Воспитательная работа с родителями учащихся

В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом сли­янии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья... Толь­ко вместе с родителями, общими уси­лиями, учителя могут дать детям боль­шое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский

ЗАЧЕМ ШКОЛЕ РАБОТА С РОДИТЕ­ЛЯМИ

Всем, имеющим отношение к мето­дике воспитания известно: семья вме­сте со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей

440 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

среды, который определяет успешность либо неуспеш­ность всего учебно-воспитательного процесса. Вот поче­му при большом многообразии обязанностей работа шко­лы с семьей столь значительна в педагогической деятель­ности.

В современной школе меняется многое: структура ее и содержание учебно-воспитательного процесса, пози­ция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоот­ношений, методика и техника урока, подходы к изу­чению многих учебных предметов и ко внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичные отно­шения в «педагогическом треугольнике»: учитель — уче­ник — родители. Ушли в прошлое командно-админист­ративные способы регулирования этих взаимоотноше­ний.

Престали быть эффективными некоторые формы ра­боты школы с родителями: традиционные родительские собрания -- монологи классного руководителя, педаго­гические лектории и университеты, вызовы родителей в школу, сообщения по месту работы о хорошем (либо пло­хом) их отношении к воспитанию собственных детей, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что шко­ла вообще не должна работать с родителями, ибо воспи­тание детей — дело семьи.

Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое, действительно, ушло. Но... Остались родители и дети — с их радостями, горестями, разрешимыми и порой нераз­решимыми проблемами, потребность в своевременном со­вете мудрого, знающего детскую психологию педагога... Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с ро-' дителями: опытный учитель с его проблемами пересмот­ра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контак­ты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.

С момента поступления ребенка в школу возникает и существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и про­тиворечиями, требующими своего разрешения. Вроде бы

6.8, Воспитательная работа с родителями учащихся . 441

у тех и других цели, стремления, надежды, действия одни и те же и направлены на благо ребенка.

Но тогда почему отношения в этом «треугольнике» столь противоречивы и драматичны? Почему чаще всего сообщение ребенка (даже благополучного ученика!) о предстоящем родительском собрании не вызывает у ро­дителей восторга? Почему столь обычны длинные поучи­тельные монологи классного руководителя и почтитель­ное молчание родителей на этих собраниях: неужели так уж согласны со всем эти умудренные жизненным опы­том и знаниями в различных областях люди? И даже если не согласны — тоже молчат. Почему так сопротивляются классные руководители настоятельному требованию ад­министрации школы посещать семьи учащихся? Почему дети так боятся «приглашения» в школу мамы и папы? Почему иногда просьбы педагога «принять меры» или просьбы родителей помочь в воспитании сына или доче­ри так непродуктивны?

И почему при общих целях в воспитании ребенка, при видимой общей заинтересованности сторон возникают бес­конечное количество взаимных претензий, невосприим­чивость критических замечаний, невыполнимость просьб, неумение или даже нежелание войти в положение друг друга, молчаливое или открытое сопротивление, неодоб­рение друг друга?

Видимо, корень проблем и противоречий -- в нару­шенных взаимоотношениях, в позиции каждой из сто­рон. Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и бо­лезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же объединимся мы с тобой, то вместе победим болезнь».

Так и в «педагогическом треугольнике» проблемы ре­бенка (подростка): «надо хорошо учиться», «хочу дружить с.,.», «никак не могу преодолеть лень», «сам не понимаю, почему у меня не получается...», «почему со мной никто не водится?», «мне нравится Катя, а я ей нет», «я хотел, как лучше, а-получилось хуже» и многие-многие другие -это и проблемы родителей, и проблемы педагогов (вос­питателей). Значит, необходимо четко и ясно определить позиции сторон в этом взаимодействии.


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся


ного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.

442 Глава VI. Организация воспитательного_процесса в школе

НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Тогда нетрудно ответить на вопрос: зачем школе, классному руководите­лю работа с родителями.

>• Для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных усло­вий для развития и самоактуализации личности ребен­ка, выработки единых принципов воспитания. >- Для правильного определения (с учетом конкретной социально-педагоги ческой и психологической ситуации развития ребенка) цели и задач воспитания. Возмож­ностей их реализации.

