Занятие по рассматриванию картин. С.Жуковского «Весенняя вода» и Н
С.Жуковского «Весенняя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер»
Образовательные цели.Обобщение представлений о весне и ее периодах, о типичных явлениях в природе ранней и поздней весной. Актуализация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Развивающие цели.Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.
Воспитательные цели.Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картинах, инициативности, самостоятельности.
Оборудование.CD-проигрыватель, CD с записью пения соловья, дроздов, жужжания пчел, мольберт, репродукции картин С.Жуковского «Весенняя вода», Н. Дубовского «Весенний вечер», ваза с букетом цветущих одуванчиков, игрушечная божья коровка, ветки березы и тополя со смолистыми листочками, ветка ивы с цветущими пуховками.
Предварительная работа.Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, сравнение происходящего в природе ранней весной и поздней весной. Рассматривание и сравнение листьев разных пород деревьев. Разучивание подвижной игры «Веснянка».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Где божья коровка?»Создание эмоционального фона занятия. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин С. Жуковского и Н. Дубовского. На столе в корзинке стоит букет цветущих одуванчиков. На одном из цветков закреплена игрушка — божья коровка. Звучит запись пения соловья. Через 1—2 минуты логопед выключает проигрыватель.
Логопед. Сегодня мы закончим разговор о весне. Вы много узнали о ней и расскажете все,
что знаете. А для начала давайте поиграем с божьей коровкой, которая прилетела к нам в гости. Логопед меняет местоположение божьей коровки, а дети комментируют его действия: «Божья коровка сидит на одуванчике. Божья коровка прячется под листком одуванчика» и т. п.
2. Чтение логопедом отрывка рассказа И. Со
колова-Микитова «Лес ранней и поздней вес
ною». Беседа по тексту.Развитие речевого слуха,
памяти, связной речи.
Логопед убирает букет одуванчиков и привлекает внимание детей к репродукциям.
Логопед. Сегодня я принесла на занятие картину С. Жуковского «Весенняя вода» и картину Н.Дубовского «Весенний вечер». Мы с вами рассмотрели и сравнили много разных картин. Вы научились составлять рассказы по ним. Сегодня вы тоже будете рассказывать о картинах, и рассказ, который я вам сейчас прочитаю, поможет вам. Послушайте, как описывает природу весной русский писатель И. Соко-лов-Микитов.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждаться в нем бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные смолистыми почками ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. На лесных полянах появились первые проталины. Кое-где на пригреве начинают зацветать перелески. Пахнет смолистыми почками. Поют дрозды.
Придет радостный день — зеленою дымкою покроется опушка березового леса. Над желтыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. В кустах на берегу реки звонко запел первый соловей.
Как описан в рассказе лес ранней весной? Что автор говорит о снеге, ветках берез, проталинах, первых весенних цветах?
1-й ребенок. В лесу тает снег. На ветках берез набухли смолистые почки. На полянах появились первые проталины. На припеке зацветают перелески.
Логопед. Чем пахнет в лесу? Что можно услышать в нем?
2-й ребенок. В лесу пахнет смолистыми почками. Поют дрозды.
Логопед. Как описан лес поздней весной? Что автор говорит о растениях, насекомых? Что можно услышать на берегу реки?
3-й ребенок. Лес покрылся зеленой дымкой. Над цветущими пуховками ивы жужжат пчелы. У реки поет соловей.
Логопед. Хотите почувствовать запахи весеннего леса?
3. Игра «Узнай запах»1.Развитие обоняния.
Логопед предлагает детям закрыть глаза и
подносит к их лицам по очереди ветки деревьев со
смолистыми листочками. Можно растереть несколько листочков пальцами для того, чтобы усилить аромат. Дети вдыхают, не поднимая плеч. Логопед убирает ветки. Дети открывают глаза. Дети говорят, какой запах они почувствовали. Аналогично проводится упражнение с цветущей веткой ивы, если в группе нет детей-аллергиков.
4. Упражнение «Звуки весеннего леса».Раз
витие слухового внимания.
Логопед предлагает детям еще раз перечислить, какие звуки весеннего леса описаны в рассказе Соколова-Микитова.
Логопед. Внимательно послушайте и запомните звуки весеннего леса.
Логопед по очереди предлагает детям послушать и назвать пение дроздов, жужжание пчел, пение соловья.
Логопед. А теперь я буду предлагать вам послушать звуки по очереди, а вы будете их угадывать.
Логопед включает запись жужжания пчел, пения соловья, пения дроздов. Дети называют, что за звуки они услышали.
5. Составление рассказов по картинам С. Жу
ковского «Весенняя вода» и Н.Дубовского «Ве
сенний вечер» по данному плану.Развитие связ
ной речи.
