Обсудим профессиональный секрет
Какое отношение к гуманистическому воспитанию имеет русская пословица «Не бьет, не ругает, но и не наставляет»?
Для работы с детьми
Диагностическая методика
Название: Как я поступаю.
Форма, метод: Тест-игра на скорость заполнения.
Цепь: Выявить отношение учеников к моральным нормам.
Оборудование: Детям предлагаются отпечатанные на одной странице карточки-задания, составленные в виде теста с альтернативным выбором одного ответа из нескольких возможных. Учитель просит написать свою фамилию и выбрать один из ответов как можно быстрее. Смысл в том, чтобы дети в условиях нехватки времени не имели возможности долго размышлять и выдали наиболее достоверные ответы.
Общие методы коррекционной работы
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
А. С. Макаренко
Гуманистические принципы педагогической коррекции диктуют соответствующие методы коррекционной работы. Методы, как мы знаем, — это пути, способы достижения поставленной цели. В практике коррекционного воспитания используются общие и специальные методы. Общие методы воспитания, как нам
3—2915
известно из курса педагогики, подразделяются на три большие группы: методы формирования сознания, организации деятельности и стимулирования (рис. 6).
Общие методы воспитания 1 | |||||
——-" | |||||
формирования ■ сознания В | формирования поведения | стимулирования 1 | |||
объяснение 1 | упражнения 1 | поощрение 1 | |||
увещевание 1 | приучение 1 | наказание 1 | |||
внушение 1 | требование 1 | ||||
просьба 1 | поручение 1 | соревнование 1 | |||
этическая беседа 1 | воспитывающие | ||||
пример 1 | ситуации |
Рис. 6
Методы формирования сознанияприменяются для усвоения понятий, отношений, убеждений. Они очень важны и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения,поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений.Не знания, а именно убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы тогда достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение достигается также различными методами. В начальной школе времен К.Д. Ушинского широко применялись назидательные истории, притчи, басни, другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами дети. К сожалению, теперь мы почти полностью отказались от использования этих прекрасных методов, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования. Эффективность морализирования низкая: бесконечные указания приносят мало пользы. Поэтому, возрождая забытые методы, учителя все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи. Сильнодействующий метод убеждения — пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, они требуют высокой педагогической квалификации. Применяются системно и комплексно.
Рассказ на этическую тему— это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.
Условия эффективности этического рассказа:
—соответствовать социальному опыту школьников, быть крат
ким, эмоциональным, доступным, соответствовать пережива
ниям детей;
—сопровождаться иллюстрациями — произведениями живописи,
художественными фотографиями, изделиями народных умель
цев. Усиливает рассказ хорошо подобранное музыкальное со
провождение;
—соответствующая обстановка имеет большое значение для воспри
ятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружаю
щей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию
рассказа. В арсенале педагогических средств профессионального
воспитателя всегда наготове рассказ для любой обстановки: походного костра, автобусного путешествия, неубранного поля И уютной комнаты, площади большого города или весеннего сада;
— профессионально выполнение. Неумелый, косноязычный рас
сказчик не может рассчитывать на успех;
— обязательное сопереживание слушателями. Нужно позабо
титься, чтобы впечатления от него сохранялись как можно
дольше. Нередко воспитательное значение этического расска
за сильно снижается только потому, что сразу после него дети
переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и
по настроению, например, к спортивному соревнованию.
Разъяснение— это метод эмоционально-словесного воздейст
вия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от
объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на
данную группу или отдельную личность. Применение этого мето
да основывается на знании особенностей класса и личностных
качеств детей. Для младших школьников применяются элемен
тарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так»,
«Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Они излишни, когда речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе, например нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы другие методы. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Разъяснение опирается на внушение. Для него характерно не критическое восприятие школьником слов учителя. Внушение,проникая в подсознание, действует незаметно, создавая нужные мотивы поведения. Педагог использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется и для усиления воздействия других методов воспитания. В клинической практике коррекционного воспитания внушение сочетается с гипнозом.
В практике воспитания прибегают и к увещеваниям,сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Педагогическая эффек-
II
тивность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.
Этическая беседа— это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, дети легче постигают их сущность и значение. В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», сразу же после события, поступка или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут их.
Эффективностьэтической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Очень важно, чтобы беседа приобрела проблемный харак
тер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель
будет стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьни
кам самим находить на них ответы.
2. Не допускайте, чтобы этическая беседа развивалась по за
ранее составленному сценарию с заучиванием готовых или
подсказанных взрослыми ответов. Давайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.
3. Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию, когда
воспитатель говорит, а воспитанники слушают. Лишь откровенно
высказанные мнения позволяют воспитателю направить беседу
так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Успех зави
сит от того, насколько теплой будет беседа, раскроют ли в ней
воспитанники свою душу.
4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному
опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них актив
ности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за
основу берутся факты, явления, связанные с непонятными или
чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный
опыт беседы будут успешными.
5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зре
ния. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно с
точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.
6. Правильное руководство этической беседой заключается в
том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к пра
вильному выводу. Для этого воспитатель сумеет посмотреть на со
бытия или поступки глазами воспитанника, сможет понять его
позицию и связанные с ней чувства.
Ошибочно думать, будто беседа — спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. В школе первой ступени этическая беседа обычно развивается индуктивным путем: от анализа конкретных фактов, их оценки — до обобщения и самостоятельного вывода.
Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника и он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.