>* Для наиболее эффективной и рациональной расстанов­ки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка), для организации педагогической поддержки ему (что может школа и внешкольные уч­реждения дополнительного образования, а что — ро­дители и их окружение).

>- Для наилучшего изучения ребенка (подростка) с раз­ных позиций, под разным углом зрения: эмоциональ­но-чувственного -- со стороны родителей, и обще­ственно-гражданского, трудового, интеллектуально-по­знавательного, нравственного... — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома. >• Для выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ре­бенка (подростка), для координации и корректиров­ки этих воздействий в различных жизненных ситуа­циях.

>* Для установления эмоционально-положительных вза­имоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Ведь хорошо из­вестно, что воспитательный процесс протекает успеш­но в доброжелательной, радостной атмосфере взаимо­понимания и расположенности к взаимолриятным кон­тактам — формальным и неформальным. Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школь-


ЧТО ЗНАЧИТ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»

В последнее время в теории воспита­ния, а потом и в воспитательной прак­тике школ возник, став международ­ным, термин «воспитание родителей», под которым понимается «помощь родителям в исполне­нии ими функций воспитателей собственных детей, ро­дительских функций... Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию, родители сами должны осоз­навать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается воспитание родителей... Оно не означает унижения или подчинения, а только способ­ствует росту личности»*.

Ученые считают, что функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что «родите­ли, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не толь­ко родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям, ибо растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования»**. При этом считается, что воспита­ние родителей имеет две задачи:«накопление педагоги­ческих знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»***.

ПЯТЬ ФУНКЦИЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаи­модействия воспитателей, детей и родителей в школьной' жизнедея­тельности. В нашей практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с ро­дителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.

* Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. С. 5—6. ** Там же. С. 8. ***Там же. С. 10.

444 Глава VI. Организация воспитательного процесса^ в школе

Первая функция -- ознакомление родителей с содер­жанием и методикой учебно-воспитательного процесса,

организуемого школой, обусловлено необходимостью вы­работки единых требований, общих принципов, опреде­ления цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собствен­ной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.

Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изуче­нием какого-либо предмета), со школьными традиция­ми, стилем и тоном отношений в данном учебном заве­дении. На такое собрание могут быть приглашены учите­ля специальных предметов, представители администрации школы.

В начале учебного года классный руководитель знако­мит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, класс­ный руководитель (либо учитель) также знакомит с со­держанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение», «Здоровье человека», «Культура речи», «Психология об­щения», «Основы этикета», «Этика и психология семей­ной жизни»,- «История религии» и др. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично для просвещения родителей в области вводимо­го предмета и оснащения их методикой внеурочной дея­тельности в условиях домашнего воспитания.

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся__________ 445

Правильно заметил Д. Гранин в повести «Обратный би­лет»: «Никто не учит родителей, как «работать» родите­лями. Самая ответственная из всех работ, а делают ее кто как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».

Вот почему классный руководитель, обладающий боль­шей компетентностью в области психолого-педагогичес­ких знаний, лучше знающий детей в широкой социаль­ной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Связанные с этой проблемой противоречия современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за со­бой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и пси­хологов постоянно фиксируют низкий уровень психоло­го-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе и у самих родителей.

Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой шко­лы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оп­равдавшие себя на практике формы психолого-педагоги­ческого просвещения родителей*.

5^ Народные университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных обще­ственных организациях по месту жительства и т.д. 5* Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в клас­сах по специально разработанной педагогическим кол­лективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее • подготовленные педагоги школы.

>• Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как



ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Вторая функция работы классного руководителя с родителями — их пси­холого-педагогическое просвещение.

* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136—141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе

помочь школьнику учиться», «Духовное развитие со­временного школьника», «Как помочь школьнику выб­рать будущую профессию»^ «Школьник в рыночных от­ношениях современного общества», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

>- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов: для родителей школь­ников-туристов; для родителей школьников, избрав­ших педагогическую профессию; для родителей труд­ных детей; для родителей одаренных детей; для роди­телей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.

>• Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и клас­сного коллектива, содержания и методики воспитатель­ного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юри­дической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, ба­бушек и дедушек), проблемные конференции всех ро­дителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школь­ного психолога, социального работника, приглашен­ных специалистов — врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специ­альной литературой.