Логопед привлекает внимание детей к картинам.
Логопед. Думаю, что теперь вы без труда расскажете о том, что вы видите на картинах «Весенняя вода» и «Весенний вечер», по плану:
• Какой период весны изображен на картине?
• Что за место изобразил художник?
• Как выглядят деревья, земля, небо?
• Какие звуки можно услышать в уголке, изо
браженном художником, какие запахи мож
но ощутить?
1-й ребенок. На картине «Весенняя вода» изображена ранняя весна. В лесу только что начал таять снег. Появились большие проталины. Бежит веселый ручеек. Большая поляна залита водой. Среди деревьев стоит туман, потому что в лесу тепло и сыро. Деревья еще голые, но на них уже набухли почки. Небо над деревьями голубое с легкими облаками. Светит солнце. От деревьев на земле лежат тени. Кажется, что пахнет смолистыми почками деревьев и раздается пение дроздов.
2-й ребенок. На картине «Весенний вечер» изображена поздняя весна. Художник нарисовал уголок березовой рощи ранним утром. Молодые березки покрыты нежными светло-зелеными листочками. В свежей траве цветет ветреница, распускаются одуванчики. За березками виден овраг, наполненный водой. Солнце всходит, и все вокруг кажется розоватым. На ветке березки распевает утренние песни щегол.
Игра может быть проведена только в том случае, если ни у кого из детей нет проявлений аллергии на пыльцу цветущих растений.
Логопед. Вы составили чудесные рассказы. Молодцы! А теперь пойдемте на ковер и поиграем.
6. Подвижная игра «Веснянка».Координа
ция речи с движением.
А уж ясно солнышко Припекло, припекло. |
Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.
И повсюду золото Идут по кругу, взявшись
Разлило, разлило. за руки, и медленно опус-
кают руки.
Ручейки по улице Бегут на носочках в про-
тивоположную сторону.
Все журчат, журчат. Руки на поясе.
Журавли курлыкают Меняют направление дви-
И летят, летят. жения. Идут, высоко
поднимая колени и взмахивая руками.
7. Игра с мячом «У кого кто?».Совершенст
вование грамматического строя речи (образова
ние существительных с суффиксами -am-, -ят-).
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Сегодня на занятии мы слушали пение птиц. Но птицы весной не только поют. У них появляются птенцы. Давайте вспомним, как называются птенцы разных птиц.
В игре образуются пары: у дрозда — дроздята; у журавля — журавлята; у скворца — скворчата; у грача — грачата.
8. Сравнение картин С.Жуковского «Весен
няя вода» и Н. Дубовского «Весенний вечер».Со
вершенствование синтаксической стороны речи
(составление сложноподчиненных предложений
с противопоставлением).
Логопед вновь привлекает внимание детей к репродукциям картин.
Логопед. А теперь давайте сравним картины и расскажем об этом. Я составлю одно предложение, а потом каждый из вас составит по похожему предложению. На первой картине изображена ранняя весна, а на второй картине — поздняя.
1-й ребенок. На первой картине изображен смешанный лес, а на второй — березовая роща.
2-й ребенок. На первой картине еще только появились проталины на снегу, а на второй картине в свежей зеленой траве уже цветут пролеска и одуванчики.
3-й ребенок. На первой картине деревья еще голые, а на второй картине они покрыты клейкими зелеными листочками.
4-й ребенок. На первой картине небо бледно-голубое, а на второй розоватое.
Логопед. Молодцы! Вы меня порадовали, очень хорошо выполнили задание.
9. Игра-пазлы «С какой ветки детки?»Раз
витие зрительного внимания и восприятия. Со
вершенствование грамматического строя речи
(образование относительных прилагательных).
Логопед убирает картины и раздает детям карточки с изображениями листьев разных деревьев, а на столе раскладывает карточки с изображениями березы, дуба, клена, рябины. Карточки сделаны по типу пазлов.
Логопед. Мы с вами рассматривали листья деревьев на прогулке. Сумеете ли вы теперь узнать, с какой ветки детки? Сложите пары картинок и расскажите, с каких они деревьев, какие они.
1-й ребенок. У меня листья дуба, дубовые листики.
2-й ребенок. У меня листья клена, кленовые листики.
3-й ребенок. У меня листья рябины, рябиновые листья.
4-й ребенок. У меня листья березы, березовые листья.
Логопед. Чудесно! И с этим заданием вы справились.
10. Окончание занятия.Оценка работы
детей.
Логопед предлагает детям высказать свои впечатления о занятии, о картинах, о весне, а потом оценивает работу каждого ребенка.
Май