Занятие по рассматриванию картин. С.Жуковского «Весенняя вода» и Н

С.Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер»

Образовательные цели.Обобщение пред­ставлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме «Весна». Совер­шенствование навыка рассматривания и сравне­ния картин, формирование целостного пред­ставления об изображенном на картинах. Совер­шенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставле­нием). Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слу­хового внимания, мышления, всех видов вос­приятия, творческого воображения, тонкой мо­торики, выразительности движений.

Воспитательные цели.Воспитание эмоцио­нального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.

Оборудование.CD-проигрыватель, CD с за­писью пения соловья, дроздов, жужжания пчел, мольберт, репродукции картин С.Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, ветки березы и то­поля со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками.

Предварительная работа.Наблюдение за из­менениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и позд­ней весной. Рассматривание и сравнение лис­тьев разных пород деревьев. Разучивание по­движной игры «Веснянка».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Где божья коровка?»Создание эмоционального фона занятия. Совершенствование граммати­ческого строя речи (употребление предлогов).

Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин С. Жуков­ского и Н. Дубовского. На столе в корзинке стоит букет цветущих одуванчиков. На одном из цвет­ков закреплена игрушка — божья коровка. Звучит запись пения соловья. Через 1—2 минуты логопед выключает проигрыватель.

Логопед. Сегодня мы закончим разговор о весне. Вы много узнали о ней и расскажете все,



что знаете. А для начала давайте поиграем с бо­жьей коровкой, которая прилетела к нам в гости. Логопед меняет местоположение божьей ко­ровки, а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья ко­ровка прячется под листком одуванчика» и т. п.

2. Чтение логопедом отрывка рассказа И. Со­
колова-Микитова «Лес ранней и поздней вес­
ною». Беседа по тексту.Развитие речевого слуха,
памяти, связной речи.

Логопед убирает букет одуванчиков и привле­кает внимание детей к репродукциям.

Логопед. Сегодня я принесла на занятие картину С. Жуковского «Весенняя вода» и кар­тину Н.Дубовского «Весенний вечер». Мы с вами рассмотрели и сравнили много разных картин. Вы научились составлять рассказы по ним. Сегодня вы тоже будете рассказывать о картинах, и рассказ, который я вам сейчас про­читаю, поможет вам. Послушайте, как описыва­ет природу весной русский писатель И. Соко-лов-Микитов.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждаться в нем бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпан­ные смолистыми почками ветки берез. Все боль­ше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянах появились первые протали­ны. Кое-где на пригреве начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды.

Придет радостный день — зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желты­ми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.

Как описан в рассказе лес ранней весной? Что автор говорит о снеге, ветках берез, прота­линах, первых весенних цветах?

1-й ребенок. В лесу тает снег. На ветках берез набухли смолистые почки. На полянах по­явились первые проталины. На припеке зацве­тают перелески.

Логопед. Чем пахнет в лесу? Что можно услышать в нем?

2-й ребенок. В лесу пахнет смолистыми почками. Поют дрозды.

Логопед. Как описан лес поздней весной? Что автор говорит о растениях, насекомых? Что можно услышать на берегу реки?

3-й ребенок. Лес покрылся зеленой дым­кой. Над цветущими пуховками ивы жужжат пчелы. У реки поет соловей.

Логопед. Хотите почувствовать запахи ве­сеннего леса?

3. Игра «Узнай запах»1.Развитие обоняния.
Логопед предлагает детям закрыть глаза и

подносит к их лицам по очереди ветки деревьев со

смолистыми листочками. Можно растереть не­сколько листочков пальцами для того, чтобы уси­лить аромат. Дети вдыхают, не поднимая плеч. Логопед убирает ветки. Дети открывают глаза. Дети говорят, какой запах они почувствовали. Аналогично проводится упражнение с цветущей веткой ивы, если в группе нет детей-аллергиков.

4. Упражнение «Звуки весеннего леса».Раз­
витие слухового внимания.

Логопед предлагает детям еще раз перечис­лить, какие звуки весеннего леса описаны в рас­сказе Соколова-Микитова.

Логопед. Внимательно послушайте и за­помните звуки весеннего леса.

Логопед по очереди предлагает детям послу­шать и назвать пение дроздов, жужжание пчел, пение соловья.

Логопед. А теперь я буду предлагать вам послушать звуки по очереди, а вы будете их уга­дывать.

Логопед включает запись жужжания пчел, пения соловья, пения дроздов. Дети называют, что за звуки они услышали.

5. Составление рассказов по картинам С. Жу­
ковского «Весенняя вода» и Н.Дубовского «Ве­
сенний вечер» по данному плану.Развитие связ­
ной речи.