>• Индивидуальные консультации (психологические, пе­дагогические, медицинские, юридические), осуществ­ляемые специалистами в консультациях «Семья и брак», женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.

>• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Третья функция -- вовлечение роди­телей в совместную с детьми деятель­ность— все шире практикуется в со­временной школе. Мотивируется это задачами расшире-


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

ния воспитывающей среды, увеличения диапазона пози­тивных влияний на развивающуюся личность школьни­ка, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

В практике современной школы могут быть использо­ваны различные формы вовлечения родителей в совмес­тную с детьми деятельность:

О участие во всех формах внеурочной деятельности, орга­низуемой классным руководителем (походы, экскур­сии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоус­тройство школы и т.д.);

О участие родителей в подготовке общешкольных тради­ционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета, праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я — спортивная семья»); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;

О участие в профориентационной работе школы: встре­чи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориента­ции; О ведение факультативов и кружков согласно профилю

своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5—6 человек) для учащихся

класса;

О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;

О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства об­разования* рекомендованы для внедрения в практику

Журнал «Народное образование», 200], № 4. С. 252—256.

г

448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе

участия родителей в деятельности школы, класса такие формы.

Формы познавательной деятельности:общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, тур­ниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предмет­ных газет, заседания, отчеты научных обществ школьни­ков. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосред­ственно участвовать в мероприятиях, создавая собствен­ные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские кон­ференции «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распро­дажа семейных поделок. Выставки «Мир наших увлечений».

Формы досуга:совместные праздники, подготовка кон­цертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клу­бах выходного дня родители организуют деятельность дет­ских групп, сформированных с учетом интересов и симпа­тий. Широкое распространение получают семейные праз­дники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День ба­бушек и дедушек», «День моего ребенка», «День взаимного благодарения»; игровые семейные конкурсы: «Спортив­ная семья», «Музыкальная семья», конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях раз­личной направленности, музеях.

КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Четвертая функция работы школы и классного руководителя с родителя­ми -- это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.Первый аспект ее — оказание психолого-педагоги ческой помощи в организации семейного воспитания различных катего­рий, учащихся (одаренных, проявляющих склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности).


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помо­щи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, пре­одоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вред­ных привычек (курения, употребления спиртных напит­ков, наркотических и токсичных средств), помощи в пре­одолении дурного влияния асоциальных и антисоциаль­ных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семь­ях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со свод­ными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.

И еще это индивидуальная работа с неблагополучны­ми семьями учащихся; аморальными и противоправны­ми; вовлекающим детей в пьянство и преступную дея­тельность; семьями с повышенной конфликтностью; се­мьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный ру­ководитель осуществляют совместно с правоохранитель­ными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ

И последняя, пятая функция — это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общест­венными организациями родителей.

Наш опыт показал, что в идеале активом могут быть все родители, если родительское самоуправление стро­ить параллельно с детским; если дочка — культорг, то и мама с папой помогают в этом; если сын — «казначей», то и мама или папа — держатель классной кассы; роди­тели туроргов или физоргов — турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) —* председатель родительского коми­тета и 2—3 человека для социально-бытовой комиссии,

15. Заказ №1233.


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

них — свои права и обязанности, свое содержание дея­тельности.

450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ОРГАНИЗАЦИОН­НЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

2 человека — в родительский комитет школы (или совет школы, если таковой функционирует).

Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными органи­зациями родителей -- родительскими комитетами шко­лы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами во­инских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяет­ся статусом и положением (либо уставом) соответствую­щей общественной организации. В компетенцию их мо­жет входить:

- оказание материальной помощи школе, отдельным се­
мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма­
териальные отчисления предприятий);

- коллегиальное решение отдельных вопросов жизни
школы;

- связь с административными и правоохранительными
органами;

- помощь школе и классам в проведении воспитатель­
ной работы с учащимися;

- участие в работе с родителями учащихся (проведение
родительских собраний, конференций, лекториев; ока­
зание материальной помощи и моральной поддержки
малообеспеченным и многодетным семьям; моральное
и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно­
сящихся к воспитанию детей и др);

- объединение родителей по семейным проблемам (шко­
ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло­
дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди­
телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досу-
говые семейные клубы);

- установление связи с учреждениями культуры и допол­
нительного образования.

