Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха

Факультет информационных технологий

Кафедра социальной и педагогической информатики

РЕФЕРАТ

Использование информационных и коммуникационных

Технологий в сурдопедагогике

по дисциплине «Информационные технологии в образовании»

Выполнил: Шишова А.А. Деф-ВБ-1

Проверил: канд.пед. наук, доцент

Ежова Г.Л.

Москва - 2015

Содержание:

Предмет и задачи специальной педагогики (сурдопедагогики)

I. СУРДОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

IV. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

V. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ, ТЕНДЕНЦИИ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Современная система воспитания и образования лиц с нарушениями слуха

I. воспитание лиц с нАРУШЕНИЯМИ слуха как общественное явление и педагогический процесс

II. семейное воспитание ребенка с нарушением слуха

III. современная система образования лиц с нарушениями слуха

Дидактика как теория обучения лиц с нарушениями слуха

I. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

II.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ учащихся

III. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

IV. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

V. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ ( I вида)

VI. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ (II вида)

VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

VIII. Пути и средства совершенствования процесса обучения

IX. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Х. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКУ

XI. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАШИХСЯ ЯЗЫКУ

XII. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

XIII. обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями

XIV. УЧЁТ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха

I. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

II. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха

Предмет и задачи специальной педагогики (сурдопедагогики)

I. СУРДОПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопедагогики. Основные этапы в развитии сурдопедагогики как науки, связь сурдопедагогики с другими областями научного знания: философией, социологией, общей и специальной психологией и педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, медициной, аудиологией, а также специальными методиками. Основные направления развития сурдопедагогики на современном этапе. Основные этапы развития зарубежной и отечественной сурдопедагогики. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога.

II. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура методологии научно-педагогического исследования в сурдопедагогике. Типы педагогических исследований: фундаментальные, теоретические, прикладные. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Методы теоретического исследования: сравнительно-исторический анализ, моделирование, абстрагирование. Методы эмпирического исследования: научное наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, опытная работа, анализ продуктов деятельности. Педагогический эксперимент и его виды (лабораторный, формирующий).

III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Основные закономерности и особенности развития ребенка с нарушением слуха. Особенности психического и личностного развития глухих и слабослышащих детей. Процесс компенсации нарушения слуха. Средства компенсации. Специально организованное и целенаправленное обучение и воспитание глухих и слабослышащих – основное условие их развития. Возможности развития познавательной сферы детей в процессе учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход; возможности развития творческих способностей детей с нарушениями слуха.

IV. КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Глухота и тугоухость. Классификации детей с нарушениями слуха. Теоретические основы педагогической классификации детей с нарушениями слуха. Характеристика разных групп детей (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Значение педагогической классификации для организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Проблема совершенствования классификации детей с нарушениями слуха на современном этапе.

V. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ, ТЕНДЕНЦИИ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Современные тенденции обучения лиц с нарушениями слуха. Личностно-деятельностный подход как основа организации современного образовательного процесса.

Системы обучения лиц с нарушениями слуха в современном мире: коммуникативно-деятельностная система обучения, интеграция и ее виды; инклюзивное обучение; верботональная система обучения; билингвистическая система обучения, ее сущность. Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха. Ранняя диагностика и абилитация детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.

Возможности использования альтернативных педагогических систем (штайнеровская педагогика, педагогика Монтессори).

Наши рекомендации