Логопед привлекает внимание детей к карти­нам.

Логопед. Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что вы видите на картинах «Весенняя вода» и «Весенний вечер», по плану:

• Какой период весны изображен на картине?

• Что за место изобразил художник?

• Как выглядят деревья, земля, небо?

• Какие звуки можно услышать в уголке, изо­
браженном художником, какие запахи мож­
но ощутить?

1-й ребенок. На картине «Весенняя вода» изображена ранняя весна. В лесу только что начал таять снег. Появились большие протали­ны. Бежит веселый ручеек. Большая поляна за­лита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые, но на них уже набухли почки. Небо над деревьями голубое с легкими облаками. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пах­нет смолистыми почками деревьев и раздается пение дроздов.

2-й ребенок. На картине «Весенний вечер» изображена поздняя весна. Художник на­рисовал уголок березовой рощи ранним утром. Молодые березки покрыты нежными светло-зе­леными листочками. В свежей траве цветет вет­реница, распускаются одуванчики. За березками виден овраг, наполненный водой. Солнце всхо­дит, и все вокруг кажется розоватым. На ветке березки распевает утренние песни щегол.




Игра может быть проведена только в том случае, если ни у кого из детей нет проявлений аллергии на пыльцу цветущих растений.

Логопед. Вы составили чудесные расска­зы. Молодцы! А теперь пойдемте на ковер и по­играем.

6. Подвижная игра «Веснянка».Координа­
ция речи с движением.

А уж ясно солнышко Припекло, припекло.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно под­нимают руки.

И повсюду золото Идут по кругу, взявшись

Разлило, разлило. за руки, и медленно опус-

кают руки.

Ручейки по улице Бегут на носочках в про-

тивоположную сторону.
Все журчат, журчат. Руки на поясе.

Журавли курлыкают Меняют направление дви-

И летят, летят. жения. Идут, высоко

поднимая колени и взма­хивая руками.

7. Игра с мячом «У кого кто?».Совершенст­
вование грамматического строя речи (образова­
ние существительных с суффиксами -am-, -ят-).

Логопед берет в руки мяч.

Логопед. Сегодня на занятии мы слушали пение птиц. Но птицы весной не только поют. У них появляются птенцы. Давайте вспомним, как называются птенцы разных птиц.

В игре образуются пары: у дрозда — дроздята; у журавля — журавлята; у скворца — скворчата; у грача — грачата.

8. Сравнение картин С.Жуковского «Весен­
няя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер».Со­
вершенствование синтаксической стороны речи
(составление сложноподчиненных предложений
с противопоставлением).

Логопед вновь привлекает внимание детей к репродукциям картин.

Логопед. А теперь давайте сравним карти­ны и расскажем об этом. Я составлю одно пред­ложение, а потом каждый из вас составит по похожему предложению. На первой картине изображена ранняя весна, а на второй карти­не — поздняя.

1-й ребенок. На первой картине изобра­жен смешанный лес, а на второй — березовая роща.

2-й ребенок. На первой картине еще толь­ко появились проталины на снегу, а на второй картине в свежей зеленой траве уже цветут про­леска и одуванчики.

3-й ребенок. На первой картине деревья еще голые, а на второй картине они покрыты клейкими зелеными листочками.

4-й ребенок. На первой картине небо бледно-голубое, а на второй розоватое.

Логопед. Молодцы! Вы меня порадовали, очень хорошо выполнили задание.

9. Игра-пазлы «С какой ветки детки?»Раз­
витие зрительного внимания и восприятия. Со­
вершенствование грамматического строя речи
(образование относительных прилагательных).

Логопед убирает картины и раздает детям карточки с изображениями листьев разных дере­вьев, а на столе раскладывает карточки с изобра­жениями березы, дуба, клена, рябины. Карточки сделаны по типу пазлов.

Логопед. Мы с вами рассматривали листья деревьев на прогулке. Сумеете ли вы теперь уз­нать, с какой ветки детки? Сложите пары кар­тинок и расскажите, с каких они деревьев, какие они.

1-й ребенок. У меня листья дуба, дубовые листики.

2-й ребенок. У меня листья клена, клено­вые листики.

3-й ребенок. У меня листья рябины, ря­биновые листья.

4-й ребенок. У меня листья березы, бере­зовые листья.

Логопед. Чудесно! И с этим заданием вы справились.

10. Окончание занятия.Оценка работы
детей.

Логопед предлагает детям высказать свои впечатления о занятии, о картинах, о весне, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Май

Наши рекомендации