Дикие животные, их детеныши
1. Показывать, называть диких животных наших лесов, детенышей, части тела (волк, волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха, зайчонок).
2. Называть жилища диких животных (у медведя — берлога, у волка — логово).
3. Употреблять относительные прилагательные, учитывая правила их согласования с существительными в роде и падеже (Дидактически игры "Отгадай, чей хвост", "Что перепутал художник?", "Что забыл нарисовать художник?").
4. Рассказывать сказку В. Бирюкова "Волчий хвост" по ролям.
5. Выучить 2-3 загадки о животных.
6. Составлять предложения с числительными и существительными, согласуя их в роде и числе.
У волчицы один волчонок, а в стае много валков, много волчат. У белки в гнезде один бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.
Транспорт.
1. Называть наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Знать основные части машины (мотор, колеса, кабина, кузов) самолета, корабля.
2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из железа — железный, из алюминия — алюминиевый.
3. Называть профессии людей на транспорте: водитель, слесарь, контролер: (Сюжетно-ролевые и дидактические игры "Поезд", "Кому что нужно?")
4. Составлять рассказы — описания машины, самолета, корабля по плану: Что это? Какой? Для чего нужен?
5. Выучить 2-3 загадки о видах транспорта.
Мебель.
1. Показывать и называть предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка; и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка.
2. Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пластмассовый, железный — стол, стул.
3. Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать действия, сюжетные картинки.
4. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые, дидактические игры "В мебельном магазине", "В гостях у Буратино".)
5. Выучить 2-3 загадки про предметы мебели.
Семья.
1. Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. (Дима — мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки.)
2. Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами. (Бабушка работает в магазине. Она продает посуду.)
3. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры "Дочки — матери", "Бабушкин день рождения".)
4. Выучить 2-3 загадки или четверостишие о членах семьи.
Третий период обучения.
Посуда.
1. Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: принес чашку — отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл, перемыл и т. д.
2. Образовать притяжательные прилагательные. Бовина чашка, мамина тарелка, папин стакан.
3. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений с предлогами.
Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая.
4. Выучить загадки по теме.
Продукты.
1. Активизировать глагольный словарь (приставочные глаголы): принести, отнести, поднести, унести, вынести.
2. Подбирать синонимы и антонимы (имена прилагательные), употреблять притяжательные прилагательные. (Манная каша вкусная, сладкая, ароматная. У Тани каша горячая, а у Вовы холодная. Бовину кашу надо подогреть.
3. Согласовывать числительные с существительными: У Миши 5 конфет. Мама купила 2 булочки и 4 рогалика.
4. Составлять предложения: Нина не ест кашу, потому что она не голодна. Чтобы приготовить борщ, нужно купить мясо и овощи. Повар налил в кастрюлю много воды, потому что он будет варить суп.
Сад — огород.
1. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок (по демонстрации действий, по сюжетным картинкам): наливать, поливать, выливать, переливать овощи и фрукты.
2. Образовывать антонимы "Скажи наоборот": лимон кислый, а банан сладкий. Морковка твердая, а помидор мягкий.
3. Образовывать притяжательные прилагательные. Танин помидор зеленый, Бовин помидор красный.
4. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суффиксов: желтый — желтенький, красный — красненький.
5, Отвечать на вопросы и составлять предложения типа: Что мама делает из яблок? Из яблок мама варит компот. Мама варит яблочный компот. Из яблок мама варит варенье. Мама варит яблочное варенье.
Весна.
1. Называть основные признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы.
2. Объяснить словосочетания типа: "вить гнезда", "выводить птенцов".
3. Образовывать множественное число имен существительных: дерево — деревья, сук — сучья, пень — пни, корень — коренья.
4. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончи предложение: На высоком дереве гнездо, а на высоких деревьях — ...(гнезда). В маленьком гнезде птенец, а в маленьких гнездах — ...(птенцы).
5. Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами. Отвечать полным предложением на вопросы: Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда?
6. Выучить загадки, четверостишия о весенних явлениях природы. Лето.
1. Называть основные признаки лета: жарко греет солнце; дни длинные, а ночи короткие; на деревьях много зеленых листьев; цветут цветы, поспевают ягоды, грибы.
2. Показывать и называть отдельные виды деревьев, грибов, цветов, насекомых, уметь образовывать от существительных единственного числа существительные множественного числа, уменьшительные формы имен существительных.
3. Образовывать существительные с помощью приставок: под березой — подберезовик, под осиной — ...; путем сложения основ существительных, глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый — светло-зеленый, пчел разводит — пчеловод.
4. Употреблять разные типы предложений с предлогами и союзами. (Дети пошли купаться, потому что было жарко. В воде дети плавали, ныряли, доставали со дна ракушки.)
5. Выучить загадки о явлениях природы, играх и забавах детей летом.
Сезонная одежда — обувь.
1. Называть существительные, обозначающие профессии: швея, сапожник, продавец, чистильщик, гладильщик; и инструменты, необходимые для работы: иголка, линейка, шило. Использовать настольно-печатные пособия, проводить сюжетно-ролевые игры.
2. Подбирать слова — синонимы и антонимы, согласовывая их в роде, числе, падеже.
Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая.
3. Согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже: 2 сапога, 5 шапок, 7 маек.
4. Составлять предложения со зрительной опорой на предметные картинки. Объединять предложения в короткий рассказ.
Мама купила Томе новый комбинезон. Томе комбинезон очень понравился, потому что он был красивый и удобный. Тома надела комбинезон и вышла на улицу, чтобы показать его подругам.