Так, например, в школе № 49 г. Твери создана обще­ственная родительская организация «Семья и школа», при которой работают несколько комиссий, решающих на­сущные проблемы семейного воспитания: комиссия ох­раны прав детства и социальной .защиты; образователь­ная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из

В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или прак­тически все функции. Назовем неко­торые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитив­ного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошед­ший период; детские праздники, посвященные родите­лям; различного рода состязания «Взрослые и дети» (ин­теллектуальные, спортивные, игровые).

Творчески работающим учителем могут быть «изобре­тены» нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. Например, «педагогический ринг», «педагогический треугольник», «чаепитие по пят­ницам», открытые уроки для отцов и матерей, педагоги­ческие практикумы, диспуты (например, на тему «Лю­бовь к детям, какая она?», «Что значит семейный уют?», «Хорошая семья -- какой ей быть?»), семейные празд­ники, вечера, клубы общения, миникружки под руко­водством родителей...

стиль и тон ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Успешность (либо неуспешность) пе­дагогического взаимодействия шко­лы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педа­гога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения пе­дагога с родителями (будь то родительское собрание, ин­дивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (груп­пе детей или классу в целом): «что хорошего я могу ска­зать...». И дальше перечень положительных черт характе-







452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или зна­чительного продвижения в учебе, нравственных поступ­ках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителя­ми трудного ученика, недостойного поведения учащих­ся, печального или возмутительного события в классе... Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде все­го взаимное расположение родителей и педагога: психо­терапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или клас­сом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) — с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей — с другой, ибо посте­пенно в сознании родителя утверждается мысль: «Он (она) так же, как и я, любит моего ребенка, уважитель­но к нему относится, ему (ей) можно доверить мои за­боты и тревоги: вот кто мне может помочь». Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один — проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная «под­стройка» чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.

2. Следующий элемент может быть выражен в словах
школьного педагога: «...но меня беспокоит...» И дальше
суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При­
чем важно выражение недовольства, негодования, воз­
мущения и т.д. в форме беспокойства;ведь мы оба лю­
бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере­
сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы
обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто­
рон, заинтересованность, доброжелательность, общую
озабоченность в решении проблемы, принятие родите­
лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

3. Выявление и анализ причин, породивших данное
негативное явление в личности ученика, в особенностях
группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

ет место дома и в школе, следствием каких других явле­ний и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального проте­кания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрез­вычайно важны союз педагогов и родителей, их взаим­ная расположенность и доверительность, полная откро­венность, ибо в противном случае сокрытие важных при­чин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.

4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога
и родителей мер воспитательного воздействия на ребен­
ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут­
ного воздействия. Классный руководитель проектирует на
основании этого целую систему воспитательных мероп­
риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк­
скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно­
го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол­
нующим отдельных учащихся, их родителей, класса в
целом и коллектив родителей. При этом хорошо, если са­
мое активное участие в делах класса примут родители.

5. Выработка единого стиля и тона, педагогического
такта, общих критериев оценки поступков и личности
ребенка или класса, совместная инструментовка избран­
ных средств, методов и приемов. Это общие договорен­
ности типа: «Давайте не будем унижать его (ее) подозре­
нием (недоверием, мелочной опекой...)», «Надо отныне
дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и
дома», «Нам, очевидно, надо почаще контактировать,
чтобы не утратить так необходимого сейчас контроля»,
«К вашему ребенку нужно повышать требования и дома,
и в школе», «Нужно переменить тактику строгости и ули­
чений в мелочных проступках на доверие и незаметный
для подростка контроль», «Чтобы сформировать культу­
ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре­
дельно дисциплинированны и культурны» и т.п.

Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, де­лают все более и более продуктивными, постепенно при-


454 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

водят к гармонии сторон в рамках педагогического треу­гольника.

