Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Факультет информационных технологий
Кафедра социальной и педагогической информатики
РЕФЕРАТ
Использование информационных и коммуникационных
Технологий в сурдопедагогике
по дисциплине «Информационные технологии в образовании»
Выполнил: Шишова А.А. Деф-ВБ-1
Проверил: канд.пед. наук, доцент
Ежова Г.Л.
Москва - 2015
Содержание:
Предмет и задачи специальной педагогики (сурдопедагогики)
I. СУРДОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
IV. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
V. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ, ТЕНДЕНЦИИ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Современная система воспитания и образования лиц с нарушениями слуха
I. воспитание лиц с нАРУШЕНИЯМИ слуха как общественное явление и педагогический процесс
II. семейное воспитание ребенка с нарушением слуха
III. современная система образования лиц с нарушениями слуха
Дидактика как теория обучения лиц с нарушениями слуха
I. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
II.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ учащихся
III. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
V. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ ( I вида)
VI. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ (II вида)
VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
VIII. Пути и средства совершенствования процесса обучения
IX. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Х. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКУ
XI. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАШИХСЯ ЯЗЫКУ
XII. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
XIII. обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями
XIV. УЧЁТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
I. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
II. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха
Предмет и задачи специальной педагогики (сурдопедагогики)
I. СУРДОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопедагогики. Основные этапы в развитии сурдопедагогики как науки, связь сурдопедагогики с другими областями научного знания: философией, социологией, общей и специальной психологией и педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, медициной, аудиологией, а также специальными методиками. Основные направления развития сурдопедагогики на современном этапе. Основные этапы развития зарубежной и отечественной сурдопедагогики. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога.
II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Структура методологии научно-педагогического исследования в сурдопедагогике. Типы педагогических исследований: фундаментальные, теоретические, прикладные. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: сравнительно-исторический анализ, моделирование, абстрагирование. Методы эмпирического исследования: научное наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, опытная работа, анализ продуктов деятельности. Педагогический эксперимент и его виды (лабораторный, формирующий).
III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Основные закономерности и особенности развития ребенка с нарушением слуха. Особенности психического и личностного развития глухих и слабослышащих детей. Процесс компенсации нарушения слуха. Средства компенсации. Специально организованное и целенаправленное обучение и воспитание глухих и слабослышащих – основное условие их развития. Возможности развития познавательной сферы детей в процессе учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход; возможности развития творческих способностей детей с нарушениями слуха.
IV. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Глухота и тугоухость. Классификации детей с нарушениями слуха. Теоретические основы педагогической классификации детей с нарушениями слуха. Характеристика разных групп детей (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Значение педагогической классификации для организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Проблема совершенствования классификации детей с нарушениями слуха на современном этапе.
V. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ, ТЕНДЕНЦИИ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Современные тенденции обучения лиц с нарушениями слуха. Личностно-деятельностный подход как основа организации современного образовательного процесса.
Системы обучения лиц с нарушениями слуха в современном мире: коммуникативно-деятельностная система обучения, интеграция и ее виды; инклюзивное обучение; верботональная система обучения; билингвистическая система обучения, ее сущность. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха. Ранняя диагностика и абилитация детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.
Возможности использования альтернативных педагогических систем (штайнеровская педагогика, педагогика Монтессори).