Режим групп (классов) и школ с продленным днем
Определились три основные формы продленного пребывания учащихся в школе: группы (одновозрастные и разновозрастные), классы и школы.
Группы продленного дня обеспечиваются помещением, отвечающим гигиеническим требованиям, необходимой мебелью, пособиями для внеклассной работы (книги, настольные игры и т. д.). Школы с продленным днем, так же как и школы-интернаты, одновременно с высоким уровнем общественного воспитания призваны содействовать хорошему физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому в таких школах особенно необходимо широко проводить оздоровительные мероприятия в отношении всех учащихся и особенно в отношении детей с ослабленным здоровьем. Режим дня организуется таким образом, что общешкольные помещения (столовая, актовый и гимнастический залы, веранды, кабинеты и лаборатории), а также пришкольный участок используются поочередно разными классами. Это ни в какой мере не нарушает гигиенических требований, поскольку возрастные особенности детей, в частности особенности высшей нервной деятельности, диктуют именно дифференцированное построение режима дня в I, II—III, IV и V—VIIIклассах. Исходными для такого построения являются нормативы продолжительности учебных и неучебных занятий и отдыха учащихся младших и средних классов.
В школах с продленным днем широко, во всех его элементах, должно быть поставлено физическое воспитание учащихся как одно из важнейших средств, содействующих росту, развитию и высокой работоспособности организма.
Гимнастика до уроков, физкультурные паузы во время учебных занятий, ежедневные дополнительные непродолжительные (20—25 мин) занятия физическими упражнениями в начальных классах, подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе в часы отдыха, работа спортивных секций и секций общей физической подготовки — все это должно найти свое место в режиме школ с продленным днем.
Все больше завоевывает себе место в учебном расписании часовая динамическая пауза или спортивный час после учебных занятий в группах продленного дня. Для детей 6 лет после второго, а иногда третьего урока предусмотрено проведение динамической паузы — занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под руководством учителя. Динамическая пауза в дни, когда этому занятию в расписании предшествует урок физической культуры, проводится своеобразно: первые 25—30 мин дети самостоятельно играют и выполняют различные физические упражнения, а в течение последних 10—15 мин организуется общая для всех ребят игра средней подвижности с учетом времени года и погодных условий.
В режиме групп, классов и школ продленного дня предусматриваются также время и условия для творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся, занятий музыкой, пением, хореографией, работы в различных технических кружках.
В течение дня учащиеся I—II классов нуждаются не только в активном отдыхе, но и в сне. Дневной сон в течение 1—1,5 ч, проходящий в гигиенически полноценных условиях, обеспечивает восстановление работоспособности организма 7—10-летних детей в большей мере, чем активный отдых. После сна показатели работоспособности у детей оказываются на 26% выше, чем после отдыха без сна. Благодаря этому учащиеся затрачивают меньше времени на приготовление уроков.
Для детей 6 лет в школе продленного дня также обязателен двухчасовой дневной сон.
Таким образом, помимо учебных занятий с учителем и самостоятельного выполнения учащимися заданий под контролем воспитателя, а также общественно полезного труда, включающего и работы по самообслуживанию, в режиме школ с продленным днем важно не только предусмотреть, но и обеспечить для учащихся начальных классов дневной сон (1 ч), пребывание на воздухе [(3—3,5 ч), состоящее из трех раздельных прогулок, творческую деятельность или свободное время (1—1,5 ч); для учащихся III—VIIIклассов 2—2,5-часовое пребывание на воздухе, 1,5—2-часовую творческую деятельность или свободное время. Примерное дифференцированное построение режима дня приведено в таблице 6. В этой примерной схеме режима дня количество уроков, продолжительность самостоятельных учебных занятий, общественно полезного труда для каждой возрастной группы учащихся находятся в соответствии с гигиеническими рекомендациями. Предусмотрено время для дневного сна учащихся I—II классов и детей с ослабленным здоровьем, выделены 2 ч для активного отдыха на открытом воздухе и творческой деятельности (табл. 6).
Таблица 6: Примерная схема режима дня учащихся в школах продленного дня (в ч)
Для детей 6 лет — учащихся первых классов, посещающих группу продленного дня, рекомендовано следующее построение режима:
8.30—9.00сбор детей, утренняя гимнастика
9.00—9.35первый урок
9.35—9.55 первая перемена (горячий завтрак)
9.55—10.30 второй урок
10.30—10.50 вторая перемена
10.50—11.30 динамическая пауза (занятие подвижными играми, прогулка)
11.30—12.05 третий урок
12.05—12.25 третья перемена
12.25—13.00 четвертый урок (или прогулка)
13.00—13.30 обед
13.30—15.30 сон
15.30—15.45 уборка постелей, туалет
15.45—16.20 занятия по интересам, тихие игры
16.20—16.40 полдник
16.40—18.00 прогулка, подвижные игры на воздухе
Особого внимания в школах с продленным днем требуют учащиеся с ослабленным здоровьем: с туберкулезной интоксикацией первой степени, реконвалесценты после тяжелых заболеваний, страдающие ревматизмом и находящиеся в межприступном периоде, с пониженным физическим развитием и содержанием гемоглобина ниже нормы, высоковозбудимые и быстро утомляющиеся.
Учащимся с ослабленным здоровьем рекомендуется ежедневно спать 1 —1,5 ч на свежем воздухе и гулять не менее 3—3,5 ч. Целесообразно обеспечить таких детей специальным питанием.
Оздоровительный режим в течение 6—12 дней показан также учащимся, перенесшим кратковременные заболевания (ангина, грипп, острые респираторные заболевания).