ЕСЛИ ЕСТЬ КОНФЛИКТ «РОДИ­ТЕЛИ о ШКОЛА»

Предмет особой заботы классного ру­ководителя — возникновение конф­ликтов «родители & школа». Они мо­гут быть разнообразны, как разнооб-• разны и причины, их породившие. К ним надо относиться серьезно, ибо они нарушают един­ство и системность воспитательного процесса. Надо тща­тельно изучить причины, расстановку позиций всех уча­стников конфликта и в логике названных выше пяти эле­ментов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоле­ния конфликта*.

Вопросы для самопроверки и размышления

Философское, психологическое и педагогическое обосно-

вание необходимости работы школы, классного руководи­теля с родителями учащихся.

2. Понятие «воспитание родителей»: в чем его смысл? Како­
во назначение?

3. Основные функции работы школы, классного руководите­
ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание
этой работы?

4. Этико-психологические основы и методические правила
работы школьного педагога с родителями учащихся.

5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.

Рекомендуемаялитература

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: за­чем? М., 1993.

Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.

Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья — субъект и объект воспи­тания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.

Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.

Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алек­сеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,

Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родите­лями. М., 1980.

Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педаго­гические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.

Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М,, 2000.

Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.

Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.

Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребен­ников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.

* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37—47.

Вместо заключения




Вместо заключения

«Все в этой книге может оказаться ошибкой», ~ на­писал Ричард Бах в своей книге «Иллюзии Миссии по­неволе». Так можно сказать и об этой книге, ибо процесс воспитания, а значит и наука о нем — диалектичны. Ме­няется постоянно все -- дети, педагоги, родители, об­становка, в которой протекает воспитательный процесс...

Любое явление воспитания видится каждым педагогом по-своему. А значит, и логика развития и совершенство­вания мастерства у каждого своя.

Размышляя о том, как обучают Учителя мудрой науке и тонкому искусству ВОСПИТАНИЯ — будь то на сту-денческо-педагогической скамье, в школьной практике, в рекомендациях умудренных опытом старших коллег или в жите и ско-обыденных советах доброжелателей — неволь­но вспоминаешь известную притчу о Зайце и Медведе.

...Идет Зайчик по лесу и горько-горько плачет. Навстре­чу ему Медведь: «Что это ты, Заяц, плачешь?» Заяц: «Да как мне, Медведь, не плакать. Все меня обижают — бьют, дразнят, гоняют, шпьшяют. Житья не стало... Да вот и Волк тоже — съесть грозился». «Ха! — сказал Медведь, -а я то думал, беда у тебя какая! Нет ничего проще горю твоему помочь: ты на них гаркни! Вот и все».

Аналогия с притчей возникает не потому, что неред­ко молодой (либо неопытный) педагог получает советы типа: «Будь с ними построже!», «Возьми их в ежовые ру­кавицы», «Заставь себя уважать» и т.п. Смысл аналогии в том, что и в учебниках педагогики, и в лекциях масти­тых вузовских педагогов, и в педагогической периодике, и в мудрых советах опытных и знающих коллег — вездедаются рекомендации, как надо грамотно" воспитывать де­тей-- это так. Но рекомендации эти абстрактны.Еще

Я. Корчак во вступлении к книге «Как любить ребенка» говорил о том, что таких рекомендаций быть не может, ибо, как можно давать советы, как неизвестномупедаго­гу, в неизвестныхусловиях воспитывать неизвестногомне ребенка. А что же быть может? Это собственная чуткая и мудрая мысль, рожденная в муках педагогической прак­тики и в отыскании решения проблем в обширном бага­же ЗНАНИЙ о ребенке и науки о воспитании, накоп­ленных человечеством.

Да, именно этим утверждением и хочется закончить книгу о воспитании: каждый Учитель — воспитатель в иде­але формирует СВОЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОЗИ­ЦИЮ — сплав жизнелюбия и оптимизма, высокого чув­ства собственного достоинства, мастерства «высшего пи­лотажа», основанного на глубоком знании науки о ребенке и о воспитании, и собственного опыта творческой педа­гогической деятельности. Хочется верить, что наша книга внесет свою лепту в процесс самоактуализации творчес­кой личности школьного педагога, пробудив его собствен­ные мысли к самосовершенствованию. Чтобы достойно выполнить свою высокую миссию, о которой говорил еще Аристотель: «Учителя, которым дети обязаны воспитани­ем, почтеннее, чем родители...: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь».

Методические материалы




Наши рекомендации