Обсудим профессиональный секрет

Какое отношение к гуманистическому воспитанию имеет русская пословица «Не бьет, не ругает, но и не наставляет»?

Для работы с детьми

Диагностическая методика

Название: Как я поступаю.

Форма, метод: Тест-игра на скорость заполнения.

Цепь: Выявить отношение учеников к моральным нормам.

Оборудование: Детям предлагаются отпечатанные на одной странице карточки-задания, составленные в виде теста с аль­тернативным выбором одного ответа из нескольких возмож­ных. Учитель просит написать свою фамилию и выбрать один из ответов как можно быстрее. Смысл в том, чтобы дети в ус­ловиях нехватки времени не имели возможности долго раз­мышлять и выдали наиболее достоверные ответы.

Общие методы коррекционной работы

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, ре­шающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармониче­ски организованных.

А. С. Макаренко

Гуманистические принципы педагогической коррекции дикту­ют соответствующие методы коррекционной работы. Методы, как мы знаем, — это пути, способы достижения поставленной цели. В практике коррекционного воспитания используются об­щие и специальные методы. Общие методы воспитания, как нам

3—2915

известно из курса педагогики, подразделяются на три большие группы: методы формирования сознания, организации деятель­ности и стимулирования (рис. 6).

  Общие методы воспитания 1
    ——-"      
формирования ■ сознания В формирования поведения стимулирования 1
объяснение 1 упражнения 1   поощрение 1
увещевание 1 приучение 1   наказание 1
внушение 1 требование 1    
просьба 1 поручение 1   соревнование 1
 
этическая беседа 1 воспитыва­ющие    
пример 1 ситуации    

Рис. 6

Методы формирования сознанияприменяются для усвоения по­нятий, отношений, убеждений. Они очень важны и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса — фор­мирования чувств, эмоционального переживания поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осоз­нанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения,поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений.Не знания, а именно убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько уверенность в обществен­ной необходимости и личной полезности определенного типа по­ведения должна формироваться на этапе развития сознания. Мето­ды тогда достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение достигается также различными методами. В на­чальной школе времен К.Д. Ушинского широко применялись на­зидательные истории, притчи, басни, другие непрямые и образ­ные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами дети. К сожалению, теперь мы почти полностью отказались от использования этих прекрасных методов, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования. Эф­фективность морализирования низкая: бесконечные указания приносят мало пользы. Поэтому, возрождая забытые методы, учителя все больше включают в арсенал методов убеждения забы­тые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назида­тельные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструк­тажи. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область примене­ния. Несмотря на кажущуюся простоту, они требуют высокой педа­гогической квалификации. Применяются системно и комплексно.

Рассказ на этическую тему— это яркое эмоциональное изложе­ние конкретных фактов и событий, имеющих нравственное со­держание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содер­жание нравственных понятий, но и вызывает у школьников поло­жительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этиче­скую тему несколько функций: служить источником знаний, обо­гащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить спосо­бом использования положительного примера в воспитании.

Условия эффективности этического рассказа:

—соответствовать социальному опыту школьников, быть крат­
ким, эмоциональным, доступным, соответствовать пережива­
ниям детей;

—сопровождаться иллюстрациями — произведениями живописи,
художественными фотографиями, изделиями народных умель­
цев. Усиливает рассказ хорошо подобранное музыкальное со­
провождение;

—соответствующая обстановка имеет большое значение для воспри­
ятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружаю­
щей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию
рассказа. В арсенале педагогических средств профессионального


Обсудим профессиональный секрет - student2.ru

воспитателя всегда наготове рассказ для любой обстановки: по­ходного костра, автобусного путешествия, неубранного поля И уютной комнаты, площади большого города или весеннего сада;

— профессионально выполнение. Неумелый, косноязычный рас­
сказчик не может рассчитывать на успех;

— обязательное сопереживание слушателями. Нужно позабо­
титься, чтобы впечатления от него сохранялись как можно
дольше. Нередко воспитательное значение этического расска­
за сильно снижается только потому, что сразу после него дети
переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и
по настроению, например, к спортивному соревнованию.
Разъяснение— это метод эмоционально-словесного воздейст­
вия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от
объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на
данную группу или отдельную личность. Применение этого мето­
да основывается на знании особенностей класса и личностных
качеств детей. Для младших школьников применяются элемен­
тарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так»,
«Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда вос­питаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Они излишни, когда речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе, например нель­зя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь не­обходимы другие методы. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанни­ков к определенному поступку, который уже совершен.

Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно не критическое восприятие школьником слов учителя. Внушение,проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Педагог использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется и для усиления воздействия других мето­дов воспитания. В клинической практике коррекционного воспи­тания внушение сочетается с гипнозом.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям,сочетаю­щим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обра­щения. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возмож­ность достижения высоких результатов. Педагогическая эффек-

II

тивность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его лич­ных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувст­ву собственного достоинства создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень слож­ных ситуациях воспитания.

Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступка­ми. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспи­танника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В та­ких случаях необходимо убедительно показать значение негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негатив­ное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внуше­нием и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.

Этическая беседа— это метод систематического и последователь­ного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инст­руктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к вы­работке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, дети легче постигают их сущность и значение. В большинстве случаев пово­дом для этической беседы становятся конкретные факты, собы­тия, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», сразу же после события, поступка или не­сколько позже, когда дети осмыслят и поймут их.

Эффективностьэтической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа приобрела проблемный харак­
тер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель
будет стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьни­
кам самим находить на них ответы.

2. Не допускайте, чтобы этическая беседа развивалась по за­
ранее составленному сценарию с заучиванием готовых или

подсказанных взрослыми ответов. Давайте детям возможность го­ворить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.

3. Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию, когда
воспитатель говорит, а воспитанники слушают. Лишь откровенно
высказанные мнения позволяют воспитателю направить беседу
так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Успех зави­
сит от того, насколько теплой будет беседа, раскроют ли в ней
воспитанники свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному
опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них актив­
ности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за
основу берутся факты, явления, связанные с непонятными или
чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный
опыт беседы будут успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зре­
ния. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно с
точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в
том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к пра­
вильному выводу. Для этого воспитатель сумеет посмотреть на со­
бытия или поступки глазами воспитанника, сможет понять его
позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа — спонтанный метод. Высоко­профессиональные воспитатели проводят беседы не часто и гото­вятся к ним основательно. В школе первой ступени этическая бесе­да обычно развивается индуктивным путем: от анализа конкретных фактов, их оценки — до обобщения и самостоятельного вывода.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные этиче­ские беседы с провинившимися воспитанниками Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В при­сутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спо­койной, без иронии или высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуж­даемый вопрос действительно беспокоит его наставника и он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Наши рекомендации