Под ред. Б.В.Сермеева. — М, 1973.

8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для
техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М., 1986.

9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов|
физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова.
2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.

10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед-|
институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.

11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для|
учителя / Под ред. В.И.Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 1997.

J2. Физическая культура: Примерная учебная программа для] высших учебных заведений. — М., 1994.

Рекомендуемая литература

Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика про подавания: Учеб. пособие. — М., 1999.

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.

Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортив­ное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­тания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб, пособие. — М., 2000.

Железняк Ю.Д., Портиов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.

Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.

Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.

Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб­ник. — М., 2000.

Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олим­пийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К.Холодова. — М., 1997.

Оглавление

От авторов.................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4

Глава ). Общая характеристика теории и методики физического

воспитания................................................................................................... 4

1.1. Сущность и причины возникновения физического
воспитания в обществе......................................................................... 4

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная
дисциплина, ее основные понятия.................................................... 5

Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации....... 10

2.1. Система физического воспитания, ее основы............................... 10

2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... \Ъ\

2.3. Общие социально-педагогические принципы системы
физического воспитания..................................................................... 18

Глава 3. Направленное формирование личности в процессе

физического воспитания....................................................................... 19 \

3.1. Связь различных видов воспитания в процессе
физического воспитания..................................................................... 20J

3.2. Технология воспитательной деятельности педагога

по физической культуре и спорту.................................................... 21

Глава 4. Средства и методы физического воспитания................................... 32

4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32

4.1.1. Физические упражнения........................................................... 32

4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 391

4.1.3. Гигиенические факторы........................................................... 40

4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40

4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения......... 42

4.2.2. Игровой метод.................................................................. ....

4.2.3. Соревновательный метод..................................... ,......,.->

4.2.4. Обшепедагогические методы, используемые

в физическом воспитании......................................................... 47,

Глава 5. Общеметодические и специфические принципы

физического воспитания..................................................................

5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 521

5.2. Общеметодические принципы........................................................... 54

5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54

5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56

5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57 j

5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58,

5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического
воспитания................................................................................... 58

5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок

и отдыха........................................................................................ 59

5.3.3. Принцип постепенного наращивания
развиваюше-трснирующих воздействий............................. 60

5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования
динамики нагрузок..................................................................... 62

5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63

5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений
физического воспитания.......................................................... 63

Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным

действиям.................................................................................................... 64

6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения

в физическом воспитании............................................... *.«.............. 64

6.2. Основы формирования двигательного навыка............................ 67

6.3. Структура процесса обучения и особенности

его этапов............................................................................... -.............. 71

Глава 7. Теоретико-практические основы развития

физических качеств................................................................................. 74

7.1. Понятие о физических качествах...................................................... 74

7.2. Сила и основы методики ее воспитания......................................... 76

7.2.1. Средства воспитания силы...................................................... 81

7.2.2. Методы воспитания силы........................................................ 83

7.2.3. Методики воспитания силовых способностей,................. 88

7.2.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития силовых способностей............................. 90

7.3. Скоростные способности и основы методики

их воспитания........................................................................................ 92

7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей............. 96

7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей................ 97

7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей............ 98

7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития скоростных способностей..................... 102

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания..................... 103

7.4.1. Средства воспитания выносливости.................... „.„...„.. 106

7.4.2. Методы воспитания выносливости......... .-......... «,.■______ 109

7.4.3. Методика воспитания обшей выносливости................... 112

7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия

на анаэробные возможности человека............................. 115

7.4.5. Особенности воспитания специфических типов
выносливости............................................................................ 116

7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития выносливости........................................... 118

7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания............................... 121

7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости......................... 123

7.5.2. Методика развития гибкости................................................ 124

7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития гибкости...................................................... 127

7.6. Двигательно-координационные способности

и основы их воспитания ................... 130

7.6.1. Средства воспитания координационных способностей 133

7.6.2. Методические подходы и методы воспитания
координационных способностей........................................ 135

7.6.3. Методика совершенствования пространственной,
временной и силовой точности движений........................ 137

7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения
уровня развития координационных способностей........ 142

Глава_£. Формы построения занятий в физическом воспитании............. 143

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 143

8.2. Характеристика форм занятий физическими
упражнениями..................................................................................... 145

8.2.1. Урочные формы занятий....................................................... 145

8.2.2. Неурочные формы занятий..................................... ............ 146

Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании................. 148

" }М. Планирование в физическом воспитании.................................... 148

9.2. Педагогический контроль и учет

в физическом воспитании................................................................ 154

Глава 10. Физическое воспитание детей раннего

и дошкольного возраста...................................................................... 157

10.1. Значение и задачи физического воспитания детей
раннего и дошкольного возраста.................................................. 157

10.2. Возрастные особенности физического
развития и физической подготовленности детей

раннего и дошкольного возраста.................................................. 160

Глава П. Физическое воспитание детей школьного возраста.................... 169

11.1. Социально-педагогическое значение и задачи
физического воспитания детей школьного возраста............... 169

11.2. Возрастание особенностей физического развития и
физической подготовленности детей школьного

возраста 172

11.3. Средства физического воспитания детей школьного
возраста................................................................................................ 173

11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного
возраста................................................................................................ 187

11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного
возраста................................................................................................ 193

П.6. Физическое воспитание детей старшего школьного

возраста................................................................................................ 198

11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным

здоровьем............................................................................................. 203

11.8. Формы организации физического воспитания школьников 206

11.8.1. Формы организации физического воспитания

в школе........................................................................................ 206

11.8.2. Формы организации физического воспитания

в системе внешкольных учреждений.................................. 208

П.8.3. Формы физического воспитания в семье.......................... 209



I

11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей

профессионального образования

и средних специальных учебных заведений.............................. 210

II. 10. Урок — основная форма организации занятий

физическими упражнениями и его построение.......................... 213

11.11. Профессионально-педагогическая деятельность

учителя физической культуры........................... ,..... „................... 237

Глава 12. Технология разработки документов планирования

по физическому воспитанию............................................................. 242

12.1. Обший план работы по физическому воспитанию................. 243

12.2. Годовой план-график учебного процесса

по физическому воспитанию........................................................... 243

12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть 249

12.4. План-конспект урока....................................................................... 260

Глава 13. Физическое воспитание студенческой молодежи...................... 266

13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов ....266

13.2. Содержание программы физического воспитания студентов 267

13.3. Возрастные особенности контингента

обучающихся в вузе.......................................................................... 270

J3.4.Методические основы физического воспитания в вузе .... 27]

13.5. Особенности методики занятий по физическому
воспитанию в различных учебных отделениях........................ 274

13.6. Методика занятии со студентами, имеющими
отклонения в состоянии здоровья,

по адаптивной физической культуре........................................... 276

13.7. Формы организации физического воспитания студентов 278

Наши рекомендации